Зачем России закон об умных роботах
В декабре прошлого года глава совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин опубликовал законопроект о регулировании умных роботов. Документ получил неофициальное название закон Гришина и стал предметом бурных дискуссий в экспертной среде.
Андрей Незнамов отвечает на самые важные вопросы о новом документе.
Андрей Незнамов – к.ю.н., юрист разработавшей закон Гришина юридической фирмы Dentons, руководитель Центра исследований проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта.
В чем суть?
Законопроект посвящен регулированию отношений с участием умных роботов. Это, по существу, набор правил, которые могли бы регулировать некоторые аспекты использования роботов в реальной жизни. Например, при каких условиях умный автономный робот может совершать сделки с человеком, кто считается владельцем такого робота, кто будет нести ответственность за его действия и т.д.
Почему так много споров?
В обществе пока не принято воспринимать роботов как полноценных участников гражданского оборота. Это кажется далекой и нереальной перспективой. А в законе Гришина ставится вопрос о том, какой у робота правовой статус. Может ли он действовать наравне с физическими лицами, или это просто обыкновенная вещь, как утюг или холодильник? Это огромный вызов для правовой системы.
Это же нереально – умные роботы в России. Зачем им вообще особый статус?
Вопрос о регулировании умных роботов в России звучит необычно. Но им никого не удивишь в Европе, США и Японии. В общем, там, где делают самых современных роботов. А эти роботы – как и другие товары – рано или поздно попадают и в нашу страну. Поэтому нереальность происходящего преувеличена. Это хорошо видно на примере принятой недавно Резолюции парламента ЕС Нормы гражданского права о робототехнике. Там ставится вопрос о том, не пора ли подумать о наделении умных роботов правами электронных личностей. Все понимают, что создание умных автономных роботов – дело ближайшего будущего.
Закон уже принят?
Нет, это даже не закон, а законопроект о внесении изменений в Гражданский кодекс РФ, причем пока – проект в первую очередь для общественного обсуждения.
Еще раз, зачем он нам нужен?
До сих пор вопрос о том, что отношения с участием роботов нужно регулировать, вообще в России не стоял. И очень зря. Развитие технологий идет быстрее самых смелых ожиданий. В ряде стран приняты государственные концепции развития робототехники. Нормативные акты целенаправленно меняются. И несмотря на это, правительства таких стран все равно опасаются не успеть за темпами прогресса. Серьезно, Япония прямо в тексте программы New Robot Strategy указала, что очень боится отстать от стремительного развития технологий, и указала четкий список законов, которые нужно скорее изменить или принять.
Поэтому крайне важно привлечь внимание экспертного сообщества и инициировать общественное обсуждение уже сейчас. Вероятность того, что умные роботы вдруг окажутся повсеместно среди нас уже в ближайшее время, очень высока. И это не наши оценки – это выводы на уровне государственных программ разных стран.
Какие у закона перспективы?
Чтобы стать полноценным законом, он должен пройти все стадии законотворческого процесса. Для начала он должен быть внесен в Государственную Думу РФ. Но, прежде всего, нужно собрать мнения экспертного сообщества и внести необходимые уточнения в законопроект.
Одновременно нужно подумать о комплексном регулировании. Небольшие изменения в ГК РФ – капля в море. Так что законодательные инициативы в области робототехники скоро станут привычным делом.
С текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте robopravo.ru