Тренды российского ИТ-рынка в 2024 году
Мы увидели, как российские ИТ-компании максимально быстро изменяли подходы и функционал своих продуктов, опираясь на тенденции 2022 года и подстраиваясь под новые реалии рынка. По мнению экспертов, все тренды сохранятся и будут развиваться в наступившем 2024 году.
Рассказываем, на какие инновации стоит обратить внимание, чтобы сохранить лидирующие позиции в своем сегменте и сделать компанию устойчивой к внешним изменениям.
Продукты на базе ИИ
Искусственный интеллект уже активно используется во многих направлениях: системах прогнозирования, генеративных сетях, продуктах для моделирования предпочтений пользователей. К примеру, Сбербанк внедрил собственные AI-модели для повышения безопасности онлайн-переводов, операций по картам и эквайринга. Сейчас компания выявляет попытки мошенничества на сумму до 7 млрд рублей в год.
Другой кейс: Аскона использует решение на базе ИИ, чтобы прогнозировать потребительское поведение посетителей сайта и составлять портрет клиента для таргетированной рекламы. В результате компания снизила расходы на таргет в 6 раз и увеличила выручку от продаж на 3,2 млн рублей.
В новом году правительство России планирует нарастить финансирование в развитие нейросетей на 80%. Искусственный интеллект поможет бизнесу оптимизировать процессы, анализировать большие объемы данных и уменьшить нагрузку на специалистов.
Машинные клиенты
Компании будут использовать все цифровые точки взаимодействия с пользователями: чат-боты, мобильные приложения, ПО для 3D-моделирования, клиентские платформы для упрощенного взаимодействия и оплаты. Аналитики Gartner прогнозируют, что к 2026 году машинные клиенты смогут самостоятельно выбирать продукт, нужный для аудитории. Они будут использовать информацию о прошлых покупках, учитывать демографические данные пользователей, их интересы, предпочтения и бюджет.
Например, маркетплейс «Детский мир» интегрировал в свою инфраструктуру инструмент предиктивной аналитики и персонализированной рекламы. Новое решение работает на базе технологий big data и машинного обучения и позволяет онлайн-площадке получать дополнительный доход за счет монетизации своего трафика, а рекламодателям — добиваться трехзначного возврата инвестиций в рекламу.
Новые угрозы кибербезопасности
По данным F.A.C.C.T. (Group-IB), за три квартала 2023 года в России зафиксировали рекордный рост кибератак на 140%. А согласно отчету DDoS-Guard, суммарное количество атак на уровне L7 составило 1 822 896. Больше всех за прошлый год пострадали небольшие региональные СМИ, онлайн-кинотеатры и игровые серверы
Можно ожидать, что компании будут активно инвестировать в системы предотвращения взлома. Для этого подключат все доступные инструменты и подходы: от отдельных сервисов и целых инфраструктур до найма экспертов под актуальные задачи.
Облачные решения
Переход на SaaS-, PaaS- и IaaS-сервисы стал больше вынужденной мерой, чем стратегическим выбором. Активную миграцию в «облака» стимулировали уход иностранных ИТ-компаний с российского рынка, прекращение продажи лицензий и, как следствие, импортозамещение. К концу 2023 года рынок облачных решений увеличился на 40% — сообщают эксперты Comnews.
Несколько примеров: сервис Sports.ru перенес свою среду разработки с собственной физической инфраструктуры на Yandex Cloud. В результате этой миграции удалось сократить затраты на оборудование в 3 раза. МТС перенесла в свое облако ИТ-инфраструктуру Unilever, производителя бытовой химии и продуктов питания. Они развернули в облачной среде более 100 ТБ данных и полностью локализовали бизнес клиента в России. А компания КРОК рассказала, что среди ритейлеров спрос на размещение в облаке ERP-систем и корпоративных приложений вырос в 2 раза.
Интернет вещей (IoT)
Число электронных устройств, подключенных к интернету, будет расти, что приведет к новым возможностям для компаний и пользователей. Технология уже применяется повсеместно — от личных гаджетов (Smart Home) до умного предприятия (Smart Factory). Возьмем приложение We Connect от Volkswagen: оно дает возможность владельцам автомобилей использовать встроенные устройства IoT для контроля и мониторинга своего транспорта. В сфере розничной торговли Walmart и Amazon используют Интернет вещей для ежедневной обработки 1,5 млрд сообщений и повышения эффективности цепочек поставок.
К слову, в декабре 2023 года Росстандарт утвердил национальный стандарт протокола LoRaWAN для Интернета вещей. Это должно ускорить развитие ИТ-отрасли в России и помочь отечественным разработчикам выйти на зарубежные рынки.
Кадровый дефицит
По словам HH.RU, еще до пандемии 2020 года работодатели прикладывали максимум усилий, чтобы найти ИТ-специалистов. Поэтому кадровый голод на ИТ-рынке — тренд нескольких последних лет. В 2023 году эксперты оценили масштаб нехватки сотрудников по-разному: Минцифры в 500 тыс.-700 тыс. человек, председатель правления Сбербанка Герман Греф в 1 млн. Дефицит специалистов в области цифровых технологий будет только нарастать.
Одним из способов сокращения кадрового дефицита в 2024 году является подключение ИТ-специалистов и проектных команд на аутсорсинг. Когда внутренние ресурсы бизнеса ограничены или у компании нет возможности срочного найма, аутсорс-компании могут быстро предоставить доступ к опытным специалистам. Внешних разработчиков можно быстро привлечь в проекты любого масштаба, закрыв потребность как в команде целиком, так и по конкретным компетенциям, в любом количестве и на любой срок.
Концепции low-code и no-code
Компании будут выбирать технологии с готовыми компонентами и шаблонами, чтобы сократить расходы на разработку и эффективнее реагировать на изменения в бизнесе. За 2023 год 70% крупных компаний использовали «низкий код» для внедрения и развития ПО — говорит Naumen.
Следует отметить, что концепции развиваются на зарубежном рынке более активно. Например, голландский банк Rabobank разработал портал онлайн-банкинга с помощью универсальной low-code платформы. Продукт управляет 18 млрд евро для полумиллиона клиентов. После запуска портала банк сообщил о 50% экономии затрат на ИТ.
С помощью этого тренда ИТ-технологий Aviva, страховая компания из Великобритании, объединила данные из 22 систем в единое пространство. В результате время ответа службы поддержки сократилось в 10 раз, а расходы компании уменьшились на 40%.
Очевидно, что в 2024 году сохранится фокус на импортозамещение и внедрение инновационных технологий в существующие продукты. Между компаниями продолжит расти конкуренция, и выигрывать будет тот, кто сможет быстрее развивать свои сервисы и выпускать новые ИТ-продукты. В условиях кадрового дефицита такая задача часто оказывается непосильной ношей для многих компаний. Решить задачи ускорения time-to-market продукта позволяет формат аутсорс-разработки. Внешние команды смогут предложить новые идеи, благодаря богатому опыту работы в кросс-индустриальных проектах, инновационные подходы и помогут вывести продукт компании на качественно новый уровень.