редакции
Можно ли заработать на вторичном рынке доменов?
Рынок доменов считается одним из наиболее открытых как на микро-, так и на макроуровне. В первом случае информация об администраторе и сроках регистрации домена доступна всем, а во втором — статистика по объему рынка, долях и другой полезной информации обновляется каждый день.
Но раньше это относилось только к первичному рынку регистрации, а вторичный считался закрытым — «серым». Разберем, что изменилось и можно ли зарабатывать на продаже доменов.
О каких суммах идет речь
В новостях часто мелькают новости о том, что компания купила доменное имя за огромную сумму. Например, недавняя новость про то, как «Сбер» купил домен games.ru.
Конечно, такого рода инфоповоды всегда привлекают внимание — например, в RU-CENTER первичная регистрация домена .ru стоит 189 рублей, а затем такое имя может продаться за десятки млн рублей.
На
вторичном рынке есть много предложений
по продаже доменов за суммы, превышающие
млн рублей, но подобные сделки — скорее,
исключение из правил, чем обычная
практика.
Нужно учитывать, что стоимость может быть существенно снижена в процессе торга за домен. По нашим данным, средний размер торга составляет минус 43% от первоначальной цены.
Тем не менее, заработать на этом рынке можно.
Более того, средняя стоимость продажи домена на вторичном рынке имеет тенденцию к росту.
По данным магазина доменов RU-CENTER, еще в 2018 году средний чек составлял около 30 000 рублей, а в 2021 году составляет уже около 100 000 рублей.
Как развивается вторичный рынок доменов
Количество коротких и легкозапоминающихся доменов ограничено. Основная часть продаж доменов на вторичном рынке приходится на национальные зоны .ru и .рф. Количество регистраций в них остается стабильным в последние годы — зоны прошли стадию бурного роста, и многие очевидные «хорошие» доменные имена в них уже зарегистрированы.
Отчасти на рост вторичного рынка повлияла пандемия. Бизнес начал иначе оценивать стоимость онлайн-активов. Из-за этого вырос спрос на доменные имена, а инфраструктура вторичного рынка изменилась в лучшую сторону: стала безопасной и прозрачной, без риска обмана или юридических проблем.
Ранее на вторичном рынке были распространены сомнительные с правовой точки зрения схемы. Например, создание и регистрация похожих доменных имен известных брендов. Условно, человек находил популярный сайт «sber.ru», и регистрировал домен «sber-online.ru».
В последнее время наблюдается разнонаправленная тенденция. С одной стороны, сейчас не составляет большого труда скопировать внешний вид любого сайта. С другой стороны, подобные домены или скопированный контент, в том числе визуальный, стало намного легче отслеживать — для этого уже существуют специализированные автоматизированные системы мониторинга упоминаний бренда в сети.
Вместе с тем, набралась правоприменительная практика. Допустим, если домен является зарегистрированной торговой маркой, можно смело идти в суд, потому что без разрешения правообладателя регистрация полностью совпадающих или похожих доменных имен запрещена.
Поэтому сейчас такая практика уже не распространена, а вторичный рынок стал более прозрачным и действующим в понятном правовом поле.
С чего начать и какие сложности есть на этом рынке
Подобный заработок — не легкие деньги. Здесь, так же, как и при инвестировании, нужно собирать портфель.
Сама по себе стоимость регистрации домена в российских национальных зонах невысока и одна из самых низких в мире. Но в портфеле профессионального домейнера — тысячи и десятки тысяч зарегистрированных на его имя доменов. При этом в год продается лишь небольшое число. Таким образом, для профессионального заработка потребуются существенные первоначальные инвестиции. Тем не менее, попробовать себя на этом рынке может каждый желающий — это легко:
1) купить подходящий домен. Обратите особое внимание на слова-тренды, которые с одной стороны не могут быть зарегистрированы как товарный знак (например, слово «банк» или названия городов), а с другой стороны могут быть востребованы в ближайшее время.
Старайтесь избегать доменных имен, которые имеют сложную транскрипцию. Например, слово «клякса» можно написать и как klyaksa, и как kliaksa и т.д.
Если вы нацелены на продажу домена, то обращайте в первую очередь внимание на зоны .ru и .рф. Сейчас в мире насчитывается много тематических доменных зон (New gTLD) — они активно растут и это отличный вариант для первичной регистрации, но на вторичном рынке они продаются меньше.
2) посмотрите на схожие домены, которые находятся в продаже. Это поможет определиться с рыночной ценой. При этом держите в уме факт, о котором мы писали выше — многие домены в реальности продаются с существенной скидкой по отношению к изначально выставленной цене.
3) поставьте заглушку на сайт, в которой будет написано, что он продается. Многие официальные площадки по продаже доменов предлагают такую возможность бесплатно.
4) выставьте домен на продажу в магазине доменов, в том числе в RU-CENTER. Чтобы выставить домен на продажу в магазин доменов, достаточно иметь анкету клиента и указать цену, за которую вы хотите продать домен. Особенность нашего магазина в том, что в нем можно выставлять даже домены, которые не были зарегистрированы в RU-CENTER — в Рунете таких общих площадок практически нет.