Закон о праве на забвение 149-ФЗ: есть ли у него юридическая сила?
Спойлер для тех, кому некогда читать: переговоры работают гораздо эффективнее и значительно быстрее, чем федеральный закон 149 10.3. Особенно если воспользоваться соответствующей услугой агентства «Репутация Москва».
Право на забвение: каким его замышляли
Если воспринимать буквально, закон о забвении предполагает удаление любой информации, утратившей актуальность. Вредит она кому-то или нет — совершенно неважно. Например, вы можете обратиться к поисковикам и сказать, мол, друзья, теперь я работаю не топ-менеджером «Восьмёрочки», а председателем совета директоров «Пикси», посему интервью, где я говорил о «Восьмёрочке», прошу скрыть, и тем самым получить право на забвение. Понятное дело, что на самих сайтах информация останется, но в выдаче сверкать не будет (простой пример — дело Костеха). Так что пошло не так? Разбираемся с законом о забвении, в формате вопрос/ответ докапываемся до истины.
— За что право быть забытым (right to be forgotten) в России так критикуют?
За то, что может возникнуть этический конфликт. Врач совершил роковую ошибку, из-за которой пациент погиб. Юрист халатно отнёсся к делу и не смог защитить невиновного подопечного. Руководитель завода не выплачивал зарплату сотрудникам в течение трёх месяцев. По идее, если перечисленные персонажи поменяют работу, то смогут потребовать реализации закона о праве на забвение на основании смены места занятости.
— Так кто имеет право на забвение в соответствии с законодательством? Или всё же форма права на забвение не работает совсем?
Закон о забвении работает, но с рядом оговорок. За всё время существования закона о праве на забвение Гугл и Яндекс удовлетворили лишь 26-27 % обращений (статистику можно посмотреть здесь). И это неудивительно: реализация права на забвение в России вызывает ряд затруднений. Для большей наглядности процитируем официальную позицию Яндекса: «Право на забвение закрепляет за поисковиками не свойственные им функции правоохранительных органов». Справедливо? Вполне. В ситуации, когда Петров обозвал Иванова лжецом, алкоголиком и взяточником, представителям поисковиков трудно установить истину и понять, кто неправ. Соответственно, администрация требует идти в суд и возвращаться с заключением правоохранительных органов. — Но есть же успешные случаи. Какие обращения удовлетворяют?
Простейшие случаи, когда компания переехала, а индексироваться продолжает старый адрес. Ситуации, когда ваша правота неоспорима: есть документы, фотографии, экспертные заключения невиновности.
— Нужно ли обращаться по поводу права о забвении в суд?
Можно, конечно. Но есть в этом некоторая бессмысленность. Зачем идти в суд, чтобы принести заключение поисковикам, если можно потребовать полное удаление информации с самого источника? И это не все оговорки.
Когда вы обращаетесь в суд чтобы получить право на забвение, то отвергаете мирные способы отстаивания деловой репутации и переходите к радикальным методам. Мы, разумеется, не против юристов и законных действий, но интернет не даст так просто взять и удалить компрометирующие данные. В нашем блоге есть целая статья на эту тему, рекомендуем посмотреть.
И неприятный бонус судебного разбирательства на десерт. Отстаивание права на забвение — процесс затянутый и небыстрый. Его стоимость исчисляется десятками тысяч рублей, а сроки растягиваются в среднем на 120 дней.
— Закон о праве на забвение в интернете на моей стороне. Куда обращаться?
Право на забвение можно получить так. Заполните анкету на Google, Яндекс или Mail (в зависимости от того, где индексируется недостоверная информация). Подробно опишите конфликт и приложите свидетельства вашей правоты. Будьте внимательны: если проигнорируете какой-то пункт анкеты или обрисуете неполную картину, поисковики отклонят жалобу. Оставайтесь на связи и готовьтесь к тому, что представители администрации свяжутся с вами, чтобы подтвердить заявку и, если потребуется, задать дополнительные вопросы. Контакты в анкете должны быть актуальными.
— А есть последствия реализации закона о забвении?
Давайте мы просто покажем свежий пример. Вы всё поймёте:
Помните про «эффект Стрейзанд»? Вот он в действии. Скрываемая информация вызывает ещё больший интерес. А новости наподобие той, что мы показали, удалять не за что: они вообще ничего не нарушают, потому что просто констатируют факт. В итоге риск оказаться в неловкой ситуации сильно увеличивается.
Закон о забвении VS ремувинг
В отстаивании права на забвение есть кое-что, работающее гораздо эффективнее, быстрее и надёжнее. Нечто, действующее в любой ситуации. Комплекс мероприятий, дающий уверенность в том, что порочащая информация не вернётся. Это ремувинг.
Агентство «Репутация Москва» удаляет информацию только законными методами. В основном путём переговоров. И это значительно сложнее, искуснее и тоньше, чем кажется. В чем плюсы ремувинга?
⭐️ Действуем немедленно: удалим ссылку за 21 день (или быстрее). Мы разрабатываем несколько стратегий и запускаем их одновременно, чтобы сжать сроки избавления от нежелательных данных.
⭐️ Все участники конфликта остаются в выигрыше. Значит, вероятность повторной публикации ненужных данных исключена. Мы беседуем с авторами негатива и с представителями площадки, где он размещен, чтобы найти компромисс.
⭐️ Никакой огласки, мы гарантируем полную конфиденциальность. Данные, которые вы оставляете нам, защищены шифрованием и юридически. В СМИ ничего не просочится. Можете быть спокойны.
⭐️ Работаем исключительно законными методами, без обращений к хакерам и взломов аккаунтов. Подобные способы впоследствии причинят ещё больший урон репутации, чем исходная публикация. Такие риски ничем не оправдать.
⭐️ Даём пожизненную гарантию на удаление. Основная цель работы с авторами негатива — прийти к соглашению, которое устроит обе стороны. Тогда и только тогда нежелательная информация гарантированно не вернётся. Именно этого мы и добиваемся. Если вдруг что-то пойдёт не так, удалим данные бесплатно.