редакции
Самопрезентация: как рассказать о себе, чтобы впечатлить аудиторию?
Почему так сложно рассказать о себе и как сделать это, чтобы впечатлить аудиторию, изданию рассказала Наталья Коновалова — наставник по прогревам для экспертов и фрилансеров, один из самых высокооплачиваемых сценаристов в Российском Instagram* 2021 года.
Почему нам сложно говорить о себе?
- Психологические аспекты
С детства мы слышали: «Я — последняя буква в алфавите», «Надо быть скромным, не высовываться». Это закрепилось в голове, и став взрослыми, мы живем с установками, что привлекать к себе внимание — это плохо.
Кроме того, мы боимся разочаровать людей, оказаться хуже того образа, который о нас нарисовали окружающие.
2. Непонятно, для чего нужна самопрезентация
Нам часто кажется, что самопрезентация — это что-то официальное, и нужна лишь тем, кто выступает на большой сцене или ходит по тренингам, где приходится обязательно рассказывать о себе.
На самом деле мы постоянно занимаемся самопрезентацией, даже в обычной жизни.
Self presentation) —процесс, посредством которого мы стараемся контролировать впечатления, возникающие о нас у других людей; синоним — управление впечатлением о себе
— Источник: Р.Чалдини, Д.Кенрик, С.Нейберг. Социальная психология. 2002
То есть мы презентуем себя даже при общении с друзьями, при случайной встрече с незнакомым человеком.
Чтобы производить то впечатление, которое мы хотим и которое, как нам кажется, лучше отражает нас, следует подготовить самопрезентацию заранее. Тем более, что она может пригодиться для:
- Живых встреч, нетворкингов, тренингов;
- Выступлений и публикаций в СМИ;
- В качестве резюме при устройстве на работу;
- Для рекламных офферов;
- На своем сайте или в аккаунтах соцсетей (раздел «Обо мне», шапка профиля, баннер, пост-знакомство);
- На других сайтах, агрегаторах, где вы продаете свои товары, услуги или себя (площадки по поиску работы, сайт знакомств);
- В профилях других блогеров и экспертов при взаимопиаре, рекламе;
- В комментариях под чужими постами.
Поэтому поделюсь рекомендациями, которые помогут справиться со сложностями в создании самопрезентации.
- Подготовка
Проведите ревизию своего опыта, образования, результатов. Посмотрите на все это не глазами критика-скептика, а так, будто обо всем этом рассказывает ваш лучший друг, который постоянно обесценивает себя. Но вы-то знаете, какой он крутой!
Инструменты, которые помогут это сделать:
- Распаковка личности и экспертности/фокус-сессия — это глубинное интервью, когда вам задают вопросы, а вы искренне отвечаете на них;
- Фрирайтинг — метод свободного письма, когда вы сами задаете себе вопросы и честно выписываете всё, что приходит в голову в течение 15-20 минут, а после вылавливаете из потока и хаоса интересные мысли и идеи;
- Работа с коучем или психологом, когда вы узнаете себя глубже, видите то, что раньше не замечали.
2. Позиционирование
Даже если вы — человек с мультипотенциалом, должно быть одно или несколько ключевых слов, которые помогут вас идентифицировать и понять, кто вы.
Например, Игоря Манна все знают как маркетолога, но при этом он еще издатель, спикер, бизнесмен. Моргенштерн известен как хайповый рэпер, но помимо исполнения песен, он блогер и ресторатор.
Позиционирование должно быть четким и понятным, не завуалированным. Не просто: «13 лет помогаю людям», а «я стоматолог/психолог/маркетолог, который 13 лет помогает людям обрести красивую улыбку/выйти замуж/продавать их товары».
3. Площадка и аудитория
Например, ваша специализация — домашняя сервировка. На конференции по Instagram (социальная сеть, принадлежащая компании Meta, признанной экстремистской на территории Российской Федерации) вы представитесь как блогер-эксперт и поделитесь опытом миллионных запусков своих обучающих курсов в соцсетях. Если станете спикером конференции по этикету или нужно будет подготовить информацию для программы Первого канала «Доброе утро», то акцент сделаете на любви к сервировке, которая началась на уроках труда, и расскажете, как долго учились правильно подбирать текстиль и посуду. А вот на первом родительском собрании в детском саду вы запомнитесь как мама, которая поможет организовать красивый стол на праздниках.
Своим коллегам-продюсерам я могу рассказать про свой опыт запусков и наставничество. Если общаюсь с психологами, то упомяну о своем дипломе по психологии.
Знание аудитории нам необходимо, чтобы найти общие точки касания и стать ближе и понятнее.
Кроме того, понимание ДЛЯ КОГО и ГДЕ помогает определить градус официальности: уместен ли юмор? Какую историю можно использовать?
4. Цель самопрезентации
Важно чётко понимать, какая цель вашей самопрезентации:
- Раскрыться как личность?
- Убедить аудиторию в экспертности?
- Запомниться и выделиться?
Что потом должны сделать люди, которым вы рассказываете о себе:
- Порекомендовать вас коллегам?
- Прийти в обучение к вам?
- Пригласить спикером на свою конференцию?
5. Необычное событие или ассоциация, чтобы привлечь внимание
Вспомните необычный факт из вашей жизни, который может показать вас с новой стороны или помочь запомниться вам. Событие, которое произошло непосредственно с вами или имело к вам лишь косвенное отношение, но вы можете его обыграть. Подумайте, как оно повлияло на вас? Как можете связать его с вашей жизнью или работой сейчас?
Например, я видела падение метеорита в Челябинска и часто свою самопрезентацию начинаю именно с этого момента. Далее рассказываю, как я пришла к тому, чем занимаюсь сейчас, и шуточно утверждаю, что именно метеорит изменил мою жизнь: я переехала в Москву, нашла любимое дело, которое приносит доход.
Такой заход помогает сразу привлечь внимание ко мне, выделить среди других участников мероприятия, а также продемонстрировать мою экспертность — умение создавать небанальный продающий контент.
Один знакомый при первой встрече говорит, что его зовут Александр — как Пушкина и Невского. Поэтому на мероприятиях даже с большим количеством людей практически все помнят его имя.
6. Скромности нет
Не скромничайте и не стесняйтесь, обязательно расскажите о своей суперсиле или самых больших успехах. Поделитесь профессиональными достижениями или впечатляющими качествами личности. Ваша аудитория должна быть уверена, что не зря вас слушает и им действительно есть чему у вас поучиться.
7. Никаких штампов
В самопрезентации не используйте клише и штампы, они испортят впечатление о вас.
Примеры выражений, которые нужно исключить из самопрезентации:
- Профессионал своего дела;
- Счастливая жена лучшего мужа;
- Мама годовасика;
- Создаю команду единомышленников;
- Выполняю работы любой сложности;
- Муза экспертов/миллионеров;
- Фея красоты;
- Творю и вытворяю.
Также не стоит включать в самопрезентацию фразы типа «Нахожусь в постоянном развитии» или «Ищу себя» — они не расскажут читателю ничего ценного и не раскроют вашу личность, а лишь вызовут недоумение у аудитории.
8. Это не исповедь
Не нужно рассказывать о себе всё, вы имеете полное право умалчивать о каких-то моментах, событиях, увлечениях. Ведь именно вы решаете, что будут думать о вас слушатели, поэтому давайте соответствующую информацию.
А слова с негативным окрасом (книжный наркоман) или спорные факты из жизни, которые сейчас не имеют к вам или вашей деятельности прямого отношения, сразу исключайте. Допустим, говорить о том, что в молодости вы много выпивали, а теперь встали на путь трезвости стоит только в том случае, если вы лидер антиалкогольного движения.
Не стоит также пересказывать автобиографию: родился, учился, женился — это скучно. Перечислять списком все полученные сертификаты, дипломы, звания (если только вы не пишете о себе в профессиональное сообщество) — тоже плохая идея.
Выбирайте самые интересные и важные, которые имеют отношение к сегодняшней встрече, помогают лучше вас понять или доказывают вашу экспертность. Раскрывайте их через ваше отношение и личную позицию.
Например, о том, что вы учились в престижном вузе, можно рассказать через короткую историю, которая произошла во время вручения диплома.
9. Противоречия
Проверьте, не вступают ли в противоречие между собой факты, которые вы хотите сообщить о себе. Сначала вы говорите, что дисциплинированы и организованы, а через 30 секунд добавляете, что часто теряете или забываете вещи.
10. Интрига
Если это текст в блоге — начинайте его с интриги или интересной фразы, чтобы сразу привлечь внимание читателей. Никакого вступления и долгих подводок.
Пример 1
Пример 2
По самопрезентации можно понять о человеке многое: как он к себе относится, есть ли у него чувство юмора, умеет ли он доносить суть. Не пренебрегайте искренностью и эмоциями, пусть рассказанная вами информация удивляет, восхищает или веселит. Если вы хотите произвести нужное впечатление на слушателей — применяйте мои советы, и у вас точно всё получится.