Анализ конкурентов: зачем, когда и как парсить данные?
Для примера мы взяли сайт Gloria Jeans. Когда-то команда Rocket Business делала для них SEO. А сегодня сделали подробный анализ их конкурентов.
Если не хотите читать: вебинар по анализу конкурентов на YouTube
Какими бывают конкуренты?
Конкурентов делят не только на прямых и косвенных. В более широких маркетинговых анализах есть еще категории: ключевые, потенциальные, неявные. Мы поговорим о трех подвидах.
— Прямые. Это компании с максимально схожими продуктами/услугами, условиями, с одинаковой аудиторией. В SEO это прямые конкуренты по ключевым запросам, топу в выдаче. Например, для магазина одежды GJ прямые конкуренты — O’STIN, MODIS, Befree. Все бренды относятся к одному ценовому сегменту, имеют оффлайн и онлайн магазины, работают на молодежную аудиторию, в ассортименте есть коллекции, повторяющие тренды.
— Косвенные. К ним относятся компании, которые предлагают альтернативные товары/услуги или цены. Возвращаемся к примеру с GJ. Бренд косвенно конкурирует с брендами на маркетплейсах, магазинами детской одежды или обуви. Принцип понятен — пересечение по группам товаров.
— Неявные. Компании, которые предлагают разные услуги и товары на разных условиях, но борются за одни и те же деньги своей ЦА. Представим оффлайн-магазин Gloria Jeans в торговом центре. На одной площади за деньги посетителя соревнуются магазины одежды, фудкорт, кинотеатр, боулинг. В рамках одного торгового центра все это — неявные конкуренты магазина GJ.
А есть еще деление?
Конечно. Чаще всего на тех, кого считает конкурентами клиент, и тех, с кем он реально конкурирует.
Почему это важно? Первый шаг в анализе конкурентов — мир и согласие в этом вопросе с заказчиком.
Нередко бутиковый магазин дизайнерской мебели считает своими конкурентами Hoff или Диван.ру. При знакомстве с проектом выясняется, что магазин работает с дизайнерами, напрямую покупатели обращаются редко, все позиции только под заказ, а целевая аудитория явно относится к премиум-сегменту. На этом этапе важно донести до клиента, с кем на самом деле стоит сравнивать свой бизнес.
Зачем и когда проводить анализ конкурентов?
Глобально: для роста трафика, конверсий на сайте и повышения заработка клиента. В общем, ради всего, для чего и затевается бизнес.
Локально: для выявления сильных и слабых сторон сайта, переоценки его структуры, посадочных страниц, ссылочной стратегии, коммерческих и поведенческих факторов. Важно отметить для себя не только плюсы конкурентов, но и их недостатки. Такой анализ — база для грамотной стратегии, которая поможет достичь целей глобальных.
Лояльно ❤. Анализ конкурентов — очень хороший инструмент повышения лояльности вашего клиента. SEO-шники, ответственные за проект, еще лучше его понимают, вникают в особенности бизнеса заказчика, в конце концов — сближаются с человеком. Концепция human-to-human как раз об этом.
Когда?
Рассмотрим первый вариант — старт работ. Для него анализ конкурентов обязателен. Выясняем базу: что за проект, про что он, что за ниша, кто в ней есть, кроме заказчика, откуда его конкуренты получают трафик.
Грамотный анализ поможет ответить на важные вопросы.
— Мы будем продвигаться по низкочастотным запросам и получать супер-целевой трафик?
— Сайт уже занимает неплохие позиции и наша задача — бороться за топ по высокочастотным запросам?
— А может, мы будем наращивать общий трафик и по информационным, и по коммерческим запросам?
Вариаций масса. Влияют на них моно- или мультирегиональность, регионы продвижения, загруженность ниши и еще десятки факторов.
Второй вариант — ситуативный анализ. Как правило, его проводят на этапе, когда SEO-шник вводит новую группу запросов, или замечает, что позиции плохо растут по каким-то разделам или группам. Самое время провести анализ для сверки: возможно, специалист упускает очевидное или пропустил важное обновление в индустрии.
Третий вариант — стагнация. Чтобы из нее выбраться, нужны новые идеи. Их как раз можно подсмотреть у конкурентов.
Как применить результаты анализа?
Выясняем точки роста:
- почему у конкурента покупают больше, а у нас — меньше или вообще не покупают;
- способы удержания клиента и повышения среднего чека;
- в какие подниши можно углубиться для меньшей конкуренции.
Еще оцениваем, что с нишей в целом: растет, падает, стагнирует. И, конечно, считаем чужие деньги! Точные бюджеты на рекламу и продвижения определить без внутренних источников почти невозможно. Но даже приблизительная оценка позволит неплохо сравнить возможности клиента и его конкурентов.
Помимо технических параметров пройдитесь и по такому чек-листу. Как конкуренты:
- получают трафик;
- подстраиваются под сезонные и месячные циклы продаж;
- реагируют на кризисы и застои;
- выбирают tone of voice общения с аудиторией.
Как подготовиться к анализу?
Позиционирование. Чем бизнес вашего клиента выделяется среди конкурентов? Вернемся к GJ.
Ранее бренд позиционировался как fast fashion — быстро реагировал на тренды, быстро производил и поставлял. Сейчас фокус сместился на качество материалов и пошива, при этом скорость производства сохраняется.
Сегмент ЦА сохранился: женский отдел самый объемный.
Отзывы. Рискуем уйти в SERM, но все же напишем пару слов. Социальные подтверждения формируют мнение целевой аудитории о компании влияют на репутацию — и в лучшую, и в худшую сторону. Отзывы могут сыграть настолько важную роль, что на пути к сайту значительная часть пользователей может передумать. Ниша с традиционно низкими рейтингами — городские поликлиники. На их фоне особенно круто смотрятся платные медцентры, которые традиционно много внимания уделяют репутации в сети. Возможно, в поликлиниках произошел мейковер, исчезли очереди, неработающие лифты, неприветливый персонал. А вот шлейф негативной репутации никуда не делся.
А что там у GJ? Довольно неплохо. И по количеству, и по качеству. Больше 300 отзывов и оценка 4,5 в Яндексе* — очень даже хороший рейтинг. По сравнению с конкурентными оценками в 4,2, 4,3 и 4,4 — точно неплохо.
Mystery shopping. Это наш старый добрый прием — тайный покупатель. Сделайте самое простое: оставьте заявку на сайте, оформите заказ без оплаты, закажите обратный звонок по услуге, оставьте запрос на консультацию. В общем — любое конверсионное действие на сайте.
Фиксируйте данные:
- ответили ли вам;
- когда перезвонили или написали;
- как проконсультировали;
- что предложили;
- совпадают ли условия на сайте с фактическим сервисом.
Ответы не дают объективной картины, особенно в случае крупных клиентов — федеральных сетей или магазинов. Зато помогут получить представление о возможных проблемах и стратегиях комментарийной отработки.
Что оцениваем?
Мы добрались до практической части. Далее мы пройдемся по пунктам в таблице с анализом конкурентов. Оценивать будем:
- показатели трафика;
- техническую оптимизацию сайта;
- ссылочную массу;
- коммерческие факторы.
Разбираем конкурентов Gloria Jeans
Трафик. Сайт gloria-jeans.ru высокотрафиковый, поэтому данные из SimilarWeb можно взять без проблем. То же относится к сайтам конкурентов: ostin.com, oodji.com, modis.ru, befree.ru.
Что видим? По общему количеству визитов и органике понятно, что главный конкурент — O’STIN, остальная тройка имеет показатели существенно ниже. Поведение посетителей на всех сайтах примерно одинаковое.
Техническая оптимизация. GJ однозначно стоит проработать 404-ю страницу, которая почему-то отдает ответ 200.
Микроразметка здесь визуально востребованная вещь, важно ей уделять внимание. Представьте, насколько это цитируемые сайты: как минимум, ссылки на товары пересылают друг другу в мессенджерах и соцсетях.
Скорость сайта — тоже не сильное место. Сюда же отнесем оптимизацию изображений.
Почему у 3 из 5 магазинов нет заголовка H1 на главной странице, можно только делать предположения.
Ссылочная масса. GJ лидирует по количеству ссылающихся доменов и ссылок — примерно в 2-4 раза больше, чем у конкурентов. Пропорционально распределение по всем типам ссылок также выше у GJ.
Коммерческие факторы. Тут справедливо работает правило «чем больше, тем лучше». Стандартный способ связи с техподдержкой — чат-бот — не везде реализован. Онлайн-консультант считается допотопным инструментом, но и он бы пригодился. С ним пользователям не нужно переходить в мессенджеры: они остаются на сайте и совершают действия.
Отзывы в карточках товара есть на 3 из 5 сайтов. Мотивировать покупателей давать обратную связь на сайтах гораздо сложнее, чем на маркетплейсах. Но пытаться все же нужно: о влиянии социальных подтверждений на принятие решения написано и сказано достаточно. Люди куда охотнее тратят деньги, когда знают о том, что такую покупку уже одобрил незнакомец в интернете.
Социальное присутствие — важный фактор, особенно в тематике одежды и моды. Оджи, например, проигнорировали размещение ссылок на свои соцсети.
Проверка конкурентов на наличие коммерческих факторов дает нам понимание общей картины — все ли мы учитываем при взаимодействии пользователя с сайтом или что-то упускаем.
Поболтаем про клиентов
Бывает, что клиент смотрит на весь проведенный анализ и:
— расстраивается и решает, что все слишком долго-объемно-невозможно и откладывает нововведения;
— решает, что все не так уж и плохо и затягивает с правками;
— понимает, что изменения нужны масштабные, а выделить на них ресурсы сейчас он не готов.
Что делать? Будем откровенны, всех пугают большие таблицы и огромные списки. Чтобы к ним подступиться, заказчику нужно сделать дополнительное усилие над собой. Стоит не просто показать объем проделанной работы, но и помочь клиенту понять, что с этим делать. Выход такой:
1. Дробить. SEO-шник в любом случае разбирает анализ на конкретные задачи для программистов, дизайнеров, контент-менеджеров. Такой список стоит показать и клиенту. Тогда вы не просто указываете на минусы сайта, а предлагаете шаги по решению проблем.
2. Расставлять приоритеты. Про классику тайм-менеджмента вы прочитаете в другой статье. Здесь следуйте принципу разделения дел на важное/срочное/неважное/несрочное. Поможет разобраться в плане работ и вам, и клиенту.
3. Внедрять изменения. Главное — просто начать делать. Между анализом и работами на сайте должно пройти минимальное количество времени.
4. Регулярно проводить аудиты. Один раз — круто, но недальновидно. Вместе с клиентом нужно решить, как часто вы будете проводить сравнительные анализы. У проекта могут быть сезонные особенности, может поменяться набор услуг или товаров, а на рынке может появиться новый инструмент для анализа. Установите периодичность проверок — например, раз в 6 месяцев — и соблюдайте ее.
Наш Телеграм-канал с новостями и обзорами
Канал для партнеров с лидами на SEO, разработку, дизайн, SMM
Давайте поболтаем в комментариях! Что еще стоит учесть при анализе конкурентов? Как ваши клиенты реагируют на его результаты?