Главное Авторские колонки Вакансии Образование
435 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как защитить интересы SAP-фрилансера при взаимодействии с работодателем

В данной статье описываются методы защиты интересов SAP -фрилансеров, хотя применимы ко всем фрилансерам. Даны практические рекомендации и разобраны несколько реальных ситуаций взаимодействия SAP-фрилансера и работодателя.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

На текущий момент рынок SAP-фриланса активно развивается. Во многом это связано с ухудшающейся экономической ситуацией: компаниям не выгодно держать в штате дорогих консультантов SAP и не всегда у них есть возможность утилизировать полностью рабочее время консультанта, поэтому организации все активнее привлекают фрилансеров. К тому же случается так, что многие государственные компании неофициально накладывают мораторий на привлечение консалтинговых компаний и привлекают фрилансеров, которых можно провести без тендерных процедур.Фрилансерам, с одной стороны, это позволяет находить больше подрядов,а с другой стороны, растет риск невыплат им как по срокам, так и в оговоренном объеме. Чтобы защититься от возможных негативных последствий с заказчикам мы обобщили лучший опыт по противодействию таким случаям. Для начала приведем несколько примеров:

История 1. Договорились на словах, без подписания договора....

Сотрудничали с компанией уже долгое время, договорились о новых работах в скайпе. Фрилансер начал работать без договора, ведь уже давно работаем, все на доверии! Приступил, выполнил оговоренные работы, все приняли без бумаг. Оплаты до сих пор не было. Продолжаю ждать уже восьмой месяц, получая очередные завтраки.

История 2. Сделал работы без актов

...Уже давно работал с консалтинговой компанией, есть с ней рамочный договор. Договорились о новых работах. Сдал работы. С моей стороны не сразу отправил на согласование ТШ, не стал делать акты и счета своевременно. В итоге, согласовали только половину отработанного времени. На все претензии говорят: “Радуйся, что сделали эти выплаты”.

Комментарии юриста “MGR-Consulting” Антона Кошелева:

Антон, добрый день. Подскажите, как консультанту необходимо было действовать в первой ситуации?

Добрый день. Российское законодательство на данный момент очень строго подходит к защите интересов как граждан, оказывающих какие-либо услуги, так и граждан, принимающих эти услуги. Сложилась богатая практика рассмотрения подобных споров в Судах РФ, где невыплата в срок или невыплата в оговоренном объеме позволяют дополнительно заработать фрилансеру существенную сумму из-за недобросовестного поведения его заказчика.

Но! Для того, чтобы отстоять интересы консультанта, мы обязаны предоставить письменный договор, заверенный обеими сторонами, а также акты выполненных работ. Без этих документов мы сами будем выглядеть в глазах судьи вымогателями, пытающимися отжать что-нибудь у крупной компании. Конечно, Гражданский Кодекс РФ (далее ГК РФ) допускает заключение каких-либо сделок в устной форме (ст.159 ГК РФ), но при этом, несоблюдение простой письменной формы лишает нас права ссылаться в Суде на свидетельские показания (ст.162 ГК РФ), поэтому доказать, что консультант оказывал какие-либо услуги компании практически невозможно.

Таким образом, консультант, который не заключил договор в простой письменной форме, оказывается в очень уязвимом положении: он, как бы, постоянно провоцирует своего заказчика на невыплату. Заказчик знает, что может не выполнять устные договорные обязательства (например: не платить) без каких-либо последствий для него! У меня сразу возникает встречный вопрос: зачем ставить себя в такое положение, когда можно играть “на равных” с Заказчиком всего лишь составив письменный договор?

Составление договора не занимает много времени, но при правильном и профессиональном подходе гарантирует Вам выплату в срок и в полном объеме! При этом, Вы еще будете при ожидании выплаты думать о том, чтоб ее задержали, дабы через Суд заработать еще больше. Поэтому, отвечая на поставленный вопрос, фрилансеру нужно было не игнорировать процедуру оформления договора на оказание консультационных услуг и тогда бы никаких завтраков бы не было.

А как правильно было поступить во второй ситуации?

В этой ситуации, конечно, нужно иметь правильно составленный рамочный договор, в котором должны быть указаны порядок оплаты, порядок выставления счетов и актов выполненных работ, а также сумма пеней за несвоевременную оплату выполненных работ. Дальше, согласно этому договору, фрилансеру необходимо вовремя подписывать акты и выставлять счета, а также согласовывать ТШ. Данные бумажки будут являться Вашей гарантией на будущие выплаты. Пренебрегать этими процедурами никак нельзя.

Правильно ли я понимаю, что фрилансеру нужно по максимуму документировать сам факт оказанных услуг для того, чтобы максимально увеличить свои шансы на победу в суде?

Конечно! Каждый свой шаг и каждое действие кладем на бумагу, как говорят юристы. В этом случае шансы не просто увеличатся, они приблизятся к 100 %-ам! Любой профессиональный юрист выиграет это дело и добавит солидную сумму в копилку предусмотрительного фрилансера.

Какие есть инструменты досудебного урегулирования споров с работодателем?

В случае устной договоренности – только переговоры и просьбы. Никакие претензии никаких результатов не дадут. В случае наличия письменного договора, даже если в нем не указано соблюдение досудебного претензионного порядка решения споров и разногласий между сторонами, я бы рекомендовал перед обращением в Суд отправить правильно составленную претензию, в которой обязательно указать сумму пеней за просрочку или невыплату, сумму за пользование чужими денежными средствами (ст.395 ГК РФ), сумму госпошлины, которая ляжет на проигравшую сторону, а также сумму, потраченную фрилансером на оплату услуг представителя. Сумма получается значительной, поэтому в большинстве случаев, если заказчик обладает штатом грамотных юристов, выплата произойдет в ближайшее время.

Опять же, не пытайтесь составлять претензии сами, поскольку досудебный претензионный порядок требует как определенных процессуальных, так и формальных действий. Неправильно поданная, зарегистрированная или написанная претензия является ничтожной.

Елена Волкова, Руководитель направления по ресурсному обеспечению компании “MGR-Consulting”:

В нашей практике встречаются разные случаи. Основное, на что рекомендую обратить внимание:

  • На репутацию компании;
  • На договор и его условия.

Репутация компании зачастую складывается не только из времени существования компании и количество выполненных ею проектов, но так же из историй платежей другим консультантам и соблюдения с ним заявленных договоренностей.

Из практики работы с фрилансерами, компаниям проще вести дела с индивидуальными предпринимателем. Связано это, в том числе, и с налогообложением, и с уже установленным законом документооборотом. Также организации заключают договора гражданско-правового характера с физическими лицами. Но в данном случае организация вынуждена брать на себя дополнительную налоговую нагрузку по пенсионному страхованию. Хотя в последнее время многие государственные компании все чаще идут на такую практику.

Реже встречаются случаи заключения расписок между представителем компании и физическим лицом.

Основной мой совет для фрилансера - создавать свое ИП. Заключать договор на основе подневной оплаты и высылать регулярно акты и счета. Постоянно вести и подписывать у своих руководителей ТШ (табели учета времени). Либо заключать договора на фиксированный объем и согласовать график платежей по ним, разбивать данные работы на более мелкие, и сразу же, по их выполнению,подписывать акты”.

Татьяна Черемина, руководитель проекта sapforfreelancers:

“На нашем проекте, обобщив опыт компании, мы создали систему управления фрилансерами. Компании могут отслеживать деятельность множества фрилансеров по проектам в системе, а также находить под свои проекты подходящих исполнителей.

Фрилансерам выгодно работать через наш сервис по нескольким причинам, так как уже на первоначальном этапе взаимодействия он может, общаясь через чат с работодателем, сохранять договоренности в истории переписки, которые нельзя стереть.

Пример диалога между фрилансером и работодателем.

Также система при одобрении консультанта на проект автоматическим формирует договор подряда, документы о неразглашении конфиденциальной информации.

Пример бронирования времени консультанта.

Пример подтверждения табеля рабочего времени фрилансера.

При ведении проекта и одобрении работ заказчиком консультант автоматическим получает счета и акты уже из системы, которые можно сразу направить и подписать у Заказчика.Консультант, как и работодатель, может оценивать взаимодействие с работодателем, в результате чего складывается рейтинг обеих сторон.

Пример документов по проекту, готовых для подписания сторонами.

Пользователи системы могут оценить работу друг друга. Дополнительно отзывы проверяются нашими специалистами. Тем самым фрилансер всегда сможет подобрать у нас в системе "проверенного работодателя”.

Скачать: Чек лист проверки на разных стадиях взаимодействия фрилансера с работодателем.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем