Главное Авторские колонки Вакансии Образование
arrow-right Created with Sketch. Иван Родионов 256 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Зачем козе баян, седло корове, а бизнесу Сколково

Сколково - эдакий Хогвартс, окутанный мифами, легендами и небылицами. Кто-то считает его силиконовой долиной России. Другие уверены в его бесполезности и коррупционности. Как на самом деле обстоят дела, кто может стать участником проекта и нужно ли это вообще бизнесу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Короткая справка от официальных источников:

«Центр «Сколково» — это современный инновационный комплекс, крупнейший технопарк Европы. В него входят центры коллективного пользования, различные сервисы и более 95 000 м² офисов и лабораторий.

Здесь разрабатывают и коммерциализируют отечественные технологии. Например, создают летающие электромотоциклы, испытывают роботизированные комплексы для тушения пожаров, производят экспресс-гемотесты, которые определяют ишемический инсульт, легкие поражения спинного мозга и сотрясения".

За последние 2 года мы помогли попасть в Сколково десятке проектов, которые поделились своими впечатлениями от прибывания в "особом статусе.

Почему все так хотят в Сколково?

Представьте, вам выдают волшебную палочку, вы произносите «Диссендио», после чего открываются потайные двери.

  1. Налоговая ставка 0%. Это самое главное, зачем бизнес стремится в «Сколково». Резидент не платит налог на прибыль, имущество организаций, НДС и таможенные платежи. В 2 раза снижается ставка страховых взносов. Случай из реальной практики: полгода назад мы помогли компании с выручкой более 100 млн. рублей попасть в Сколково. Благодаря новому статусу компания смогла сэкономить 24 миллиона налогов на прибыль и НДС, а также 4 миллиона налогов за штат в 20 человек. Не каждый топовый налоговой консультант так сможет. :)
  2. Гранты до 100 млн. рублей. Деньги предоставляются на разработку, развитие, продвижение и коммерциализацию вашего проекта. Безвозмездно (при соблюдении правил и условий). Участники с годовой выручкой менее 50 млн. рублей ежегодно могут получать гранты до 1,5 млн. рублей. Выпускники корпоративных акселерационных программ — до 7 млн. рублей. Есть гранты на внедрение цифровых решений — до 100 млн. рублей. Дополнительно резиденты получают приоритет при подаче заявки на грант в Фонд Содействия Инновациям, который предлагает регулярные конкурсы на суммы от 4 до 40 млн. рублей. Если резидент «Сколково» подает заявку на грант в ФСИ, их рассматривают с приоритетным статусом.
  3. Репутация и доверие. Резидент «Сколково» — звучит круто и гордо. Вы становитесь сопричастны к бренду, который ассоциируется с инновациями, прогрессом и большой государственной структурой. Это хороший способ отстроиться от конкурентов. Ещё один плюс — больше возможностей сотрудничества и коллаборации с государственными органами, компаниями и учреждениями. Например, это отличная возможность внедрять свой продукт в НКО и тем самым увеличивать количество пользователей.
  4. Скидки на использование инфраструктуры технопарка. Резидентство в «Сколково» позволяет арендовать офисы, лаборатории, коворкинги, переговорные комнаты и коммерческие помещения со скидкой. В случае с лабораториями это настоящее спасение. Арендовать — дорого (да и не везде найдешь подходящую). Строить свою — космически дорого. Сколково предлагает отличные лаборатории, особенно если вы занимаетесь бизнесом в сфере биомеда.
  5. Нетворкинг. «Сколково» — это сообщество продвинутых людей с уникальным опытом в разных сферах. Тут менторы и кураторы, инвесторы и бизнес-ангелы, руководители министерств и лидеры мнений. Само нахождение в сообществе таких людей позволяет находить быстрые и качественные решения задач. Например, если вам нужно привлечь инвестиции, то вы обращаетесь в специальный отдел, где с вами взаимодействует куратор. Помогают упаковать проект и далее направляют стучаться в нужные двери.

Кто может стать резидентом «Сколково»

Может показаться, что столь уникальные и сладкие преимущества получают только нужные компании «по блату». Так думал и я, пока не получили статус резидента для нескольких наших клиентов.

Резидентом Сколково может стать компания из любой точки Российской Федерации. Регистрация компании в Москве не обязательна. Более того, подать заявку может и физическое лицо, однако в случае одобрения нужно будет все же зарегистрировать ООО.

Главным критерием отбора резидентов является инновационность. Вы можете провести короткий самостоятельный аудит на релевантность вашего проекта критериям Сколково.

Ответьте на 5 вопросов:

  1. Выручка компании менее 1 млрд. рублей?
  2. В составе учредителей компании отсутствуют лица из офшорных зон?
  3. Вы разрабатываете собственный продукт или существенно дорабатываете продукт, полученный от третьего лица?
  4. Ваш продукт обладает явными конкурентными преимуществами?
  5. Вы не занимаетесь перепродажей?

Если на все 5 вопросов вы ответили утвердительно — у вас есть все шансы, чтобы стать резидентом Сколково.

На начальном этапе мы помогаем бизнесу понять, есть ли у них вообще шанс стать резидентом. Часто бывает, что компания под требования не подходит, но благодаря корректировкам в продукте и помощи в подаче заявки удается убедить комиссию в релевантности проекта требованиям инновационного центра.

Как получить статус резидента Сколково

Весь процесс получения резидентства в Сколково укладывается в 4 шага, прохождение которых занимает от 2 до 6 месяцев (в зависимости от опыта подачи заявок в акселераторы).

1. Заявка. Составление заявки — самый важный этап, от которого зависит успех проекта. Нужно подробно описать продукт, рынок (отечественный и зарубежный), тренды, бизнес-модель, способы коммерциализации, конкурентные преимущества и стратегию развития. В среднем подготовка заявки занимает 200 рабочих часов. Первые 50 часов уходит на полное погружение в область деятельности компании и изучение рыночного ландшафта. Рекомендую привлекать сторонних экспертов и фокус-группы, которые помогут сформировать нужную информацию и сделать правильные выводы. На выходе получается материал примерно на 30-40 страниц текста.

Есть несколько важных пунктов, на которые комиссия Сколково обращает особое внимание. Один из них — описание конкурентов. Многие проекты допускают в этом блоке массу ошибок. Например, выделяют для себя слишком слабого конкурента. Либо разбирают конкурента, который сам не позиционирует свой продукт как инновационный, а просто давно на рынке. Возможно, у продукта может попросту не быть явных конкурентных преимуществ.

2. Отправка заявки на предварительную экспертизу. Специалисты Сколково проверяют заявку на корректность её составления и соответствие выбранному кластеру (направлению, к которому относится проект). В течение 3-5 рабочих дней вы получаете ответ, после чего заявка либо отправляется на проверку комиссии экспертов, либо требует корректировки. Заявку лучше заполнять сразу на двух языках, потому что ее могут проверять и англоязычные эксперты. Текст можно перевести автоматически, но есть риск, что не все идеи получится донести верно.

3. Экспертиза. Анкету рассматривают 5 случайных экспертов Сколково. Как правило, пул комиссии формируется из представителей бизнеса, науки и госсектора. Они проверяют анкету на соответствие следующим критериям:

  • Продукт или технология имеет конкурентные преимущества перед аналогами;

  • Продукт или технология обладает существенным потенциалом коммерциализации на российском и международном рынках;

  • Проект реализуем и не противоречит научным принципам;

  • Команда проекта обладает соответствующими знаниями, опытом и предпринимательским потенциалом;

  • Информации в заявке достаточно для того, чтобы принять решение.


По каждому из 4 основных критериев должно быть >50% положительных голосов. Можно подать не более трех заявок подряд по одному и тому же проекту в рамках одного направления деятельности, поэтому действовать нужно точно.

4. Получение статуса. Если решение положительное, участник получает протокол соответствия проекта критериям Сколково. После этого нужно подать заявку на статус резидента и оформить особый налоговый режим в ФНС, который будет действовать в течение 10 лет. Ежегодно необходимо сдавать отчеты о деятельности компании (весьма простые), которые будут сохранять за вами резидентство в Сколково.

Резюме

Нужно ли бизнесу, создающему конкурентоспособный, свежий и инновационный продукт, идти в Сколково? Однозначно да!

Да, непросто пройти комиссию. Нужно выделить достаточное количество времени на формирование заявки. В идеале найти людей, которые имеют успешный опыт подачи заявки и, как минимум, проконсультируют вас.

Однако успешный результат и потенциальные преимущества превосходят по своей ценности большинство гипотез, которые требуют идентичного количества ресурсов на их проверку. Существует крайне малое количество действий, которые дадут вам особый налоговый статус и миллионы потенциальных грантов. Поэтому я бы точно рассматривал получение резидентства, как одну из ключевых стратегий развития компании.

Если же вам нужна консультация и профессиональная помощь — мы всегда на связи!

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем