Главное Свежее Вакансии   Проекты
19 991 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

При стремленьи в авангард строгий соблюдай стандарт

Основатель Школы траблшутеров Олег Брагинский рассказывает об истории создания эталонов и убеждает в пользе унификации.

Приобрёл купец у пекаря килограммовый хлеб, взвесил по приходу домой и со злорадством обнаружил нехватку сотни граммов. Вернувшись к продавцу, устроил истерику, но оторопел от услышанного: «В качестве меры использовал мешок сахара, купленный у вас. Весов у меня нет».

Считается, что простейшие стандартизации насчитывают 50 веков. За 2’700 лет до н.э. Китай внедрил «систему пяти мер» с базой в расстояние между соседними узлами зрелого бамбукового шеста, который при использовании в качестве стрелы давал определенный звуковой тон.

Японские производственники продавали строительные детали определённого размера. Египтяне унифицировали кирпичи и блоки до эталонных пропорций. Римляне ввели трубы диаметром в пять пальцев, чтобы заменять повреждённые участки по всей стране без предварительных замеров.

В эпоху возрождения венецианцы специализировались на сборке галер из унифицированных деталей, конструкций и узлов. В 1785 году француз Леблан создал 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из партии одновременно изготовленных ружей без подгонки.

Мастера, проектирующие будущие элементы изделий, стали договариваться о размерности, времени подвоза, способе сборки. В обиход вошли фразы: «ничто сверх меры», «золотая середина», «гармония», «польза, прочность, красота», применявшиеся к оценке качества.

Наибольшее развитие стандартизация получила с появлением крупного машиностроения. Человечество осознало необходимость глобального единства измерений и рецептов после того, как несовместимость масштабных проектов начала приобретать массовый характер.

В 1842 году Англия установила эталоны на резьбу, в 1846 Германия определила страновые предписания на ширину железнодорожной колеи, в 1875 в Париже была заключена Международная метрическая конвенция и создано Международное бюро мер и весов.

В 1901 году учредили Комитет Стандартизации Англии. В 1928 в Праге основали Международную ассоциацию национальных обществ по регламентации, преобразованную в 1946 году в ИСО — наиболее авторитетную Международную организацию стандартизации в мире.

Компании и правительства, международные корпорации и некоммерческие ассоциации требуют соблюдения эталонных правил и норм от поставщиков, понимая, что времени на исправление ошибок уйдёт больше, чем на достижение договорённостей о моделях, измерениях и подходах.

Попытка игнорировать стандарты в межгосударственных контрактах ведёт к переделкам, санкциям, запретам на создание и распространение продукции. Возможны громадные штрафы, внесение в чёрные списки, позорная и длительная, а то и безвременная изоляция недобросовестных.

Большие компании давно осознали необходимость стандартизации, как способ обеспечения единообразия обслуживания потребителей и оценки старательности исполнителей. Малым бизнесам приходится повышать качество поставок, чтобы превосходить ресурсных конкурентов.

Внедрение стандартов даёт уверенность в жизнеспособности предприятия, позиционирует относительно соперников, позволяет сократить затраты, повысить производительность, увеличить прибыль. Соответствия предписаниям помогают удерживать клиентов, открывают рынки и ниши.

Многие контракты и цепи поставок доступны только сертифицированным предприятиям. Для участия в тендерах проводятся мероприятия, повышающие энергоэффективность, снижающие брак и стоимость операций, позволяющие местным тягаться с трансатлантическими монстрами.

Вводятся объективные и экспрессные методы оценки, позволяющие быстро и точно определять показатели качества при приёмке сырья, материалов и комплектующих на масштабные стройки. Государства ставят жёсткие нормативы на оценку соответствия, приёмку и разрешения на транзит:

1) Китай вступил на тропу обязательной сертификации в 2002. Предписания поделены на четыре иерархичных типа: национальные, отраслевые, местные и уровня предприятий.

2) Индонезия начала стандартизацию в 1997 году. Подлежат сертификации импортные шины, изделия из стали, электрические компоненты, химикаты, еда, содержащая муку.

3) Индийское бюро предписаний существует с 1986 года, выдаёт лицензии на продажу золотых и серебряных изделий, разрабатывает методы проверки продуктов питания.

4) Каждый из 9 австралийских штатов имеет собственный орган отвечающий за безопасность труда и продукции. Происходит постоянное ужесточение требований.

5) Сингапур создал 12 комитетов контроля над разработкой и продвижением предписаний. Город-государство отличается строгими правилами обработки пищевых продуктов.

6) В Таиланде 100 из 3’000 стандартов являются обязательными. Основное внимание уделяется строительным материалам и продукции электронной промышленности.

7) Корейские регламенты призваны повышать качество жизни граждан и туристов в первую очередь в сфере здоровья, безопасности, медицины и продуктов питания.

8) Необычайно строги Японские законодательные инициативы, как и ответственность за их нарушение, как для местных, так и для иностранных поставщиков.

9) Вьетнам с 2006 года разработал 6’800 национальных стандартов из которых 40% гармонизированы с международными.

10) Малайзия стала одним из лидеров мировой торговли, запустив повсеместную стандартизацию с 1975 года.

Для продукции характерна изменчивость, не позволяющая ограничиваться показателем качества. Важны нормы, регламентация по сортам, классам, категориям, номерам. Приемлемые параметры услуг для одних целей, могут оказаться низкими при других способах использования.

Виды стандартов:

1) на методы контроля: всесторонняя проверка обязательных требований к качеству

2) на продукцию: параметры, которым должно удовлетворять изделие или группа однородных товаров, чтобы обеспечить соответствие назначению

3) на процессы: предписания к выполнению работ на этапах жизненного цикла товара или сервиса для обеспечения технического единства и оптимальности

4) на услуги: требования обеспечения предложения его назначению

5) на термины и определения: необходимые и достаточные признаки понятий для обеспечения взаимопонимания всеми сторонами.

Затраты времени, сил, ресурсов на приведение организации, процессов и документации к международным стандартам велики. Деятельность кажется бессмысленной, если соответствие не обязательно на локальных рынках и поставщики не выставляют строгих требований.

Хочется надеяться на монопольное положение, долголетнее сотрудничество, дружбу семьями, но в один прекрасный день сменится собственник, законодательство, придут глобальные игроки и то, что отрицалось вчера, завтра станет минимальным требованием для продолжения деятельности.

Причины важности стандартов:

1) обеспечение конкурентоспособности и качества продукции, единства измерений, рационального использования ресурсов, взаимозаменяемости технических компонент

2) гарантирование безопасности здоровью граждан, сохранности имущества предприятий с учётом риска чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

3) совместимость и сопоставимость результатов исследований и измерений, проведения экспертизы и добровольного подтверждения соответствия продукции

4) установление меры экологической безопасности, дружелюбности по отношению к жизнеспособности флоры и фауны

5) содействие соблюдению требований технических регламентов.

Внедрить стандарт в организации — работа сложная и долгая. Создают рабочую группу, которой поручают оценить и предложить систему, которую предприятие не только внедрит, но и станет использовать в ежедневной деятельности и при взаимодействии с поставщиками и потребителями.

В рабочую группу должны входить: руководитель клиентских подразделений, менеджер по сервису, главный маркетолог. Практикуется привлечение опытных клиентщиков, хорошо представляющих процесс обслуживания и понимающих, во что выльется попытка применения рекомендаций.

Менеджера проекта наделяют полномочиями на взаимодействия с собственниками компании. Если в компании исповедуется жёсткий иерархический стиль управления, руководитель группы должен принадлежать к числу топ-менеджеров, чтобы получить соответствующие полномочия.

В команду подключаются сотрудники и руководители, чьё мнение и информация могут быть важны, а также внешние эксперты: специалисты в области сервиса или в профессиональных областях. Не помешает эксперт, который осуществит промежуточный и финальный аудит достижений.

Эффективно сочетание внутреннего и внешнего контроля. Первый обеспечивается наблюдением менеджеров за работой сотрудников, а результаты фиксируются на специальных бланках. Внешний — проведением оценками привлечёнными специалистами или аудиторами.

Особенности момента:

1) проектный подход сменяется процессным: внимание уделяется стыкам областей, которые не входят в сферу управления: задержки, потери, недоразумения

2) во всех отраслях деятельности происходит периодическая актуализация международных стандартов: они становятся детальнее, прописаннее, строже

3) совершенствуется терминология: ранние версии регламентов писались для специалистов и любителям приходилось нанимать консультантов

4) уменьшается количество документов, чтобы не только монстры, но и магазин у дома имели шанс соответствовать

5) предписания унифицируются, становятся подробнее, совершенствуются по форме, сути и способу изложения.

Стандартизация сопровождается бюрократией. Но, если знаете и соблюдаете требования, то отказ в прошении, сертификации или лицензировании не последует. Работа эта монотонная, размеренная, подробная. Следует выбирать тщательных, флегматичных и педантичных людей.

Желателен промежуточный и последконтроль документации, процедур, активностей, замеров. Аккредитация, испытания, регистрация, подтверждение соответствия должны проходить по описанным процедурам и соблюдаться неукоснительно.

Звучит скучно, выглядит не вкусно, но зато риски снижаются многократно. Это вопрос не терпения, а тщательной подготовки при понимании преимуществ работы под контролем, обеспечивающем соответствие. Чтобы немного поднять боевой дух, дадим рекомендации практикам:

1) если экономически целесообразно, руководствуйтесь наиболее строгими предписаниями

2) выходя на рынок интересуетесь действующими и предварительными требованиями

3) изучайте технические регламенты, придерживайтесь их, трактуя не в свою пользу

4) быстрее внедряйте инновации, если они не противоречат стандартам

5) создавайте доказательную базу выполнения рамок и ограничений.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем