Разбираем выдачу Google: 16 спецэлементов, которые важно отслеживать
Спецэлементами выдачи (SERP features) называют не только отдельные блоки (например, карты или картинки), но и разные значки (например, молния AMP или звездочки рейтинга). Все они могут влиять на CTR и трафик, поэтому очень важно следить за тем, какими из спецэлементов и по какому запросу Google отметил ваш сайт.В инструменте Позиции от SE Ranking есть модуль, позволяющий отслеживать, какие спецблоки отображаются по важным для вас запросам, и представлен ли в этих блоках ваш сайт. Всего система показывает данные по 16 спецэлементам. Расскажем по порядку, о каких элементах идет речь.
FEATURED SNIPPET / БЛОК С ОТВЕТАМИ
Результаты поиска для популярных вопросов содержат блок с ответом или как его еще называют, – избранный сниппет.
Страница, отображаемая в блоке ответов, может быть представлена и в обычной выдаче по этому запросу, причем тоже на первой странице. Тем не менее открываемость ссылок в Featured Snippet выше , чем у других ссылок на странице результатов, поэтому попасть в этот блок – важная SEO-задача.
Google настаивает , что нет способа пометить контент, который мы хотим увидеть в этом блоке. Тем не менее, можно опосредованно повлиять на выбор поисковой системы:
- Вывести страницу в ТОП выдачи, так как именно страницы из первой десятки чаще всего отображаются в блоке с ответами.
- Сформулировать простые вопросы, которые относятся к вашему продукту и на которые можно дать структурированный ответ. Например:
- Как собрать ртуть
- Что такое цветотип
- Как работает биткоин
- Как извлечь сим карту из айфона
- Что такое контекстная реклама
- Оптимизировать контент страницы под этот запрос. Добавьте ключевую фразу в заголовки и помимо расширенного ответа на вопрос, пропишите абзац, который бы содержал сжатый структурированный ответ (54-58 слов для англоязычной выдачи, 40-50 для русскоязычной). Если это вопрос типа “что такое Х”, начните абзац с определения (“Х – это…”), для ответа на вопрос типа “как сделать У” напишите пошаговую инструкцию (“чтобы сделать У, нужно 1,2,3,n”). На запросы, предполагающие такие инструкции, Google выводит в Featured Snippets только заголовки (h2-h4) с перечислением шагов.
- Добавить микроразметку Sсhema.org. Schema.org – это семантическая база разметки данных. С её помощью можно обозначить разные элементы контента, что поможет поисковым роботам лучше понять их структуру и предназначение: о каком объекте идет речь (itemscope), к какой категории он относится (itemtype), какие его свойства описываются (itemprop) и так далее.
LOCAL PACK / РЕЗУЛЬТАТЫ КАРТ
Если ввести продуктовый запрос с названием города (с актуальным названием, а не “пицца константинополь”), на первой странице результатов получим блок с картой и списком подходящих компаний. Карта отображается и по локациям с меньшим радиусом, например, для районов и микрорайонов.
Если у вас локальный бизнес, вам обязательно нужно добавить его в Google Карты. Во-первых, Local Pack привлекает целевой трафик, а во-вторых, даже если ваш сайт не выходит в топ выдачи, но представлен в блоке с картой, пользователи смогут найти его уже с первой страницы поиска. Чтобы пользователи нашли вашу компанию в блоке с картой, нужно сделать следующее:
- Зарегистрируйте аккаунт в Google My Business.
- Выберите категорию (лучше ограничиться одной), к которой относится ваша компания.
- Напишите содержательное описание вашего бизнеса.
- Обязательно добавьте ссылку на ваш сайт.
- Убедитесь, что указали правильные данные (телефон, адрес, график работы).
- Поработайте над рейтингом – соберите положительные отзывы о вашем продукте/сервисе.
TOP STORIES / ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Google News – отдельный канал выдачи, результаты которого могут также отображаться в SERP. Блок с главными новостями может выглядеть по-разному: с горизонтальной разметкой без картинок или в виде карточек с изображениями.
Алгоритм отбора в этом блоке очень требователен, и шансы на появление в нем есть только у новостных ресурсов. Блог e-commerce сайта засветиться там не сможет, а вот онлайн-медиа, публикующее уникальный новостной контент, – вполне.
Если у вас интернет-издание, ведущее новостную сводку – обязательно подайте заявку на включение сайта в Google News. Google сформулировал требование как к контенту, так и к техническим параметрам для сайтов, которые хотят быть представлены в Новостях. Изучить их можно здесь.
В Top Stories можно попасть как по горячим news-запросам типа “Сбой в работе Телеграм” или “Facebook слил данные пользователей”, так и по продуктовым, например, как на скриншотах выше.
SITE LINKS / ССЫЛКИ САЙТА
В некоторых случаях Google считает, что дополнительные ссылки на сайт помогут пользователю быстрее решить его вопрос, тогда он добавляет к результатам блок Site Links.
IMAGES / КАРТИНКИ
Картинки – отдельный канал поиска Google, результаты которого можно увидеть в общей странице выдачи по самым разным запросам: продуктовым, персональным, медицинским, – словом, любым, которые предполагают возможность иллюстрации. Тогда картинки становятся спецэлементом.
Попасть в спецэлемент Images можно только попав в выдачу по изображениям – то есть по всем правилам оптимизации с прописанными alt-тегами, правильным title, нормальным размером и ЧПУ. Чуть раньше мы писали подробный гайд по оптимизации изображений – там всё описано в деталях.
Интересно, что по некоторым запросам Google добавляет изображение в Блок с ответом, причем текст в блоке может быть взят с одного сайта, а картинка – с другого. Например, вот так:
VIDEO / ВИДЕО
Спецэлемент Video добавляет к сниппету в результатах выдачи превьюшку (thumbnail) видео. Чаще всего это результаты из YouTube или Vimeo, то есть крупных видеохостингов.
Кроме этого, чтобы отобразиться как спецэлемент, видео должны быть грамотно оптимизированы под запрос (title, meta описание, еги, адекватный кадр в превью). И не забудьте в описании добавить ссылку на ваш сайт.
CAROUSEL RESULTS / КАРУСЕЛЬ
Карусель результатов – один из самых броских элементов поиска – появляется по общему запросу, который предполагает не один релевантный ответ, а несколько. Например:
- самые лучшие фильмы ужасов
- книги гарри поттер
- лучшие альбомы 2017
- лучшие игры android
Но для этого нужно а) выйти в ТОП по этому конкретному запросу, б) запрос, по которому вы вышли в десятку, должен принадлежать к классу запросов, по которому эта самая карусель выводится. Например, ключевик “Ретривер” относится к классу запросов “породы собак”, “Энни Холл” – к “лучшие фильмы Вуди Аллена”, “Керри” – “лучшие книги Стивена Кинга” и т.д. В англоязычной выдаче карусель отображается по большему количеству ключевых слов. В русскоязычной по этим же запросам скорее получим ответ в виде Featured Snippet. Но это пока.
Зачем же отслеживать карусель, если она не отображает конкретные сайты? Ваша задача не только мониторить, в какие спецэлементы попадает ваш сайт, а и какие фичи Google выдает по вашим основным запросам. Допустим, вы торгуете курами, и по запросу “породы кур” ваш сайт выходит в ТОП. Если по этому запросу выводится карусель, она может отвлечь пользователей от органических результатов и увести их смотреть выдачу по конкретной породе. Это может значительно повлиять на поисковый трафик по этому запросу, так что отслеживать карусели все же стоит.
PEOPLE ALSO ASK / ТАКЖЕ СПРАШИВАЮТ
Блок People also ask – аккордеон из результатов блока ответов. То есть попадают туда именно те фрагменты текста и страницы, которые уже есть в Featured Snippets. Расширенный сниппет и ссылка на страницу с ответом на вопрос разворачивается, когда нажимаем на серую стрелку.
Рецепта попадания в блок Google не предлагает. Но поскольку формируется он из расширенных сниппетов, велика вероятность, что если ваша страница попала в Featured Snippet, она отобразится и в People also ask.
REVIEWS / РЕЙТИНГ КОМПАНИИ
Рейтинг дополняет обычный сниппет звездочками под URL-ом страницы. Появиться он может по любому запросу, результаты которого содержат отзывы. Звездочки привлекают внимание и повышают траст, поэтому они стоят того, чтобы увеличить число позитивных отзывов.
Рейтинг, отображаемый в результатах карт, формируется по-другому – на основе развернутых отзывов клиентов, имеющих Google аккаунт.
TOP ADS / РЕКЛАМА ВВЕРХУ СТРАНИЦЫ
Верхний рекламный блок – спецэлемент, отображающий результаты платной выдачи вверху страницы, над органическими результатами. Его еще называют контекстной рекламой, которая все чаще всплывает не только по коммерческим запросам (“купить Х”), а и информационным (“что такое Х”, “как сделать Х” и т.д.).
Спецблок Top Ads может сочетаться с другими элементами выдачи, например с Sitelinks (ссылки сайта) или рейтингом:
Рекламный блок практически сливается с органикой, от которой его отличает только тег “Реклама”. В англоязычной выдаче тег “Ad” выглядит еще неприметнее. Максимальное количество результатов в этом блоке – четыре, плюс столько же может входить в рекламный блок внизу страницы.
Чтобы воспользоваться всеми благами контекстной рекламы, зарегистрируйтесь и начните работу с Google AdWords. Главное – определить запросы, по которым вы хотите рекламироваться: от этого зависит и успешность кампании, и её цена. Если вы не знаете с чего начать, воспользуйтесь нашим инструментом Анализ конкурентов в SEO/PPC. Он позволит посмотреть, по каким ключевым словам ваши конкуренты запустили рекламу и во сколько она им обходится. Это, в свою очередь, поможет решить, по каким запросам стоит начинать кампанию в Google AdWords вам.
BOTTOM ADS / РЕКЛАМА ВНИЗУ СТРАНИЦЫ
Реклама внизу страницы – такой же рекламный блок, как и Top Ads, но располагается он под органическими результатами. Реклама над выдачей срабатывает лучше – ее кликабельность и видимость выше, чем у Bottom Ads.Тем не менее, оба блока неизменно показываются на первой странице результатов.
Как добиться показа объявлений над, а не под выдачей, читайте в подробной инструкции от Google.
Пару лет назад Google оформил партнерство с Twitter и начал индексировать твиты, показывая их на странице результатов. Блок с самыми свежими сообщениями обычно появляется по брендовому или персональному запросу. Если компания или известный человек активно ведут твиттер, этот спецэлемент покажется среди других органических результатов по запросу.
KNOWLEDGE GRAPH / СЕТЬ ЗНАНИЙ
Сеть знаний (или граф знаний) – блок, подающий справочную информацию по предмету запроса. Чаще всего Google подтягивает сюда данные из Википедии, включая некоторую дополнительную информацию, которая может пригодиться пользователю. Например, по запросу “Мартин Иден” получим не только информацию о романе, но и список других романов Джека Лондона. Тоже самое происходит с коммерческими запросами:
- Создать страницу своей компании в Википедии. Если ваш бренд уже приобрел некоторую популярность, и страница соответствует всем требованиям платформы, именно она может появиться в графе знаний.
- В блок можно попасть через картинки. Если грамотно оптимизировать картинки под предметный коммерческий запрос, они тоже отобразятся в блоке сеть знаний и по клику приведут аккурат к ссылке на ваш сайт.
Если ваш сайт уже попал в Knowledge Graph, добавьте ссылки на свои страницы в соцсетях, но сначала верифицируйте их.
KNOWLEDGE CARD / КАРТОЧКА ЗНАНИЙ
Карточка знаний – элемент, который предлагает справочную информацию по запросу, оформленную в виде отдельного блока над выдачей.
AMP
Оставаясь верным провозглашенной установке “Mobile First”, Google поощряет сайты, подготовленные для мобильного пользования. Одним из факторов такой оптимизации является наличие AMP – адаптированной версии HTML, которая позволяет загружать страницы быстрее. Страницы, на которых использован AMP, Google помечает соответствующим значком, который можно увидеть только в результатах мобильной выдачи.
SHOPPING RESULTS / ТОВАРЫ ПО ЗАПРОСУ
Shopping Results – специальный блок в виде карусели из карточек с товарами. Он позволяет пользователю увидеть искомые товары и сравнить цены на них прямо на первой странице выдачи. Появляется он по коммерческим запросам, вне зависимости от того, указал пользователь только класс товаров или конкретную модель.
Блок Shopping Results отображает товары по принципу контекстной рекламы – место в нем можно купить. Но чтобы это сделать, нужно иметь аккаунты в Google Adwords и Merchant Center. Если с первым большинство знакомы, то работа с Merchant Center для многих в новинку.
Три шага запуска кампании в Merchant Центре:
- Создайте аккаунт и привяжите его к Google Adwords, подтвердив права на сайт. Подробную инструкцию по регистрации и требованиям к запуску профиля найдете здесь.
- Подготовьте фид – список товаров, которые вы предлагаете для продажи, с указанием всех нужных данных.
- Добавьте фид и пройдите модерацию.
В заключение сделаю несколько уточнений:
- Во-первых, Google использует не только перечисленные элементы. Например, еще есть карты без списков (Map), блок “Вместе с Х часто ищут” (Related Search), дополненный сниппет (Rich Snippet) и другие. И Google точно не собирается на этом останавливаться.
- Во-вторых, попадание в такие элементы не всегда влечет за собой очевидный профит. Если присутствие в блоке ответов (Featured Snippet) или товарах по запросу (Shopping Results) дает заметный прирост трафика, то наличие отметки AMP может разве что косвенно сказаться на результатах. Оценить же эффект от спецэлементов конкретно для вашего бизнеса можно только держа руку на пульсе выдачи. Регулярно отслеживать SERP features поможет наш инструмент Позиции с его функцией анализа элементов поиска.
- В-третьих, мы продолжим добавлять спецэлементы для отслеживания. Следующими мы планируем запустить трекинг блоков с погодой, временем, курсом валют, маршрутами, авиабилетами и другими элементами. То есть совсем скоро их станет больше, чем 16, и придется писать вторую часть этой статьи.
Если у вас есть вопросы, или вдруг мы упустили из виду спецэлемент, который вам интересен, пишите в комментариях. Будем благодарны!