История анонимности: от Эллады до криптовалют
Раньше человек находился на городском рынке и не рисковал выдать свое месторасположение и детали покупок. Сейчас банки знают все о ваших покупках. Раньше информация собиралась и передавалась куда хуже — от людей к людям, которые обладают плохой памятью и вниманием. Сейчас люди получают информацию от безошибочных машин. Несколько, казалось бы, не связанных между собой фактов являются для современный нейронных сетей открытой книгой. Взгляните на серию поисковых запросов одного человека:
- купить витамины
- регулярная головная боль
- сравнение банковских кредитов
Вроде бы, понятно что человека беспокоит состояние его здоровья. Может быть, сгорает на работе. А кредит, наверное, хочет взять на покупку мебели, ремонт или для бизнеса. А может собрался в отпуск, отдохнуть наконец? Но стоит добавить еще один запрос, как все складывается воедино:
- купить парик
Сам по себе запрос безобиден, но в сумме с прошлыми позволяет предположить, что у человека рак мозга и он проходит дорогостоящее лечение, на которое и нужен был кредит. Это элементарный пример, и такие связки поисковые системы щелкают на раз-два. Еще не все близкие знают, что у тебя рак, зато гугл в курсе всего. Ощущение не из приятных.
Как было раньше?
Раньше не было не то чтобы понятия конфиденциальности, а простого уединения. Люди жили в пещерах и совокуплялись прямо перед детьми. В тяжелых условиях жизни не до лирики.
Но даже в уже цивилизованной Древней Греции уединение порицалось. Считалось, что человек что-то скрывает, если ему нужно покинуть охлос. Правда, греки все же старались строить дома таким образом, чтобы снаружи и свет проникал внутрь, и чужих взглядов было поменьше.
В Средние века уединение могла себе позволить лишь знать. К тому времени христианские старцы начали использовать его для общения с богом, породив тем самым первую моду на затворничество. Простые же люди жили в домах, где спали со скотом в одном помещении. Отопление тогда еще не изобрели, поэтому все грелись от одного камина, расположенного в центре дома.
Позже, когда начали строить более теплые дома, помещения стали разделять на комнаты. Теперь уже можно было позволить себе заниматься чем-то личным. Изобретение отопления лишь ускорило возведение межкомнатных стен. Что люди могли делать наедине? Все, что требовало концентрации. Прежде всего, это чтение.
Книга изменила все. Вначале это было публичное чтение, когда грамотой обладали единицы. Люди собирались и слушали. Потом уже каждый мог взять Библию и в уединении познавать себя. Это состояние давало новую свободу. Книга впервые позволила человеку анонимно познавать мир, без живого учителя. Можно было обучаться тайным искусствам и никто об этом не знал.
Последний век конфиденциальности
В 1903 году в США за использование чужого фото в коммерческих целях без согласия начали штрафовать на 1000 долларов. Это случилось благодаря жене тогдашнего президента Гровера Кливленда, чьи фото начали массово использовать для рекламы всего подряд. Она оказалась слишком красивой и имела авторитет для домохозяек. Можно сказать, что это был один из первых примеров фальшивых «giveaway» в новом технологичном мире — чье-то имя и авторитет использовали для личного обогащения через рекламу без полученного согласия.
Далее вы уже более менее в курсе. Спаренные телефонные линии, фотошпионаж, один сотовый на семью, появление интернета, утечки данных, слежка правительств за своим населением, хакеры...
В двадцатом веке технологии поставили анонимность человека под большой вопрос. А в нынешнем столетии, судя по всему, мы вернемся в каменный век в плане конфиденциальности — у людей ее не то чтобы отберут, о ней перестанут думать со временем. Ты один и слаб, а технологий много и они дорогие. Как сможет защититься простой человек? С каждым годом ситуация только ухудшается. Запрет носить маски на митингах уже действует в большинстве развитых стран (и в России с Украиной тоже, кстати), а по Китаю и без митинга с закрытым лицом не походишь. Тотальная слежка следующими поколениями будет восприниматься как нечто нормальное. Все меньше людей будут задумываться над этим и бороться за приватность.
В 1997 году был расцвет переписки через сервера-ремейлеры. Можно сказать, оттуда идут современные корни криптошифрования. Под конец 20 века люди поняли, что уже не контролируют личную информацию. Сатоши Накамото, кстати, был далеко не первым кто всерьез озаботился этой проблемой. По большей части, он удачно собрал вместе результаты трудов других шифропанков. Это Филипп Циммерманн, создатель PGP; Джулиан Ассанж, основатель WikiLeaks и изобретатель отрицаемого шифрования; Йон Каллас, технический разработчик OpenPGP; Брэм Коэн, создатель BitTorrent; Ян Голдберг, разработчик протокола Off-the-Record Messaging и многие другие, чьи имена остались не раскрыты.
Крипта и анонимность
Начало 21 века в борьбе за конфиденциальность и анонимность ознаменовалось созданием биткоина. Но его нельзя считать анонимным, потому как подробности транзакций и адреса находятся в открытом доступе. Нужно лишь найти закономерности и выйти на конкретного человека. Вряд ли биткоин будет использоваться в будущем желающими сохранить конфиденциальность. Наиболее перспективными сейчас выглядят варианты на протоколе Mimblewimble.
Ну, а пока приходится пользоваться биткоином, так как лишь он имеет широкое признание и вес. Рискуя быть раскрытым. Наша команда P2P-платформы для обмена биткоина RiseX.net внедрила автоматический миксинг и простую регистрацию без идентификации по документам. Но как показала практика, это нужно меньшинству. Основная масса все еще не считает тотальную цифровую слежку угрозой для себя
Судя по всему, анонимность в скором времени ждет забвение. Меньшинство будет как и прежде руководить большинством, используя информацию — самый ценный ресурс 21 века. Право на личную жизнь, которое нам подарил Ренессанс, перестанет восприниматься как нечто жизненно необходимое. И будет забыто, оставшись лишь в учебниках по истории для старших классов. Будем надеяться, что категорическая цифровая открытость в итоге лишь пойдет на пользу человечеству.