Этапы разработки: 10 шагов к успешному IT-продукту
Поскольку на стороне клиента не всегда есть специалисты знакомые с «внутренней кухней» разработки, процесс создания продукта часто оказывается для заказчика слепой зоной. Компании остаётся только надеяться, что бюджет не сгорит, а конечный результат будет соответствовать идее. Именно поэтому важно выбирать разработчиков, готовых к открытому диалогу, которые подробно расскажут о всех тонкостях предстоящего проекта и будут работать в привычном для заказчика фреймворке.
Разработка успешного IT-продукта — сложный многоступенчатый процесс с рядом обязательных этапов, часть из которых может идти параллельно. Стоит отметить, что аутсорс-компании по-разному определяют этапность разработки продукта и здесь важно, чтобы процесс был полностью прозрачен для заказчика.
Так из чего же состоит жизненный цикл разработки IT-продукта? Давайте рассмотрим путь разработки с соблюдением обязательных условий для получения качественного продукта:
- Подготовительный этап
Перед стартом проекта закладывается фундамент успешного партнерства, заключается NDA. Разработчик предлагает заказчику работу в комфортной для него среде — использует привычные Task Tracker и мессенджеры, чтобы обеспечить качественную коммуникацию. Залог успешного партнерства на этом этапе — способность подрядчика слышать и принимать во внимание ожидания заказчика.
- Аналитика
На этом этапе заказчик и аутсорс-команда определяют цели, которые предстоит достичь в ходе разработки, фиксируют бизнес-задачи, пользовательские требования и др. Этот процесс происходит в формате диалога, здесь важно участие обеих сторон. Иногда заказчик может не подозревать о некоторых нюансах разработки продукта и выясняется это в процессе сбора информации. Задача аналитика заключается в том, чтобы предусмотреть все возможные риски и предложить варианты оптимизации процесса разработки. Чем больше деталей озвучит заказчик, тем точнее будет составлено техническое задание и, соответственно, тем качественнее будет финальный результат.
Собранные данные анализируются и на их основе создается модель продукта, которая одинаково понятна как заказчику, так и разработчику. Далее рассчитываются предварительные временные и трудовые затраты, необходимые для создания продукта. Оптимальный вариант — это презентация, в которой подробно описана оценка проекта, возможные риски, команда для работы над проектом, различные варианты реализации задач, условия, этапность и другие детали.
- Оценка проекта
Собранные данные анализируются и на их основе создается модель продукта, которая одинаково понятна как заказчику, так и разработчику. Далее рассчитываются предварительные временные и трудовые затраты, необходимые для создания продукта. Оптимальный вариант — это презентация, в которой подробно описана оценка проекта, возможные риски, команда для работы над проектом, различные варианты реализации задач, условия, этапность и другие детали.
- Проектирование
Когда все вопросы по предварительной оценке улажены, наступает этап проектирования, включающий подэтапы:
- разработку карты проекта с указанием реперных точек для сверки результатов;
- проектирование архитектуры программного обеспечения;
- выбор технологического стека — инструментов разработки, которые включают языки программирования, фреймворки, системы управления базами данных, компиляторы и т. д.
- Дизайн
После того как завершена аналитика, проект оценен и согласован, разработчики могут переходить к дизайну. Этот этап включает два блока:
— разработку UX — дизайн пользовательского интерфейса. UX отвечает за логику построения элементов системы, адаптивность и юзабилити продукта.
— разработку UI — отрисовку элементов интерфейса: блоки, кнопки, иконки, которые собираются в готовый макет.
Многие ошибочно полагают, что дизайн — это только о визуальной части. На самом деле дизайн отвечает за формирование пользовательского опыта. Будет ли пользователь чувствовать себя комфортно? Как быстро он сориентируется и обнаружит то, что ему необходимо? Сможет ли он оперативно получить ответ на вопрос и захочет ли вернуться снова? Другими словами, чем понятнее интерфейс IT- продукта, тем легче пользователю получить результат и совершить целевое действие. Все это и зависит от качества UX/ UI.
- Разработка
Этот этап подразумевает реализацию идей заказчика уже оформленных в практические шаги. Идеальный формат — разработка спринтами. Аутсорс-команда в соответствии с картой проекта проводит работу и показывает заказчику результат каждой части. Разработка в формате спринтов удобна и эффективна, т.к. позволяет максимально быстро собирать обратную связь, реагировать на изменения и вносить правки. Такой подход строится на основе гибкой методологии и называется итеративным.
- Тестирование
Тестирование программного продукта — один из важнейших этапов в процессе его разработки, ведь до презентации нового продукта потребителям компания должна быть на 100% уверена в его работоспособности. Поэтому так важно вовремя выявить критические баги, проверить функционал продукта, провести полноценный анализ и реализовать рекомендации по улучшению.
Для этого QA-инженеры могут использовать различные способы тестирования IT-продукта: модульные, интеграционные, функциональные, приемочные.
- Запуск
После того, как тестирование проведено и баги устранены, предстоит запуск готового продукта. Если раньше продукт был доступен только узкому кругу разработчиков и специалистов по контролю качества, то теперь предстоит встреча с реальными пользователями. На этом этапе также настраиваются инструменты мониторинга, помогающие изучить поведение пользователей и доработать продукт, если потребуется.
- Передача прав
Запуск произведен — разработчики выполнили свою часть работы и передают готовый продукт владельцу. На этом этапе контроль над программной частью и документацией полностью переходит заказчику. Детальные условия передачи прав прописываются в договоре о сотрудничестве между заказчиком и компанией-разработчиком.
- Техническая поддержка
После завершения работ продукт, как правило, нуждается в дальнейшей техподдержке. На этом этапе разработчик предлагает временное или постоянное сопровождение, чтобы после запуска новой системы снизить риски сбоев и обеспечить быстрое восстановление в случае неполадок. Временное обслуживание предполагает устранение возможных недочетов в течение ограниченного периода. Постоянная техподдержка удобна, если необходимо регулярно получать последние обновления ПО. В этом случае возможные сбои должны ликвидироваться быстро и незаметно для заказчика и пользователей.
Заключение
Работа с аутсор-командой разработчиков должна быть удобной и эффективной, поэтому к выбору IT-партнера нужно подходить со всей ответственностью. Еще на этапе пресейла можно определить насколько разработчик вам подходит, заботится ли он о клиенте, насколько специалисты подрядчика компетентны, как быстро реагирует подрядчик на ваши пожелания и чьи интересы для него приоритетнее- вашего бизнеса или свои собственные.
Основа продуктивных отношений между клиентом и подрядчиком — способность последнего слышать и понимать потребности и задачи заказчика.Понимая это, наша компания всегда формирует с клиентами открытые партнерские отношения.
Заказчики RedLab знают, что всегда могут задать вопрос, уточнить детали и уверены, что их предложения не останутся без ответа. В проектах мы работаем в любых удобных для заказчика трекерах задач и обеспечиваем полную прозрачность процессов разработки. За годы работы мы убедились, что залог создания успешного ИТ-продукта — 100% вовлеченность компании-разработчика, именно поэтому наши специалисты уделяют огромное внимание коммуникации с заказчиком. В результате наши клиенты могут быть уверены в том, что их проекты реализуются компетентными специалистами, бюджет расходуется оптимально, а запуск производится строго в срок, а иногда даже раньше.