Главное Авторские колонки Вакансии Образование
4 114 13 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Карьерный совет: Как стать профессиональным редактором в онлайн-медиа

Как стать профессиональным редактором — основанные на опыте советы и рекомендации, которые помогут построить карьеру в сфере цифровых медиа.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Несмотря на определенные кризисные явления сфера медиа привлекает большое количество молодых специалистов — стать журналистами и редакторами стремятся не только студенты журфака, но и дипломированные финансисты и юристы.

В этом материале мы расскажем о том, что должен уметь специалист, чтобы получить работу редактором, а также дадим алгоритм по построению карьеры в этой сфере, который позволит за пару лет серьезно прокачаться и получить работу мечты.

Самое главное: рассчитывать придется только на себя

Одна из основных ошибок начинающих редакторов или тех, кто хочет перейти в сферу медиа из других отраслей — сразу же начинать искать платные курсы от всевозможных гуру и экспертов в журналистике и создании контента.

Делать этого не стоит по одной простой причине — даже в том случае, если на курсе удастся получить стоящие знания (что бывает не всегда), по-настоящему усвоить их можно только, наложив новую информацию на свой собственный опыт. Если же вы еще не потратили на написание текстов хотя бы несколько сотен часов чистого времени и не имеете реальных проектов, в которых можно реализовать полученные знания и инсайты — то платить за такое обучение означает просто выбросить деньги на ветер. А в сфере медиа сейчас принято экономить.

Поэтому следует начинать с саморазвития. И вот по какому пути можно выстроить этот процесс.

Этап 1: Собственный блог

Работа редактора подразумевает не только лихую работу по увлекательным инфоповодам, но и большой объём рутины. Одна из главных сложностей для начинающих здесь — необходимость писать регулярно и находить для этого темы. Набить руку в этом деле помогает ведение собственного блога.

Он не обязательно может быть на профессиональную тему, для облегчения процесса можно попробовать писать, к примеру, о своем хобби. Главное — соблюдать регулярность и относиться к этому как к важному этапу обучения.

Работа над блогом позволит не только научиться подбирать темы даже тогда, когда кажется, что обо всем уже было сказано раньше, и регулярно выпускать материалы, но и заниматься продвижением своего контента. От блога, который никто не читает, не будет никакого толку.

Поэтому необходимо изучать возможности по привлечению читателей — возможно, в соцсетях существуют тематические сообщества, где можно поделиться ссылкой, какие-то блог-платформы могут предлагать свои инструменты продвижения, можно попробовать предлагать свои гостевые посты другим блогерам в обмен на ссылку, приглашать лидеров мнений на интервью к себе в блог и т.п. Способов продвижения бесконечное множество, и человек, который хочет работать в сфере медиа, обязан понимать, как работают механики распространения контента.

Когда эта работа даст плоды, и у блога появятся первые читатели, появится и возможность потренироваться в общении с ними. Далеко не все материалы будут собирать восторженные комментарии, это позволит научиться реагировать на критику, отстаивать свое мнение, вносить правки и просто нарастить толстую кожу — в будущем это очень пригодится, потому что в интернете всегда кто-то неправ.

В качестве примера можно привести опыт основателя Smile Bright Media, который начал вести собственный блог, собрал в нем небольшую аудиторию, среди которой был и первый клиент нашей будущей компании. Подробнее эта история описана здесь.

Этап 2: Работа в нишевых СМИ

Несмотря на то, что состояние в российской медиаотрасли принято описывать словом кризис существует большое количество новых медиа, которые пишут на определенные темы и остро нуждаются в авторах. Стоит отправить ссылки на материалы из своего блога главным редакторам таких СМИ — с большой долей вероятности, кто-то из них предложит такому соискателю работу.

Получать много денег в таких СМИ не получится, но можно получить бесценный опыт.Работа в СМИ позволит молодому специалисту освоить ключевые навыки, которыми должен обладать любой редактор:

  • поиск новостей и фактчекинг;
  • создание кликабельных заголовков;
  • подбор иллюстраций к материалам;
  • сбор и адаптация комментариев экспертов;
  • проведение интервью.

Как правило, аудитория даже небольшого СМИ больше, чем у личного блога, поэтому появится и опыт работы с большим числом читателей, что также полезно — постоянное давление способствует более быстрому обучению.

Кроме того, при работе в СМИ существует возможность надалить отношения с потенциальными будущими работодателями. К примеру, один из журналистов издания VC.ru сначала писал новостные заметки о компании Нетология, которая занимается онлайн-образованием, а затем и перешел туда на работу в качестве редактора корпоративного блога.

Этап 3: Сотрудничество с PR-агентствами

При всей пользе работы в СМИ создание материалов для медиа не позволит стать разносторонне развитым редактором — издания интересуют определенные истории или темы, которые подаются в заранее определенном формате. Расширить редакторский кругозор позволяет сотрудничество в качестве автора (райтера) PR-агентства. Многие из них нанимают таких специалистов на сдельную оплату, поэтому у редактора остается возможность гибко регулировать собственную загруженность.

Сотрудничество с агентством позволяет познакомиться с процессом создания контента с другой стороны — теперь редактору придется искать в имеющейся корпоративной фактуре зацепки, которые позволят продать материал в СМИ и привлечь к нему множество читателей. Также удастся освоить работу с новыми типами материалов:

  • Экспертные колонки;
  • Пресс-релизы;
  • Комментарии для СМИ;
  • Посты для корпоративных блогов.

Еще один плюс работы с агентством — возможность создавать контент на самые разные темы. Обычно в агентства обращаются компании из множества отраслей, поэтому редактор сможет ознакомиться с широким спектром тем от авторынка, ИТ-технологи до digital-рекламы и финансового рынка.

Этап 4: Фуллтайм-работа в компании

При удачном стечении обстоятельств и должном упорстве весь описанный выше путь можно пройти довольно быстро — за год-полтора. Следующим логическим этапом станет работа на должности редактора в компании. Должность, при этом, может называться как угодно вплоть до SMM-менеджера — главное работать с текстами.

Позиция внутри компании позволит глубже погрузиться в конкретную тему и научиться создавать максимально проработанные тексты. Также редактор получит возможность освоить типы материалов, с которыми раньше у него было меньше возможностей столкнуться:

  • Страницы сайтов и всевозможные описания;
  • Исследования и презентации;
  • Электронные книги;
  • Внутренние и внешние почтовые рассылки.

Логичнее всего устраиваться на работу в компанию, которая активна в публичном пространстве и занимается развитием собственного блога. Ниже несколько интересных блогов известных компаний:

Чего не надо делать

Рассмотрев несколько этапов профессионального развития редактора нельзя не поговорить и о том, по какому человеку, который хочет научиться интересно писать, идти не нужно ни в коем случае.

Прежде всего, это SEO-копирайтинг — однажды начав писать не для людей, а для поисковых роботов, потом перестроиться и начать развиваться в нужном направлении будет крайно сложно.

Кроме того, мы не рекомендуем тратить время на биржи фриланса или копирайтинга — через них получить интересный заказ довольно сложно из-за высокой конкуренции. А написание скучных описаний для неинтересных продуктов отобьет всю охоту к развитию. И, конечно, никогда не стоит работать по схеме оплаты за знаки — об этом мы писали в одной из предыдущих глав.

Заключение

Описанный выше алгоритм развития карьеры редактора занимает в реализации не так уж и много времени — за пару лет молодой специалист вполне может пройти путь от никому неизвестного новичка, до редактора в крупной компании или уважаемом СМИ.

Уже после этого, определившись с конкретной сферой применения своего таланта — журналистика, маркетинг и PR на стороне агентства или заказчика — можно подбирать конкретные курсы для повышения квалификации.

К примеру, отличные семинары для журналистов периодически проводит главред Секрета Фирмы Николай Кононов, пиарщикам и маркетологам много интересного может рассказать директор по маркетингу компании Мосигра Сергей Абдульманов (вот описание одного из прошедших курсов), а редакторов для компаний готовит Максим Ильяхов и специалисты медиахаба Smile Bright Media.

Пройдя весь описанный путь, редактор научится работать с материалами разных типов в сложных условиях постоянно давления и не будет бояться писать для широкой аудитории. А наработанный опыт будет гарантом будущей востребованности даже в сложные с точки зрения экономики времена.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем