Главное Авторские колонки Вакансии Образование
😼
Выбор
редакции
2 946 1 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Пока все дома: предприниматели о первом месяце удаленной работы

Журналистка Ольга Муравьева опросила топ-менеджеров финансового, промышленного, ИТ и ритейл бизнеса о потерях в кризис, плюсах для отрасли и переводе команды на удаленный режим.

С начала ввода режима самоизоляции прошел месяц. Почти 330 тысяч предприятий оказались в зоне риска навсегда остаться закрытыми. Большинство предприятий были вынуждены перевести часть сотрудников на удаленку, однако только 7% предпринимателей оказались готовы изменить режим работы для всего штата.

Банковская сфера — один из лидеров в области цифровизации в России. Вместе с тем банковский бизнес традиционно является и одним из самых консервативных. Насколько быстро и безболезненно банки переходят на удаленный формат работы, во многом зависит от величины и инновационности компании. Для небольших банков, ориентированных на малый и средний бизнес, переход на удаленку занял минимальное время. Помогли отсутствие бюрократии и широкое применение цифровых технологий.

Опыт банка:

«В последние недели система управления в нашей компании не изменилась. Мы лишь скорректировали формат коммуникаций. Безусловно, проще собрать людей в офисе, чем договориться о правилах дистанционного общения: на какой платформе оно будет происходить, при помощи каких средств, в каком объеме.

Раньше рабочие вопросы решались, когда люди просто собирались вместе в переговорной комнате. Сейчас коммуникация осуществляется при помощи сервиса видеоконференций Zoom и корпоративного мессенджера Slack. Активности в рамках проектной работы также перенесены в виртуальную плоскость, на площадку Notion. Нашим коллегам пришлось освоить много нового софта. Но в целом подход к работе у нас не изменился».

Алексей Федоров, заместитель председателя правления VestaBank

Компания Sigfox Россия — единственный в стране оператор сети 0G для интернета вещей — практиковала дистанционный формат работы еще до самоизоляции. Часть сотрудников компании работает в регионах с разными часовыми поясами, поэтому регулярная коммуникация для них всегда была очень важна, а в режиме соблюдения самоизоляции стала просто жизненно необходима.

Основатель Sigfox Россия Эрик Бриссе уверен, быстрое принятие решений в дистанционном формате работы — ключевой момент, который помогает держать динамику, сохранять мотивацию и оптимизм коллектива. Расставив акценты в ежедневной работе, в компании выбрали ресурсы, которые помогают и удаленную работу сотрудников сделать эффективной.

Опыт оператора сети для интернета вещей:

«Для нас важна мобильность сотрудников, доступ к данным, возможность совместной работы над документами, проектами, оперативное оповещение и коммуникация. Поэтому доступ ко всем необходимым файлам организован в специализированных программах облачного хранения Google и совместной работы Basecamp. Контроль и исполнение задач в срок также ведется в режиме онлайн. Считаю, что сотрудники должны понимать, что удаленный формат не является обоснованием не выполнять поставленные задачи.

Еженедельно мы проводили „планерки“, где заслушивали отчеты по работе, выполненной сотрудниками в течение недели (что получилось и нет, какие проблемы возникли), а также ставили задачи на следующую. С переходом сотрудников на дистанционный режим, „планерки“ перешли в формат конференц-коллов.

В условиях самоизоляции мы ввели еще одну форму коммуникации между сотрудниками — утренние неформальные онлайн-встречи. Два раза в неделю мы проводим „виртуальные кофе-минутки“, на которых обсуждаем не только текущие вопросы бизнеса, но и просто делимся интересными моментами жизни.

Я заметил, что этого неформального общения на „удалёнке“ стало больше. Незаменимой частью ведения бизнеса в новых условиях стали мессенджеры. Общая группа теперь выступает не просто коммуникационным инструментом для рассылки важных новостей и обновлений. Здесь мы еще и просто общаемся: поздравляем друг друга с праздниками, делимся интересными новостями из СМИ, шутим. В условиях удаленной работы это необходимо».

Эрик Бриссе, основатель и президент Sigfox Россия

Основатель автоматизированных комплексов Benza Михаил Колесников работает в топливном бизнесе почти 30 лет. Пережив кризис 90-х и гиперинфляцию, предприниматель оценивает будущее рынка более, чем позитивно. Сегодня компания создает «умные» бензоколонки для «Газпромнефть», «Алроса», «Роснефть» и других крупных клиентов. Михаил отмечает, что переход на удаленку производственного предприятия открывает возможности для оптимизации бизнес-процессов.

Опыт производителя оборудования для заправки топливом:

«Мы перевели на удаленку административный персонал и сейчас уже всем удается полностью погрузиться в процессы. Решили воспользоваться ситуацией, чтобы научиться эффективно коммуницировать на расстоянии. В этом даже плюс. Появилось время на улучшение бизнес-процессов, написания инструкций, описание производственных цепочек, регламентов и прочего.

Активность заказчиков в нашей отрасли снизилась на 50-60%. Мы ожидали худших цифр. Сыграла роль специфика нашей продукции. Сейчас активизируется спрос на системы автоматизации топливообеспечения, так как многие предприятия стали сокращать издержки на всем, включая заправку топливом своего автопарка.

В компании сейчас существует нагрузка на несколько месяцев вперед. В отличии от ритейла или другой сферы, у нас длинный цикл производства и на подобные изменения мы реагируем медленнее. Поэтому сокращений не предусматриваем — работаем над текущими заказами.

Финансовые показатели в этом году снизятся. Это ожидаемо. Поэтому мы планируем сократить инвестиционные затраты. В оптимистичном сценарии, рассчитываем длительность карантина в два месяца. Если так, то потери будут невысокими.

При восстановлении экономики отрасль снабжения и обслуживания топливообеспечения и заправок быстро восстановится. Мы уже проходили четыре кризиса, начиная с 98 года. Исходя из опыта могу сказать, что спасти предприятие помогают резервы, которые нужно накапливать для таких ситуаций. При благоприятном сценарии ожидаю, что в течении двух месяцев отрасль восстановится»

Михаил Колесников, основатель бренда Benza

Переход на удаленную работу изменил некоторые привычные сценарии работы. Например, стали невозможными опоздания сотрудников по не зависящим от них причинам. Многие стали отмечать повышение производительности — больше нет совместных перекуров, затянувшихся обедов и чаепитий. Интересно, что при исчезновении личного контакта коммуникация стала более четкой: теперь сложно истолковать договоренности по-своему.

Опыт сервиса аренды вещей:

«У нас всегда было много удаленной работы. Присутствие в офисе в обычной жизни обязательно только два раза в неделю, для проведения общих совещаний и возможности „подзарядиться“ рабочим настроением, покреативить, поделиться идеями, для многих это важно. Но при переходе на 100% удаленку появились свои плюсы.

Сейчас сотрудники перестали опаздывать на совещания — невозможны отмазки, что был в пути или на встрече. Улучшилось взаимопонимание, так как раньше поговорили: кто что хотел, то и услышал. А теперь в письменном виде формулировки лаконичнее и для истории остаются. Мы еще активнее стали использовать Trello, Google Docs и Яндекс трекер, для фиксации задач и сроков. Раньше использовали голосовую связь, сейчас стали больше использовать видео.

До карантина был один психологический эффект в решении вопросов: дело не срочное, завтра-послезавтра увидимся в офисе — обсудим. Теперь завтра-послезавтра офиса не будет и вопрос решается сразу. Но есть и трудности — некоторым сотрудникам явно не работается без живых „пинков“. Что с ними делать — думаем».

Екатерина Крайванова, сооснователь сервиса аренды вещей Next2U

Не все компании оптимистичны в своих оценках происходящего. Одна из наиболее пострадавших областей — цветочный бизнес, для представителей которого карантин и удаленная работа стали почти катастрофой.

Опыт цветочного бизнеса:

«Сейчас наши супермаркеты временно закрыты, работают только онлайн-продажи, но они не могут обеспечить нужного объема. Мы торгуем цветами и связаны со скоропортом, плюс у нас очень длинная логистика. К примеру, когда мы заказываем эквадорские розы, от момента, когда их срезали и до поступления в наши магазины, проходит две недели. То есть прогнозировать поставки и нормальный объем, учитывая количество наших магазинов, такой объем цветов просто нереально достать в короткие сроки. Поэтому наши цветочные магазины будут закрыты до нормализации в России ситуации в целом.

Я считаю, что на удалённой работе никто не останется, потому что удалёнка показала существенное падение КПД у сотрудников. Они не готовы работать удалённо так же эффективно, как и в офисе.

Для себя мы уже подготовили ряд оптимизаций, связанных с закрытием филиалов. Из 85 мы будем закрывать 20-22 филиала. Далее всё будет зависеть от спроса и соглашений с арендодателями. Наша компания чётко понимает, что после того, как рынок поймет, где мы оказались, будем масштабироваться за счёт новых арендных мест с новыми арендными ставками. Офисную часть и часть аренды на офисные помещения будем урезать, здесь встаёт вопрос ужимаемости, поэтому расчёт квадратных метров на одного сотрудника уже будет неуместен».

Иван Утенков, основатель первой федеральной сети цветочных супермаркетов «Цветочный ряд»

Читайте также:

Какие стартапы привлекают инвестиции в кризис: обзор ключевых сделок

Внедряем CRM на удаленке. Чек-лист для руководителя отдела продаж

14 срочных мер: программа спасения российского бизнеса от основательницы сети «АндерСон»

Как бизнесу адаптироваться к новым условиям: 8 вдохновляющих примеров

Как кризис ударил по кафе и ресторанам в разных регионах России: данные IIKO

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем