Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 572 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Почему на рынке мобильной и веб разработки нет места маленьким компаниям

Рост компании должен ставиться во главу угла. Какие трудности при этом придется преодолевать и с какими проблемами на конкурентном рынке не сможет справиться маленькая компания
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Борис Саботович, СЕО S Media Link

Почему я люблю компании по мобильной и веб разработке? Просто это высоко конкурентный сегмент, который легко выкидывает за борт даже крепких середнячков. Конкуренция здесь двойная: сотрудники и клиенты. Именно люди – наш главный актив, а клиенты - наши главные работодатели. А самое важное – это рынок с постоянно растущими требованиями к квалификации разработчиков, качеству программных продуктов и все новыми и новыми требованиями к последним программным и аппаратным новшествам и изменениям.

Клиенты хотят все самое новое, трендовое и лучшее в сфере информационных технологий. И не просто хотят, а требуют этого от наших специалистов. Профессиональные программисты так же не сидят на месте и находятся в поиске новых идей и средств программных реализаций. Количество разработчиков так же растет на рынке (хотя в последнее время за ним не поспевает). И это замечательно!

Рост компании ставится во главу угла

Бог на стороне больших батальонов.

На таком рыночном сегменте непозволительно быть маленькими. Мы, с ребятами, основавшими компанию, еще до первых разговоров о бизнес-плане решили для себя – хотим быть большими.

Эта простая истина и заложила основы нашего дальнейшего развития. Рост компании ставится во главу угла. При выборе стратегических приоритетов мы всегда задаемся вопросом – как это поможет нам вырасти и продвинуться вперед на столь конкурентном рынке.

Конечно же рост ради самого роста ничего не решает. Декомпозируя нашу идею, мы пришли к выводу, что прогресс компании является частью таких взаимозависимых показателей, как:

  • Рост сотрудников, их талантов и компетенций
  • Рост продаж, наращивание клиентской базы, процента возвратных клиентов, увеличение каналов и источников продаж.
  • Рост Качества. Создание отделов контроля качества реализованных программных продуктов. Мы постоянно работаем с обратной связью от клиентов и разрабатываем новые стандарты качественного программного кода. Следует отметить, что результат можно видеть лишь по прошествии достаточно длительного периода (от полугода до года на одно принципиальное изменение). Ожидание быстрых результатов лишь введет в заблуждение и позволит сделать неверные выводы от совершенных действий.
  • Рост эффективности. Начинается с создания и контроля показателей эффективности по каждому из отделов. Как правило, данный параметр тесно связан с вышеперечисленными, часто являясь либо их причиной, либо следствием. Несомненно, на рост эффективности больше всего влияют климат в коллективе, минимизация издержек на взаимодействие между отделами и, конечно же, внутренняя автоматизация. Мы постоянно имеем ряд внутренних проектов, которые будут способствовать увеличению скорости работы того или иного отдела.
  • Создание и развитие новых направлений деятельности и их тесная интеграция с текущими направлениями компании. Пожалуй, самый сложный из перечисленных пунктов. Мы постоянно анализируем рынок и желания наших сотрудников для понимания возможности выйти на новые рынки или направления деятельности.

Это основные составляющие ядра нашего грааля, без которых мы не видим развитие компании.

Проблемы маленьких компаний

Если на уже устоявшемся рынке рост является одним из выдающихся достижений, требующим немалого количества усилий, то на растущем – это жизненная необходимость. Если рынок растет на 30% в год, а ты всего лишь на 20%, то компания не только не развивается, но и стагнирует, даже не плывет по течению.

Часто руководители говорят об эффективности и о горизонтальном росте как профессионалов. Мы можем услышать фразы Наша компания состоит из небольшого числа сотрудников, но все тщательно проверены временем и являются настоящими профессионалами своего дела. Часто это бывает именно так. В этих случаях организация становится экспертом в определенной узкой нише, создавая репутацию проверенного игрока на небольших проектах в глазах клиентов.

Потом компания сама становится заложником своего роста и своих клиентов, будучи неспособна развить новые компетенции на том же уровне. Репутация на новых направлениях завышает ожидания клиента. Должный сервис организация предоставить не в состоянии, в итоге вызывая недовольство, которое транслируется и на уже зарекомендовавший себя сервис нишевый.

Потребность же в узкоспециализированных программистах конечна и ограничена. Шансы вырасти у IT-компании, вогнавшей себя в такую нишевую ловушку невелики, так как все ее попытки будут пресекаться самими клиентами, сотрудниками и сформировавшейся вокруг нее инфраструктурой. Часто такая компания становится предметом интереса более крупной структуры, которой впоследствии и поглощается.

Другие маленькие фирмы не удостаиваются и такой чести. Их руководители тешат себя иллюзиями, что рост невозможен в силу разных причин. Это могут быть и одержимость эффективностью, и желание сохранить первозданный коллектив, и добрая семейная атмосфера, которая сложилась за годы работы, и многие другие факторы. На деле же оказывается нежелание либо неспособность руководителя перенастраивать и менять бизнес-процессы, выходить из зоны комфорта, реинвестируя полученную прибыль в рост.

Вместо этого руководитель привыкает к стабильности и тому доходу, которым его компания обеспечивает все эти годы. Вместе со страхом перемен и нежеланием сталкиваться с изменениями, он продолжает уже проверенную временем стратегию. На растущем рынке такой компании будет хватать клиентов. По мере перехода рынка из фазы активного роста в фазу уже развитой сферы со стабилизацией спроса и предложения, конкуренты начнут отжирать долю прежде всего у таких небольших семейных фирм путем конкурентной борьбы или поглощений.

Конкуренты, обладая большими ресурсами, знаниями и возможностями будут последовательно выигрывать битву за битвой, продолжая укрепляться и расти, но уже за счет выигранной доли рынка у вас.

Проблемы роста

Слово проблемы я бы использовал в ключе возможностей, которые держат собственника постоянно в тонусе. Он должен придумывать новые и новые возможности для развития, решать все больше задач, которые обеспечат компании постоянный рывок вперед.

В данном пункте я кратко остановлюсь на основных проблемах, возникающих в процессе роста нашей компании. Если статья будет интересна, то готов разобрать каждую проблему по существу и предложить способы их решения.

  • Проблема ликвидности. Любой рост связан с реинвестированием капитальных средств в развитие компании. Необходимы грамотный инструментарий и методики анализа финансовых показателей. Идеал – это прибыльный рост.
  • Не хватает клиентов или не хватает ребят-исполнителей. Я объединил это в один пункт, так как другого состояния в компании не бывает. С интенсивным ростом клиентской базы, мы сталкиваемся с нехваткой профессиональных ребят, способных данные задачи решать быстро и в срок. В то же время, с интенсивным ростом числа таких ребят, отдел продаж не успевает обеспечивать должным объемом заказов. Как такового равновесного состояния не существует. Мы всегда хотим улучшать либо одну, либо другую сторону, создавая соответствующий бизнес-процесс.
  • Нехватка руководителей. Согласно нашей практики и моему опыту, доля привлечения руководителей со стороны значительно меньше, чем доля выращенных руководителей внутри компании. Постоянный процесс поиска и выращивания руководителей как внутри, так и вне компании – необходимый элемент роста компании.
  • Система обучения и совершенствования навыков специалистов. Мы занимаемся разработкой и дизайном мобильных, веб и прочих приложений. В штате 80 человек в офисах в Краснодаре, Томске, Хьюстоне. Главная наша сила – в этих людях. Рост сотрудников компании как специалистов – основной залог успеха. И вкладываться в это надо обязательно.

Это конечно далеко не все мысли, которые есть в голове по данному поводу. Все вышеперечисленное проверено и вынесено личным опытом. Цель данной статьи – помочь предпринимателям и молодым организациям понять причину и пути роста, задуматься о будущем развитии компании не на 1-2 года, а на 3, 5, 10 и более лет развития. Немного помечтать и представить компанию в будущем с ее масштабом и возможностями для текущих и будущих клиентов.

В конце приведу две любимых цитаты, постоянно подталкивающих меня к изменениям и поиску новых возможностей для роста:

  • Нет проблем только на кладбище.
  • Все хотят работать в растущей и развивающейся компании.
0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем