Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
24 574 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Сокращайте затраты, даже если богаты

Основатель Школы траблшутеров Олег Брагинский рассуждает о причинах расточительности и принципах бережливости.

Олег Брагинский

Большинство сотрудников, руководителей, акционеров и даже собственников пытаются улучшить личную жизнь за счёт бизнеса или компании. Они полагают, что, добавив немного расходов, не нарушат хрупкий баланс рыночного равновесия.

Что плохого случится, если праздно слетать с супругой бизнес-классом в США под Новый год, внеся фиктивные встречи в командировочный лист и авансовый отчёт? Финансисты разнесут затраты на указанные подразделения, подходящие процессы, текущую продукцию, будущих «клиентов».

Следствием станут снижение прибыли, проигрыш рыночных долей, падение накала конкурентной борьбы. Возможно, предприятие может себе позволить подобные расходы, но все ли стейкхолдеры безоговорочно согласны с подобными расточительно-подлыми ударами?

К раздуванию бюджета ведут прихоти:

1) сотрудники возжелали крутую кофе-машину под обещание больших продаж: выгода ясна, но маржа существенно упадёт

2) поставщики уговорили забирать материалы с их складов, чтобы экономить время, но бензин и машины — ваши

3) руководство пристрастилось заказывать на правление бутылочку вина и закуски из шикарного ресторана

4) клиенты приучились требовать чай, кофе, шоколадки при ожидании из-за небыстрого обслуживания

5) партнёры решили, что купили достаточно ваших товаров и услуг, затеяв переговоры по скидкам.

Акционеры и руководители должны балансировать долей прибыли, которую готовы направлять на улучшение условий труда. Вспоминается старая шутка в которой зайдя в немецкий банк, новый русский сказал: «Чистенько у вас, но бедненько».

Есть такое сленговое выражение: «капает жир». Иногда заходишь в офис и видишь:

1) кабинеты с отделкой мамонтовыми бивнями и корнем парагвайского дуба

2) океанические аквариумы с акулами, лангустами, осьминогами

3) холёных охранников — вылитых Джеймс Бондов

4) ассистентов с подиумов «Мисс Вселенная»

5) королевские канцтовары.

В периоды изобилия допускается некоторая роскошь, если понимаете, что при очередном кризисе распустите мошну и достанете круглую сумму из милого сердцу загашника, чтобы родному бизнесу жилось не столь горько. Если не жадны́.

Топ-менеджеры не любят ужиматься, стремясь получать всё бо́льшие бюджеты от акционеров и сильнее угнетать нижестоящих. Они — ярые противники экономии и жуткие врунишки: занимаются приписками, меняют методики, завышают расходы, пируют за казённый счёт.

Противников бережливости множество:

1) линейный руководитель требует особого отношения к его команде

2) сотрудник вымогает повышения зарплаты без внятных причин

3) маркетолог вопит: «Конкуренты заливают поляну рекламой!»

4) ИТ-шник настаивает, что скоро загнётся сервер

5) босс возжелал ремонт кабинета и новое кресло.

Бенефициар, заинтересованный отслеживать траты, самоустраняется из операционки. Но как только отдаёте ресурсы на откуп доверенным лицам, будьте уверены, ваша машина из режима «аккуратно и тихо езжу только я» переводится в модель «не моё — не жалко».

Другие не позаботятся о ресурсах, как вы. Готовьтесь всё проверять или теряйте потихоньку. Не путайте бизнес и спекуляцию: торгуя чужим, можете позволить излишества, но, начав производить, поймёте, к чему приводит мультипликатор безответственности.

Экономия в нерыночных системах анекдотична: закупаются ёршики для унитазов за $100, но поварам не поднимают зарплаты по пять лет. Чего стоят бесконечные реконструкции центральных улиц городов? Вроде только вчера асфальт меняли и вот опять...

Бюджетные структуры реагируют на два вида раздражителей: контракт, с которого можно отщипнуть в карман, или раздражение местных жителей и столичных функционеров. Но давайте вспомним себя: к врачу идём только тогда, когда есть жалобы, а машину чиним, когда барахлит.

Этапы затягивания поясов:

1) поимённое перечисление подразделений, бизнес-линий, центров финансовой ответственности, клиентов

2) привязка кодов операций к объектам трат и субъектам доходов, сотрудникам и потребителям

3) построение сводных или агрегированных таблиц для первичного анализа

4) переговоры с тратчиками и продавцами для уточнения подробностей

5) создание и утверждение разумных пропорций.

Борьба с лишними расходами — любимая игрушка неумелых менеджеров. Затраты лучше не сокращать, а управлять ими. Экономия, конечно хорошо, но поддержание гигиенического уровня условий и рыночных зарплат — забота умных собственников и продвинутых руководителей.

Правила бережливости:

1) идентифицируйте платежи, привязав к бизнес-линии, товару, услуге, клиенту

2) решите, влияют ли затраты на качество, сервис, и можно ли без них обойтись

3) сомневаетесь в целесообразности — срезайте, уменьшайте, половиньте

4) ищите новые технологии, создавайте условия для энтузиастов

5) организуйте кружки качества, премируйте успехи.

Люди должны бояться потерять место, а не бесконечно вращать головой по сторонам. На работе должно быть слегка строго и крайне комфортно, чтобы приходить с радостью, а уходить с лёгким сожалением. Настроение создают условия, а довольные сотрудники осчастливливают клиентов.

Ошибки скупых:

1) использовать бизнес-эвфемизмы: «специальный фонд», «особое распоряжение», «Петрович приказал»

2) выводить за скобки издержки, ссылаясь на выставки, конференции, презентации

3) вести учёт котловым методом или распределять расходы фонтанным образом

4) не учитывать подарки, маркетинг, социальную помощь и благотворительность

5) заниматься приписками или перевешиванием расходов.

Успешно бороться с разгильдяйством способны либо мощные опытные специалисты: бухгалтера, экономисты, плановики или команды дотошных аудиторов, опытный проверяющий, налаженный тендерный комитет. Для подобных работ нужно:

1) пользоваться доверием акционера и поддержкой руководства

2) понимать, что вызовете волну негатива и противодействий

3) быть готовым к спорам, скандалам, анонимкам и саботажу

4) действовать честно, открыто, принципиально и дотошно

5) командироваться из центрального или головного офиса.

Пришла пора резать косты? Значит, кто-то, когда-то отпустил вожжи и допустил перерасход. Сложно отказаться от привычного, поэтому снижение уровня транспорта, командировочных, социальных выплат, поздравительных и подарочных вызывает недовольство.

Интересно вот ещё что: пока блага доступны по умолчанию, сотрудники желчно ворчат, что «шеф мог бы раскошелиться и посильнее», но, когда приходит время затянуть пояса, с крайней степенью обиды на лицах и в голосах не желают отказываться от того, чего не ценили.

Ещё один парадокс: при сокращении затрат боссы старательно пытаются сделать вид, что они неприкасаемые и ущемляют тех, кто работает во фронте, хотя 10% экономии на расходах приёмной позволят не обижать трёх-пяти менеджеров зарабатывающих в полях.

Японцы начинают ужиматься с руководителей, ведь если у компании дела идут не очень, виноваты не работники, трудившиеся в поте лице, а шефы, указавшие неверный путь, не разглядевшие перспективу, проморгавшие тренд.

Китайцы думают не столько об экономической эффективности, сколько об обязательности демонстрации преимуществ страны, поэтому в туристических ареалах денег не жалеют, хотя сёла вполне себе могут прозябать в нищете.

Арабы стремятся шумно поразить мир и не считаются с затратами, если уверены, что в результате получается нечто привлекательное с приставкой «самое». Естественно, не в местных жаркопесчаных краях, а на планете.

Американцы не скупятся демонстрировать демократию, русские доказывают верность курса последних лет, украинцы ставят на независимость, швейцарцы уповают на нейтралитет, немцы заточены на бережливость с малых лет.

В кризис 1998-го года, я пришёл в компанию и сказал: «Давайте не трогать рядовых сотрудников: срежем на 90% доходы директорам». Последовало бурное обсуждение с хлопаньем дверьми и прочими фокусами, но в конце концов положительное решение было принято большинством.

Нужно было видеть, как отреагировали коллеги, узнав, что мы никого не сокращаем, не снижаем зарплаты, а материально ущемили лишь руководство. Это было одно из лучших и честных решений в моей жизни.

В кризис 2008-го моей компании перестали платить крупные клиенты. Денег оставалось на шесть месяцев, я верил, что за полгода всё наладится, но мой директор запаниковал, забегал по рынку в поисках работы, дав всем сигнал, что дела идут плохо. Так я узнал, чего стоит нелояльность.

Завершим традиционными рекомендациями:

1) стремитесь не к снижению расходов, а к росту доходов

2) затраты сделайте адресными, относя к источнику

3) не купайтесь в роскоши, но и не мелочитесь

4) не заплывайте жиром в тучные периоды

5) экономию начинайте с себя.

+1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем