Главное Авторские колонки Вакансии Образование
129 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Brainxit вместо Brexit, или как война, инновации, кризис и выборы изменили рынок фриланса в 2016 году

Конкуренция между странами переходит на новый уровень – сегодня выигрывает тот, чья экономика более инновационная. Мир, в котором есть не только негативные последствия глобального кризиса, но и впечатляющие возможности цифровой эры, появляются предпосылки для переосмысления характера труда в целом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Еще в начале 2016 года аналитики Международной организации труда предсказывали, что в 2016 и в 2017 гг. рост безработицы в мире будет сохраняться. При этом, по прогнозам Forrester Research, к 2025 г. робототехника заменит 7% живой рабочей силы в США.

Цифра и труд

Изменения диктуют прежде всего миллениалы. Согласно данным PwC, именно поколение, родившееся с 1980 по 2000 гг., будет составлять 50% глобального рынка труда к 2020 г.

Есть некий парадокс в том, что с одной стороны, объемы рабочей силы снижаются в силу демографических причин (особенно в развитых странах), с другой – новое поколение совершенно по-иному смотрит на свое место в рабочей среде, нежели их предшественники. Недавние выпускники и молодые специалисты ориентированы на индивидуальную занятость и удаленную работу – интернет подарил им свободу выбора.

Фриланс перестал быть субкультурой и становится образом жизни как в развитых, так и в развивающихся странах. Так в 2016 г. оборот этого рынка в странах G20 составил $4,2 трлн. (Boston Consulting Group), в ЕС это самая быстрорастущая отрасль. В США его оборот составил в 2016 году $1 трлн (Upwork). Однако, есть существенная разница между факторами, определяющими увеличение объемов этого рынка в разных географиях. В развитых странах огромную роль играют особенности менталитета поколения Y. Избалованные мнимой легкостью интернет-заработков в Facebook, Snapchat и Telegram, они уже не хотят загонять себя в рамки корпоративного рабства. Минимум, который им нужен – гибкий график, максимум – собственный стартап масштаба Uber.

Что касается развивающихся стран, то, к примеру, уже в 2016, по оценкам участников, объем российского фриланс-рынка значительно вырос и составил $1 млрд. Главными факторами, влияющими на увеличение числа самозанятых, остаются экономическая нестабильность и падение курса рубля. Первое вынудило обратиться к удаленной работе тех, кто попал под волну сокращений и увольнений в кризисные 2014-2015 гг., второе заставило вернуться отечественных дауншифтеров из условного Гоа, чтобы серьезно зарабатывать в России без возврата в офис.

Причем тут Brexit?

Относительно новым, но мощным катализатором развития рынка удаленной работы во всем мире станут изменения, запланированные в законодательстве главных мировых игроков в отношении вопросов трудовой миграции. Несмотря на то, что именно мигранты производят 12-14 % ВВП Западной Европы и Северной Америки, традиционно открытые западные страны, имевшие и много лет успешно практиковавшие программы по привлечению иностранной рабочей силы, уже в 2016 г. взяли курс на значительные ограничения. Это одновременно и вынужденные меры, как закрытие границ для беженцев из Сирии в Европе, так и дань настроениям собственного населения, как в случае с Brexit.

Так, выход Великобритании из Евросоюза предусматривает предельное усложнение получения рабочих виз даже для граждан ЕС. В то же время, одной из самых обсуждаемых инициатив Дональда Трампа стала возможность изменений условий получения рабочей визы H-1B (в том числе – ее значительное удорожание), по которой в США работают иностранцы. Вопрос об ограничительных мерах поднимается и в Австралии - в декабре 2016 г. выяснилось, что труд иностранных программистов, в основном индийского происхождения, оплачивается значительно ниже местных, давая тем самым мигрантам значительное преимущество в конкурсах на замещение вакантных мест. Даже если все меры по ограничению рабочих виз для иностранцев будут приняты, они никак не смогут повлиять на практику переноса рабочего процесса за границу с использованием местного персонала. Компании, заинтересованные в качественной иностранной рабочей силе и снижении издержек, будут искать выход в предоставлении удаленных рабочих мест.

Есть спрос – есть и предложение. Мы в Rubrain.com более десяти лет работаем на российскими фрилансерами, но именно с выходом на международный рынок в последние два года отмечаем, насколько быстро зарубежный бизнес реагирует на изменение политической повестки. Конечно, новости о возможном выходе Великобритании из Евросоюза затрагивают в первую очередь возможных трудовых мигрантов низкоквалифицированного труда, а вот после того, как Трамп озвучил планы на ограничение въезда иностранных программистов в Силиконовую Долину, наш каталог фрилансеров из IT и смежных отраслей пухнет от желающих поработать с американскими компаниями удаленно. Более того – наша база стремительно пополняется за счет оттока грамотных отечественных специалистов, уехавших в США в конце двухтысячных, но в силу разных обстоятельств, не прижившихся там, обратно на родину. Набравшись опыта и насмотревшись на успехи западных коллег, они возвращаются в Россию, готовые трудиться на выгодных для себя условиях или полные идей и вдохновения на открытие технологичных стартапов.

Несмотря на то, что Россия не может похвастаться объемами высокотехнологичного производства, даже конкуренты признают, что наш главный капитал – мозги, все еще (или скорее снова) – крайне востребован, и именно РФ стабильно поставляет топовых программистов на мировой рынок инноваций. Для России, где утечка мозгов стала одной из важнейших проблем двух последних десятилетий, особенно в таких витально важных сферах, как IT, медицина и высокие технологии, подобные веяния могут стать оптимальным выходом для сохранения профессионалов в отечественной среде.

Прощай, стереотип!

Опробовав модель удаленной работы и убедившись в ее эффективности, работодатели уже научились отказываться от стереотипа, что фрилансер – это дауншифтер на Бали или студент-недоучка, и учатся судить по опыту и экспертизе. Портрет современного удаленного сотрудника сферы IT – молодой специалист в возрасте 25-35 лет с высшим образованием и активной гражданской позицией.

Помимо того, что цифровое поколение предпочитает самостоятельно выбирать место и время для работы, молодые специалисты во всем мире хотят больше возможностей для развития. Гибкий график или удаленная работа дают больше пространства для маневра тем, кто хочет освоить несколько профессий и постоянно развивать свои навыки. Желание повышать свою экспертизу и получать разный опыт, вплоть до смены деятельности – необходимая плата для за то, чтобы быть на одной волне с постоянно меняющимся техногенным миром и быть востребованным у работодателей.

В ManpowerGroup, мировом лидере кадровой индустрии, новую эпоху на рынке труда называют эпохой человекоориентированности (the Human Age), когда поиск талантов становится ключевым, условием в найме персонала. Теперь и компании по-новому смотрят на молодых перспективных сотрудников и предлагают более гибкие условия, чтобы привлекать и удерживать таланты. Таким сотрудникам хоумофисы с их возможностью выстраивать жизнь по собственному сценарию заменили плюшки в виде игровых приставок, фруктов и йоги в офисе. Очевидно, что основной трудовой моделью четвертой промышленной революции становится фриланс и в 2017 г. мы станем очевидцами его расцвета.

-1
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем