редакции Выбор
Пока все дома: предприниматели о первом месяце удаленной работы
С начала ввода режима самоизоляции прошел месяц. Почти 330 тысяч предприятий оказались в зоне риска навсегда остаться закрытыми. Большинство предприятий были вынуждены перевести часть сотрудников на удаленку, однако только 7% предпринимателей оказались готовы изменить режим работы для всего штата.
Банковская сфера — один из лидеров в области цифровизации в России. Вместе с тем банковский бизнес традиционно является и одним из самых консервативных. Насколько быстро и безболезненно банки переходят на удаленный формат работы, во многом зависит от величины и инновационности компании. Для небольших банков, ориентированных на малый и средний бизнес, переход на удаленку занял минимальное время. Помогли отсутствие бюрократии и широкое применение цифровых технологий.
Опыт банка:
«В последние недели система управления в нашей компании не изменилась. Мы лишь скорректировали формат коммуникаций. Безусловно, проще собрать людей в офисе, чем договориться о правилах дистанционного общения: на какой платформе оно будет происходить, при помощи каких средств, в каком объеме.
Раньше рабочие вопросы решались, когда люди просто собирались вместе в переговорной комнате. Сейчас коммуникация осуществляется при помощи сервиса видеоконференций Zoom и корпоративного мессенджера Slack. Активности в рамках проектной работы также перенесены в виртуальную плоскость, на площадку Notion. Нашим коллегам пришлось освоить много нового софта. Но в целом подход к работе у нас не изменился».
Компания Sigfox Россия — единственный в стране оператор сети 0G для интернета вещей — практиковала дистанционный формат работы еще до самоизоляции. Часть сотрудников компании работает в регионах с разными часовыми поясами, поэтому регулярная коммуникация для них всегда была очень важна, а в режиме соблюдения самоизоляции стала просто жизненно необходима.
Основатель Sigfox Россия Эрик Бриссе уверен, быстрое принятие решений в дистанционном формате работы — ключевой момент, который помогает держать динамику, сохранять мотивацию и оптимизм коллектива. Расставив акценты в ежедневной работе, в компании выбрали ресурсы, которые помогают и удаленную работу сотрудников сделать эффективной.
Опыт оператора сети для интернета вещей:
«Для нас важна мобильность сотрудников, доступ к данным, возможность совместной работы над документами, проектами, оперативное оповещение и коммуникация. Поэтому доступ ко всем необходимым файлам организован в специализированных программах облачного хранения Google и совместной работы Basecamp. Контроль и исполнение задач в срок также ведется в режиме онлайн. Считаю, что сотрудники должны понимать, что удаленный формат не является обоснованием не выполнять поставленные задачи.
Еженедельно мы проводили „планерки“, где заслушивали отчеты по работе, выполненной сотрудниками в течение недели (что получилось и нет, какие проблемы возникли), а также ставили задачи на следующую. С переходом сотрудников на дистанционный режим, „планерки“ перешли в формат конференц-коллов.
В условиях самоизоляции мы ввели еще одну форму коммуникации между сотрудниками — утренние неформальные онлайн-встречи. Два раза в неделю мы проводим „виртуальные кофе-минутки“, на которых обсуждаем не только текущие вопросы бизнеса, но и просто делимся интересными моментами жизни.
Я заметил, что этого неформального общения на „удалёнке“ стало больше. Незаменимой частью ведения бизнеса в новых условиях стали мессенджеры. Общая группа теперь выступает не просто коммуникационным инструментом для рассылки важных новостей и обновлений. Здесь мы еще и просто общаемся: поздравляем друг друга с праздниками, делимся интересными новостями из СМИ, шутим. В условиях удаленной работы это необходимо».
Основатель автоматизированных комплексов Benza Михаил Колесников работает в топливном бизнесе почти 30 лет. Пережив кризис 90-х и гиперинфляцию, предприниматель оценивает будущее рынка более, чем позитивно. Сегодня компания создает «умные» бензоколонки для «Газпромнефть», «Алроса», «Роснефть» и других крупных клиентов. Михаил отмечает, что переход на удаленку производственного предприятия открывает возможности для оптимизации бизнес-процессов.
Опыт производителя оборудования для заправки топливом:
«Мы перевели на удаленку административный персонал и сейчас уже всем удается полностью погрузиться в процессы. Решили воспользоваться ситуацией, чтобы научиться эффективно коммуницировать на расстоянии. В этом даже плюс. Появилось время на улучшение бизнес-процессов, написания инструкций, описание производственных цепочек, регламентов и прочего.
Активность заказчиков в нашей отрасли снизилась на 50-60%. Мы ожидали худших цифр. Сыграла роль специфика нашей продукции. Сейчас активизируется спрос на системы автоматизации топливообеспечения, так как многие предприятия стали сокращать издержки на всем, включая заправку топливом своего автопарка.
В компании сейчас существует нагрузка на несколько месяцев вперед. В отличии от ритейла или другой сферы, у нас длинный цикл производства и на подобные изменения мы реагируем медленнее. Поэтому сокращений не предусматриваем — работаем над текущими заказами.
Финансовые показатели в этом году снизятся. Это ожидаемо. Поэтому мы планируем сократить инвестиционные затраты. В оптимистичном сценарии, рассчитываем длительность карантина в два месяца. Если так, то потери будут невысокими.
При восстановлении экономики отрасль снабжения и обслуживания топливообеспечения и заправок быстро восстановится. Мы уже проходили четыре кризиса, начиная с 98 года. Исходя из опыта могу сказать, что спасти предприятие помогают резервы, которые нужно накапливать для таких ситуаций. При благоприятном сценарии ожидаю, что в течении двух месяцев отрасль восстановится»
Переход на удаленную работу изменил некоторые привычные сценарии работы. Например, стали невозможными опоздания сотрудников по не зависящим от них причинам. Многие стали отмечать повышение производительности — больше нет совместных перекуров, затянувшихся обедов и чаепитий. Интересно, что при исчезновении личного контакта коммуникация стала более четкой: теперь сложно истолковать договоренности по-своему.
Опыт сервиса аренды вещей:
«У нас всегда было много удаленной работы. Присутствие в офисе в обычной жизни обязательно только два раза в неделю, для проведения общих совещаний и возможности „подзарядиться“ рабочим настроением, покреативить, поделиться идеями, для многих это важно. Но при переходе на 100% удаленку появились свои плюсы.
Сейчас сотрудники перестали опаздывать на совещания — невозможны отмазки, что был в пути или на встрече. Улучшилось взаимопонимание, так как раньше поговорили: кто что хотел, то и услышал. А теперь в письменном виде формулировки лаконичнее и для истории остаются. Мы еще активнее стали использовать Trello, Google Docs и Яндекс трекер, для фиксации задач и сроков. Раньше использовали голосовую связь, сейчас стали больше использовать видео.
До карантина был один психологический эффект в решении вопросов: дело не срочное, завтра-послезавтра увидимся в офисе — обсудим. Теперь завтра-послезавтра офиса не будет и вопрос решается сразу. Но есть и трудности — некоторым сотрудникам явно не работается без живых „пинков“. Что с ними делать — думаем».
Не все компании оптимистичны в своих оценках происходящего. Одна из наиболее пострадавших областей — цветочный бизнес, для представителей которого карантин и удаленная работа стали почти катастрофой.
Опыт цветочного бизнеса:
«Сейчас наши супермаркеты временно закрыты, работают только онлайн-продажи, но они не могут обеспечить нужного объема. Мы торгуем цветами и связаны со скоропортом, плюс у нас очень длинная логистика. К примеру, когда мы заказываем эквадорские розы, от момента, когда их срезали и до поступления в наши магазины, проходит две недели. То есть прогнозировать поставки и нормальный объем, учитывая количество наших магазинов, такой объем цветов просто нереально достать в короткие сроки. Поэтому наши цветочные магазины будут закрыты до нормализации в России ситуации в целом.
Я считаю, что на удалённой работе никто не останется, потому что удалёнка показала существенное падение КПД у сотрудников. Они не готовы работать удалённо так же эффективно, как и в офисе.
Для себя мы уже подготовили ряд оптимизаций, связанных с закрытием филиалов. Из 85 мы будем закрывать 20-22 филиала. Далее всё будет зависеть от спроса и соглашений с арендодателями. Наша компания чётко понимает, что после того, как рынок поймет, где мы оказались, будем масштабироваться за счёт новых арендных мест с новыми арендными ставками. Офисную часть и часть аренды на офисные помещения будем урезать, здесь встаёт вопрос ужимаемости, поэтому расчёт квадратных метров на одного сотрудника уже будет неуместен».
Читайте также:
Какие стартапы привлекают инвестиции в кризис: обзор ключевых сделок
Внедряем CRM на удаленке. Чек-лист для руководителя отдела продаж
14 срочных мер: программа спасения российского бизнеса от основательницы сети «АндерСон»
Как бизнесу адаптироваться к новым условиям: 8 вдохновляющих примеров
Как кризис ударил по кафе и ресторанам в разных регионах России: данные IIKO