редакции Выбор
Как я сделал приложение для себя, и оно понравилось 20000 пользователей
Всем привет! Я Илья Москвин, основатель компании «Амби», которая больше 8 лет занимается созданием и управлением медийными веб-проектами. Еще 10 месяцев назад я мало что знал о рынке мобильных приложений, но в голове была идея создать сервис для медитаций, который помог бы мне справляться со стрессом.
При всем многообразии приложений для медитации я не находил то, что нужно мне: качественные русскоязычные практики, основанные на восточных учениях и адаптированные для городского жителя. Рынок предлагал американские продукты с медитациями на английском языке или русифицированным переводом. Иностранный контент не давал возможности до конца расслабить мозги и углубиться в упражнение, а русскоязычный зачастую являлся калькой и не имел необходимую силу и точность слова, что очень важно в медитации. Медитации в открытых источниках (например, в YouTube) пестрили эзотерической или ведической риторикой, которая не близка моему техническому складу ума.
Также мне не хватало простого лаконичного приложения, которое помогает освоить самую базовую технику в медитации — концентрацию. И при этом не будет просить от меня денег на каждом шагу. «Надо сделать просто, бесплатно и красиво», — подумал я. Так началось мое путешествие в мир разработки мобильных приложений и ASO.
Возможно, кому-то будет полезен мой опыт: как надо и не надо развивать стартап. Но я не претендую на истину, а расскажу лишь то, как действовали мы.
Предыстория
Прежде чем создать приложение для медитации, я много путешествовал по местам, где духовные практики являются неотъемлемой частью культуры. Я посетил более 40 стран, в том числе довольно труднодоступное буддистское королевство Бутан. Девиз и главный KPI этого королевства — «Валовое внутреннее счастье» (в противовес нашему ВВП — валовому внутреннему продукту).
Параллельно я знакомился с постулатами нейрофизиологии человека в России: лекции в СПбГУ и Сколково, а также доклады и общение в кулуарах на ГикПикнике.
Побывал и даже пожил с монахами в монастырях Шаолинь и Копан, где осознал, что у восточных духовных практик и западного научного подхода нейрофизиологии очень много общего. Мне захотелось поделиться своим инсайтом с другими, ведь до сих пор медитацию принимают за религию или учение, не имеющее доказательной базы (спойлер: научные доказательства пользы медитации есть).
Тогда же, в 2018 году, в голову пришло название будущего приложения — «Серотонин» — в честь гормона счастья, который вырабатывается во время сна и отвечает за счастье в моменте, в противовес «дофамину», который мы ощущаем лишь в погоне за счастьем. Пазл сложился, и название показалось очень удачным.
Начало работы
Пусть я ничего еще не знал о разработке приложений, у нас была классная команда из веба, которая с энтузиазмом встретила идею нового продукта. В феврале 2019 года наш дизайнер разработал дизайн-концепцию, первый макет и интерактивный прототип.
Концепция основывалась на 2 понятиях: простота и естественность. Мы хотели, чтобы визуальный язык приложения вызывал у пользователей чувство спокойствия и гармонию. А изображения природы должны были подчеркнуть связь человека с ней.
Кажется, вышло минималистично, красиво и удобно:
Сначала мы сделали 2 раздела: Медитация и Дыхание — то, что мне помогало снять напряжение в обеденный перерыв на работе и сделать паузу для отдыха.
Наш офис располагается в самом центре Петербурга, и первые медитации я делал, сидя на брусчатке Дворцовой площади или скамейке в Адмиралтейском саду.
Позже по просьбе друзей, которым понравились медитации, мы сделали третий раздел «Сон» с простой практикой быстрого засыпания.
Медитации, по моей задумке, должны были стать переработкой полученных знаний в буддистских монастырях — многочасовые практики, сведенные до лаконичной сути и не утратившие дух настоящей медитации.
Записать аудио решил самостоятельно: я воспринимал это как внутренний голос, сопровождающий меня во время медитации. Аудио перезаписывали 3 раза: чтобы запись голоса была профессиональной, я посещал курсы вокала несколько раз в неделю почти целый месяц и наконец получил качественный аудиопродукт!
Итак, дизайн был принят, концепция продумана, медитации созданы, оставалось только начать разработку. Увы, это оказалось труднее всего, поскольку тогда я не хотел отдавать Серотонин в студию «под ключ», а студии чаще всего предлагали именно этот вариант, при этом бюджет для нас был высоковат. Лишь осенью мы нашли профессионала в своем деле, который стал полноценной частью команды и с большим рвением взялся за создание лучшего приложения по медитациям. И тут началось все самое интересное.
Версия 1.0
На первом этапе я вложил около 900 тысяч рублей на разработку и работу команды. Мы верстали приложение и параллельно изучали особенности App Store и конкурентов. Тогда я осознал, что наш продукт ничем не хуже остальных, а во многом даже лучше.
Гипотезу захотел проверить на знакомых предпринимателях, дав им попользоваться прототипом. Сделав несколько критических замечаний по сбоям, большинство из них сказали, что приложение действительно получилось хорошим и его необходимо развивать.
Вплоть до самого Нового года мы тестировали и дорабатывали приложение: подключили Apple Health, сделали систему напоминаний о медитации, разработали онбординг и поп-апы.
Также дизайнер создал скрины и иконку нового приложения для стора.
Далее мы внедрили Firebase и Flurry, создали семантическое ядро приложения и заполнили AppStore Connect. Нашей основной задачей стало выпустить бесплатное приложение, посмотреть, нравится ли оно пользователям. Если да, то с течением времени добавить то, что они сами хотели бы видеть в «Серотонине».
Мы решили, что дальнейшую судьбу приложения будут выбирать только пользователи. В противном случае «Серотонин» так и остался бы продуктом для внутреннего пользования, как я задумывал сначала.
Впереди нас ждали 8 месяцев работы над приложением, успехи и разочарования, новые идеи и ошибки.
Январь-февраль
Релиз выпал на новогодние праздники. Возможно, это не самое удачное время с точки зрения ASO, но уже все было готово. Я подумал: лучше выпустить сейчас, чем опять погрязнуть в доработках.
Вот так выглядела наша статистика за январь:
Около 280 пользователей на голом приложении. Мы не использовали платные каналы и смотрели, как ведет себя органический трафик, параллельно убирали баги и дорабатывали userflow.
При том же подходе в феврале органический трафик вырос вдвое и пошли первые отзывы.
Это и дало нам понимание, что: а) продукт интересует пользователя б) нужно заниматься продвижением.
Март-апрель
Карантин дал нам новые возможности для работы над «Серотонином»: некоторые наши проекты были временно приостановлены, другие требовали меньше затрат, чем раньше.
Первое, что мы сделали: оценили статистику установок в аналитике, retention и количество показов в AppStore.
Затем нам помог Сергей Шаров из ASOdesk, посмотрел свежим взглядом на страницу приложения в сторе: там были стандартные скрины, парочка развернутых положительных и нейтральных отзывов, около 50 оценок на 5 звёзд. Конверсия в переход на страницу стора была незначительной.
В roadmap появились следующие задачи:
- Поработать с ключевыми словами в тайтле и сабтайтле.
- Доработать скриншоты, добавив туда ценности для пользователей.
- Заявить о «Серотонине» за пределами стора.
Пункт № 1. Мы изменили название и подзаголовок приложения. Вместо «Серотонин: Медитация и Сон», написали «Сон и медитация с «Серотонин». Ключи те же, но измененный порядок помог пользователю сразу обратить на нас внимание из-за релевантности запроса и зайти на страницу приложения. Мы поставили ключ «Сон» на первое место, так как по нему у нас шел неплохой органический трафик.
В подзаголовке у нас было написано «Курс по медитации и дыхание». Итого 2 ключа. Мы решили попробовать уместить в 30 символов сразу 3 запроса и получилось: «Медитации, Мотивация, Дыхание».
Также поработали с полем keywords в Connect: добавили туда слова с ошибками (например, «медетация») и повестку по коронавирусу (например, самоизоляция) — тогда за это еще не банили.
Пункт № 2. Прежние скриншоты были стандартными — рассказывали о результатах работы над приложением в общих словах. Мы захотели изменить первые три скрина: добавили реальный отзыв, эмоции и слоган: «Серотонин — гормон счастья в твоем мобильном». Следующие скриншоты старались делать по принципу сторителлинга, чтобы помочь пользователю понять, что из себя представляет приложение.
Так наша страница перестала выглядеть полузаполненной анкетой. Мы увидели, что оценки стали увеличиваться, а отзывы приходить ежедневно. В конце апреля число оценок выросло до 500!
Пункт № 3. В России только открылся Apple Search ads и мы запустили рекламу в первый же день его запуска, получив дешевый трафик из-за низкой конкуренции. Плюс стали работать над внешними ссылками на сайтах и в блогах. Также использовали наши веб-ресурсы: написали несколько статей, чтобы увеличить число упоминаний в поисковике. После этого о Серотонине стали писать на других тематических порталах без нашего участия, а мы получили новые инсталлы. Даже Forbes включил «Серотонин» в подборку лучших приложений года от русских разработчиков.
Также попробовали прорекламировать Серотонин через блогера в Instagram. Опыт оказался удачным: заплатив 2500 рублей, мы получили более 300 скачиваний приложения и новые положительные отзывы. Правда, со следующими блогерами ситуация была кардинально противоположной: при том же бюджете и охвате у блоггера, не пришло ни одного пользователя в приложение. Стало ясно, что этот инструмент требует намного больше администрирования, и мы временно отложили его.
В итоге мы привлекли в приложение много лояльных пользователей, и меня начали находить в Instagram, чтобы выразить свою благодарность или написать об ошибке.
Так стала выглядеть наша статистика за февраль и март:
И результаты по установкам за 3 месяца:
Май
Мы увидели, как увеличились наши метрики роста за 2 месяца и поняли, что сейчас настало время для новых изменений в продукте. Главное, мы получили уверенность, что инвестиции могут окупиться, и это нам даст возможность делать «Серотонин» еще лучше.
Медитации, основанные на восточных практиках, у нас уже были, и они пользовались популярностью. Однако мы задумались, что поможет пользователям не бросать практику и работу над собой в течение длительного времени. Тогда пришла идея создать новый раздел Мотивация, который будет направлен на отработку конкретных целей. Нам показалось это логичным продолжением опыта в изучении медитаций.
В этот раз для записи аудио мы обратились к профессиональным актерам дублежа, которые озвучивали популярные сериалы.
Июнь-июль
2 месяца ушло на разработку нового раздела и внедрение подписки в AppStore Connect. Также мы подключили трекер Branch для дальнейшего продвижения и Renevuecat, чтобы отслеживать подписку и проводить тестирование цены без публикации новой версии.
В новом релизе с подпиской мы ставили задачу понять, какая юнит-экономика у нашего приложения. За первые пару недель мы заработали около 300$ и нашли слабые места нашего предложения: плохая работа над воронкой продаж (напоминания, скидки, бонусы и т.д.).
Август
Этот месяц стал вдохновением для поиска новых решений в улучшении продукта и каналов для распространения. Сейчас пробуем рекламу в ТикТок и продолжаем работу с инфлюенсерами. Об этом можно написать отдельную статью, чем мы и займемся в ближайшее время, если увидим интерес читателей здесь в комментариях.
Что потом?
Сейчас мы разрабатываем мотивационную систему для открытия новых медитаций и получения бонусов. Планируем делать регулярные челленджи для пользователей и расширить контент «Серотонина».
На данный момент я инвестировал в приложение чуть менее 1,5 миллиона рублей, включая зарплату сотрудников, небольшие эксперименты с рекламой и создание медитаций. В октябре ждём первый приход денег от Apple, выручку планируем также реинвестировать в развитие.
Проект «Серотонин» стал большим толчком к самообразованию, и теперь мы прорабатываем концепции других приложений: как своих, так и в партнерстве. С нуля за 10 месяцев мы освоили работу с мобильными приложениями и теперь открыты для работы с инвесторами и партнерами по другим приложениям!
Самый большой инстайт для меня — не бояться начать. Для этого требуется очень много энергии, которую до запуска проекта очень сложно восполнять. Сейчас мы развиваем приложение благодаря нашим пользователям, которые пишут много положительных отзывов и мотивируют нас. А мы стараемся мотивировать их в улучшении своей жизни с помощью медитаций. Возможно, это громко звучит, но такой стимул заставляет нас делать «Серотонин» лучше и лучше.
Читайте также:
Пять историй от бывшего технического директора Avito
Как небольшая компания из России помогает армии США, Google и UEFA моделировать реальный мир
Как парень из Москвы построил в Калифорнии миллиардный бизнес на облачных технологиях
Как «инженер-задрот из деревни» за неделю собрал $2 млн на «тамагочи для хакеров»
Женщина, которая сделала TikTok: что известно о «продуктовом гуру» ByteDance
Как 19-летняя студентка придумала сервис Canva