Главное Авторские колонки Вакансии Образование
814 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Валерия Брусникина: С повышением спроса на креатив возрастает спрос и на его правовую защиту

Каждый из нас хоть раз в жизни создавал креативный объект. Это может быть рисунок в альбоме или фотография, а может быть компьютерная программа.

По идее, это означает, что каждый из нас должен уметь защищать свои интеллектуальные права и уважать чужие. Но особенно важно это для тех, кто работает в креативных индустриях — создает дизайн, разрабатывает ПО, пишет музыку, снимает кино или производит авторскую мебель. Что должны знать создатели креативного продукта о своих интеллектуальных правах и что они могут сделать для их защиты, объясняет управляющая портфелем IT-проектов Ассоциации IPChain и лектор школы интеллектуального права «Креатус» Валерия Брусникина.

Недавно СМИ облетела новость, что сеть быстрого питания «Вкусно — и точка», пришедшая на смену «Макдоналдсу», чуть ли не в первую неделю после открытия получила претензию о нарушении прав на товарный знак. Сеть закусочных из Владивостока «Еда и точка» сообщила, что обозначения компаний сходны и не могут существовать на одном рынке. Это грозит судебными исками, которых можно было бы избежать, если бы создатели новой бургерной заранее тщательно проверили свое название на оригинальность.

Сегодня креативный сектор становится все более значимым в экономике. Средняя доля креативных индустрий в мировом ВВП составляет 6,6%, в то время как в России она достигает всего 2,23%. Государство намерено повысить этот процент — утвержденная Правительством в 2021 году Концепция развития творческих индустрий в России предполагает увеличение доли творческого сектора до 3% в 2024 году и до 6% — в 2030-м.

С повышением спроса на креатив возрастает спрос и на его защиту. Знать о способах защиты интеллектуальных и авторских прав и предотвращении нарушений должны в наше время не только юристы, но и сами креативные предприниматели. Почему это так важно? В первую очередь, креативный объект — это ваша собственность, потеряв которую вы останетесь не только без ценного актива, но и без дохода, который этот актив приносил или потенциально может принести. Во-вторых, в предпринимательском деле, даже если оно не связано непосредственно с интеллектуальным продуктом, все равно не обойтись без этого самого продукта. В предпринимательском деле понадобится товарный знак, фирменное наименование, логотип, дизайн вывески или упаковки, программные решения и прочие объекты, без которых ваш бизнес если и сможет существовать, то будет безликим. Оставляя такие активы без защиты, вы широко открываете дверь для нарушителей, даете им возможность присваивать вашу собственность и наживаться на ней. Поэтому о том, как правильно защищать свои интеллектуальные права, нужно знать всем предпринимателям.

Но где они могут получить такие знания? Законы обычно написаны сложным юридическим языком, а профильное образование в сфере интеллектуальных прав доступно только в специальных учебных заведениях. Нанимать юриста? Самим поступать на юридический и осваивать новую профессию?

Как управлять интеллектуальными правами без помощи юриста?

Научиться охранять и защищать свою интеллектуальную собственность в наше время можно без многолетнего обучения в вузе. Более того, далеко не всем и не всегда нужно куда-то звонить, писать заявления, обивать пороги ведомств по интеллектуальной собственности — чего не любят делать ни креаторы, ни загруженные по уши предприниматели. Сегодня нам на помощь приходит цифровизация: появились онлайн-сервисы и платформы, помогающие защищать авторские права и бороться с нарушителями. Более того, цифровые экосистемы помогают монетизировать создаваемый креаторами продукт.

Что цифровые технологии могут предложить креативным предпринимателям?

В первую очередь, базовую защиту. Один из первичных инструментов такой защиты — депонирование. Это фиксация авторства и времени создания произведения. Такую услугу на нашем рынке предоставляет онлайн-сервис n’RIS. Предположим, вы создали приложение для смартфона и хотите его обнародовать. Перед этим желательно загрузить на сервис ваш продукт, и информация о нем сразу же попадет в цифровой защищенный реестр. Так разработчик приложения задепонирует произведение и после сможет его обнародовать. Кроме того, креатор заявит свое авторство, которое при необходимости сможет доказать в суде, предоставив свидетельство о депонировании.

А защитить ваш креативный продукт от пиратов поможет технология Antipiracy от n’RIS. Вы загружаете на цифровую платформу n’RIS копию своего объекта, например клип, а Antipiracy ищет в сети случаи его нелегального использования. И даже если злоумышленники внесли в украденную у вас собственность какие-то изменения (например, добавили субтитры или водяные знаки), сервис не только распознает их, но и отправит претензию администраторам ресурса и будет следить за тем, чтобы неправомерно использованный контент удалили.

Кроме того, креатору может потребоваться финансирование его проекта. Здесь предпринимателям в помощь такие инструменты, как краудфандинг и краудлендинг. Краудфандинг — это безвозмездное финансирование, которое пользуется большой популярностью у стартапов и благотворительных организаций. Такую услугу на российском рынке оказывают цифровые сервисы Planeta.ru и Boomstarter.ru. Краудлендинг же предполагает возвращение привлеченных средств инвестору. Например, платформа Ко-Фи, которая выдает средства под залог интеллектуальных прав, актуальна для привлечения инвестиций в креативные индустрии.

Тут снова напомню, что права — это ваш актив, который имеет стоимость и может работать. То есть этот актив можно продать и приобрести. Биржа интеллектуальной собственности IPEX позволяет заключить цифровую сделку по передаче исключительных прав. Предприниматель, желающий получить права на креативный объект, сможет выбрать на цифровой витрине подходящий вариант.

Что делать креативным предпринимателям, которые только начинают свое дело?

Ключевой вопрос для стартапа — какие бывают креативные объекты и какой режим охраны выбрать? Зарегистрировать товарный знак или использовать объект авторского права — логотип? Как урегулировать отношения между работодателем и сотрудником, который создает служебные произведения?

В работе с креативными объектами есть нюансы, которые выявляются чаще всего на практике. И тут важно иметь не только базовое представление о законах и правовых нормах, но и представлять себе их практическое применение. То есть помимо знаний важен опыт. Где его получить начинающему предпринимателю? Прежде всего — в общении с профессиональными игроками рынка вшколе интеллектуального права «Креатус», организованной в этом году Агентством креативных индустрий при Департаменте предпринимательства и инновационного развития Москвы и Научно-образовательным центром интеллектуальной собственности и цифровой экономики Digital IP. В школе преподают не только квалифицированные юристы, но и опытные креативные предприниматели. Курс разработан для тех, у кого нет специального юридического образования и кто хочет ориентироваться в теме интеллектуальной собственности, понимать, как она работает, какой доход может приносить и как нужно защищать свои интеллектуальные права.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем