Как технологии меняют модели работы интернет-магазинов
Омниканальные покупки в один клик
На смену быстрому заказу в онлайне идет более впечатляющая концепция — покупка в один клик по любому из каналов: будь то онлайн или любой носитель в оффлайне.
Прототип подобного сервиса уже создан — мобильное приложение Primo помогает сканировать особые QR-коды на любой поверхности, от монитора до принта на самой вещи, и делать мгновенную покупку.
Тренд зародился вместе с появлением технологии QR-кодов. Несмотря на то, что самая технология в США и Европе востребована куда меньше, чем, например, в странах Юго-Восточной Азии — в ней заключен большой потенциал.
Играют на руку два других параллельно развивающихся тренда:
- Победа мобайла. Мобильный трафик считался неприоритетным до недавнего времени — сегодня цифры говорят о том, что он практически сравнялся с десктопным.
- Стремление ecommerce к омниканальности. Электронной коммерции тесно в рамках веба, поэтому магазины стремятся охватить другие каналы — мобайл и оффлайн.
Таким образом, сейчас есть благоприятная почва для второго шанса QR — что ж, посмотрим, как будут развиваться события.
Геолокационная коммерция
Сегодня оффлайн тесно переплелся с онлайном — интернет-магазины всё чаще открывают попап-сторы, явление называют одним из главных трендов современного ecommerce. Это делается для более тесного контакта с покупателем, работы с лояльностью.
Один из примеров такого приложения — NearSt. Сервис помогает найти книгу в магазинах поблизости:
В ближайшем времени актуальными будут сервисы, заменяющие поход по магазинам в поиске вещи — вместо этого у покупателя будет онлайн-каталог всех вещей, которые продаются поблизости. Выбрал нужную, узнал, где продается, пришел и купил.
Персонализированные рекомендации вместо поиска товара
Центральная механика большинства онлайн-магазинов — целенаправленный поиск товара, который ведет к покупке. Такая модель, например, у Amazon. Однако Wish доказал жизнеспособность контрастной механики — когда в центре сервиса лежат товарные рекомендации, персонализированные под каждого посетителя. При этом поиск как механика сохраняется, однако, имеет куда меньший приоритет.
Такая модель хорошо себя показывает в том случае, если шоппинг в данном сегменте — развлечение, не требующее от покупателя больших трат.
Вместе с тем стимулировать спонтанные покупки могут абсолютно все магазины — подключив сервисы персонализированных товарных рекомендаций. Такие, как REES46. Фактически такая механика увеличения среднего чека работает везде, за исключением магазинов монотоваров.
F-commerce
О социальной коммерции (или f-commerce) заговорили давно — однако до недавнего времени для нее не было доступного специализированного инструмента.
Всё изменилось с приходом Facebook Marketplace — теперь любой пользователь может продавать и покупать товары онлайн. Причем присутствует уже названный нами тренд — геолокационная коммерция:
Этим путем идет не только Facebook — Pinterest повторяет опыт самой крупной социальной сети и тоже внедряет кнопку покупки:
Ускорение доставки
Компании стараются удешевить и ускорить доставку — именно к этому стремился Amazon, когда испытывал свою концепцию доставки небольших посылок по воздуху дронами.
Согласно отчету Forrester, 27% покупателей готовы платить больше, если доставка будет произведена в день покупки.
При это идет тенденция даже к ускорению доставки товаров из Китая — Wish анонсировал свой новый проект Wish Express и надеется сократить сроки доставки до 6 дней (вместо обычной доставки с AliExpress в США в течение нескольких недель).
Уберизация и GPS-отслеживание любых заказов
Типичное решение сегодня: личный кабинет на сайте транспортной компании, где покупатель может следить за изменениями статуса (поступило на склад, в пути и так далее).
Такой расклад уже не устраивает потребителей — они хотят знать, где точно находится их заказ. Вместе с тем есть еще одна проблема — для ритейлера один из самых дорогих этапов доставки — конечный, от пункта в городе до дверей покупателя.
Обе проблемы решает Uber Rush — сервис Uber, который подойдет как малым магазинам, так и крупному бизнесу.
Во-первых, доставка по городу становится гибким процессом — ведь ритейлер может пользоваться обширной сетью автомобилей Uber, которые есть в любом городе.
Во-вторых, получатель заказа может с точностью до метров отслеживать положение посылки по GPS через приложение. Даже если его заказ — это пицца, заказанная в пиццерии в соседнем дворе.
Шоппинг через мессенджер
Современные мессенджеры — уже давно не те чаты, которые мы использовали 10-15 лет назад для работы и праздных разговоров. Теперь внутри каждого диалога комфортно помещается целое приложение — которое, например, позволяет оформить заказ путем ответа на вопросы чат-бота.
Так это реализовал Shopify в Facebook Messenger:
Conversational UI — тренд, о котором говорили весь 2016-ый год, и он просто не мог не оставить следа в электронной коммерции. Мы даже посвящали этому отдельную статью.
Бесконтактные платежи
Сервис Apple Pay не только предложил революционный способ оплаты в онлайне и оффлайн-точках, но и окончательно перевел физические карты лояльности в облако.
Технология мгновенно получила ответ конкурентов — Android Pay, Samsung Pay и другие аналогичные сервисы. Это говорит о ее востребованности и перспективности.
Покупки в виртуальной реальности
Конечно, VR-технологии еще не получили нужного распространения, но это не мешает ритейлерами проводить эксперименты.
Например, ритейлер Lowe’s запустил инновационный проект Lowe’s Holoroom — где покупатели могли создавать интерьер в виртуальной реальности: примерить новый журнальный столик к своей квартире, а затем уже купить его.
Технология, вероятно, получит развитие в оффлайн-точках — виртуальные торговые залы, могут прийти на смену классическим. Особенно это актуально для небольших островков в торговых центрах — оффлайн-представительств интернет-магазинов.
Например, взгляните на VR-приложение Thread Studio, которое позволяет не просто создать свой дизайн футболки или любого другого мерча с принтом — но и примерить его на виртуальный манекен.
Заключение
Прогресс заставляет ecommerce эволюционировать, подстраиваться под новый технологический фон. Однако также сохраняются проблемы, которые существуют вне времени — привлечение новых клиентов, повышения конверсии в покупки, работа с повторными заказами и репутацией.
И одна из насущных потребностей малого и среднего онлайн-ритейла — потребность в едином мультиинструменте для маркетинга онлайн-магазина.