Главное Авторские колонки Вакансии Образование
244 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как выжить в кризис: 8 рекомендаций для бизнеса

Иногда в условиях кризиса бизнес вынужден включать режим жесткой экономии. Финансовые резервы практически исчерпаны, второстепенные расходы урезаны до нуля. Что еще можно предпринять, чтобы удержать бизнес на плаву?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Отказаться от нерентабельных ресурсов

Самое время использовать АВС-анализ, если вы не делали этого раньше. Вкратце так: товары, услуги или контрагентов можно поделить на три категории.

  1. А — 20% контрагентов, услуг или продукции, которые приносят 80% выручки;
  2. В — 30 % контрагентов, услуг или продукции, которые дают 15% выручки;
  3. С — 50 % контрагентов, услуг или продукции, на которые приходится всего 5% выручки.

Задача компании — направить максимум ресурсов на поддержание и развитие наиболее доходных направлений деятельности, формирование отношений с приоритетными клиентами. Временные и финансовые издержки на элементы группы С нужно сокращать. Пересмотрите свою работу с этой категорией контрагентов, товаров или услуг.

Недавно в нашем сервисе управленческого учета появился ABC-анализ контрагентов: система автоматически разбивает всех ваших плательщиков и получателей на группы по общей сумме выплат за выбранный период.

Экономить на закупках сырья и товаров

Еще вчера закупка сырья в своем регионе обходилась слишком дорого и приходилось везти сырье издалека, а сейчас поставщики готовы идти на уступки. Значит, есть возможность сэкономить на транспортных расходах.

Просите скидки у старых поставщиков. Попробуйте договориться об оплате товаров или услуг в рассрочку. Постоянная клиентура для них сейчас важнее разовых продаж по высокой цене.

По возможности ищите качественные аналоги материалов, сырья и комплектующих на внутреннем рынке. Экономия на таможенных пошлинах, транспортировке, скачках курсов валют позволит снизить себестоимость продукции.

Оптимизировать основные фонды

Имущество компании должно работать. Неиспользуемое оборудование, мебель, вычислительная техника и транспорт — это балласт. Не продавайте объекты, без которых не обойтись в работе сейчас. Продавайте то, что не использовалось еще до кризиса, простаивало в ожидании лучших времен. Пока бизнес выйдет из штопора, встанет на ноги и снова начнет расширяться так, что ему понадобится аналог проданного имущества, пройдет немало времени. За период простоя имущество будет изнашиваться. Чтобы вновь запустить его в работу потребуется техобслуживание, ремонт, замена комплектующих, модернизация. А живые деньги нужны бизнесу уже сегодня.

Не завышайте цену и не рассчитывайте, что объект уйдет мгновенно. Покупатель рано или поздно найдется. Возможно, прямо сейчас кто-то переезжает в магазин поменьше без торгового оборудования, у кого-то сломался единственный грузовик для развозки товаров по точкам или встало производство из-за поломки станка.

Иногда продавать основное средство невыгодно. Например, предприниматель на УСН 15% продает имущество со сроком полезного использования до 15 лет, а три года с момента учета стоимости этого имущества в расходах еще не истекли. Тогда при продаже придется доплатить налог в бюджет. Или потенциальный покупатель может не иметь средств, чтобы оплатить покупку сразу.

В таких случаях имущество можно сдать в аренду или заключить договор аренды с правом выкупа. Тогда арендатор сможет через некоторое время заплатить выкупную стоимость и получить объект в полную собственность. Например, предприниматель сдал в аренду с правом выкупа несколько холодильных витрин. Стороны установили в договоре следующее условие: размер выкупной суммы равен сумме арендных платежей за весь период аренды. Таким образом, арендодатель будет получать регулярный доход в течение срока действия договора. А после его окончания арендатор получит имущество в собственность без дополнительных выплат.

Сократить рабочий день

Обороты компаний падают, а значит, их трудовые ресурсы не работают на полную мощность. Тогда персонал можно перевести на частичную занятость. Например, перевести некоторых сотрудников на половину или четверть ставки, ввести четырехдневную рабочую неделя по предприятию в целом.

График работы компании установите в правилах внутреннего трудового распорядка. Перевод определенных работников на неполный день оформляйте дополнительными соглашениями к трудовым договорам.

Так сотрудники смогут сохранить за собой основное место работы и подыскать варианты подработки в свободное время. А предприятие удержит квалифицированных работников и сможет сэкономить на оплате труда. Кроме того, компания может предложить некоторым сотрудникам расширить свои трудовые функции.

Расширить трудовые функции работников

Задача хорошего работодателя — сохранить персонал и дать ему возможность зарабатывать даже в сложных экономических условиях. Можно совместить некоторые должности, расширить функционал каждой кадровой единицы.

Например, менеджеры торгового зала могут подрабатывать наборщиками — комплектовать заказы для доставки покупателям. Грузчики могут подключиться к доставке заказов в качестве курьеров.

За совмещение профессий сотруднику полагается доплата. Заручитесь письменным согласием работника на совмещение должностей, заключите дополнительное соглашение к трудовому договору с указанием суммы доплаты и издайте приказ.

Отказаться от семинаров и тренингов

Проредите список запланированных курсов, семинаров, тренингов. Вебинар для кадровика по изменению законодательства— это важно, а месячные языковые курсы для регионального менеджера можно отложить до лучших времен.

Если необязательные программы обучения для сотрудников были оплачены авансом, попробуйте вернуть предоплату. Проверьте, нет ли у вас предоплаченных участий в конференциях и выставках.

Организовать совместную деятельность

Несколько компаний или ИП могут объединить свои активы и заключить договор простого товарищества. Как это работает? Каждая сторона вносит свой вклад. Например, оборудование, транспорт, право пользования арендованным помещением, трудовые ресурсы, профессиональные знания и навыки. Из числа сторон договора выбирают того, кто будет вести учет финансовых результатов.

Далее каждый предприниматель выполняет свою функцию: производит, продает, строит, доставляет, ремонтирует, обучает. Все доходы и расходы от совместной работы учитывают в общем котле. Минимум раз в квартал ответственный подсчитывает прибыль и распределяет ее между участниками в заранее согласованных пропорциях. Такой подход позволяет сократить расходы, расширить клиентуру, загрузить персонал.

Вести совместную деятельность можно лишь на расходных налоговых режимах: общем, упрощенном 15%. Операции в рамках простого товарищества облагаются НДС, можно применять льготы и вычеты. Налог с прибыли каждая сторона платит в соответствии со своим налоговым режимом.

Пример. Два предпринимателя на УСН 15% заключили договор простого товарищества. Первый занимается грузоперевозками. Его вклад: грузовой транспорт, трудовые ресурсы, наработанная клиентская база. Второй занимается логистикой. Его вклад: собственное офисное помещение, арендованный склад, трудовые ресурсы. Теперь товарищи оказывают клиентам услуги по перевозке и хранению грузов. Административный персонал использует общий офис. Диспетчеры грузоперевозчика одновременно принимают заявки на перевозку и хранение. Учет ведет общий бухгалтер. Удалось расширить клиентуру, ведь теперь контрагенты сторон могут получить вычет по НДС.

Работать с дебиторкой

Зависшая дебиторская задолженность серьезно ухудшает финансовое положение компании — бесплатно кредитовать чужой бизнес не выгодно никому. Дебиторскую задолженность нужно отслеживать с первого дня возникновения обязательств. Помните, контроль дебиторки — это не только дежурные звонки должнику от ваших подчиненных. Это постоянный контакт с руководством контрагента, совместный поиск оптимального выхода из сложившейся ситуации.

Предлагайте скидки за своевременное исполнение обязательств. Лимитируйте максимально допустимую сумму задолженности: приостанавливайте выполнение работ, отгрузку товара, пока клиент не оплатит долг.

Срок оплаты по договору вышел, а денег все нет? Выставляйте претензии. Если документ вручается представителю контрагента, требуйте проставления отметки о получении на втором экземпляре. Можно направить претензию по почте с описью вложения или через курьерскую службу. Фиксируйте на бумаге каждую договоренность.

Клиент просит перенести срок платежей? Пусть предоставит гарантийное письмо с графиком погашения долга. Правильно и своевременно оформленные документы помогут вам отстоять свою позицию, если дело дойдет до суда.

Клиент не платит, а купленная продукция еще не продана? Посчитайте, что выгоднее: ждать оплаты или забрать непроданный товар обратно с дополнительными расходами на транспортировку.

Для удобной работы с дебиторкой в управленческом учете Seeneco есть встроенный сервис мгновенных B2B-расчетов: все поступления на счет отражаются в системе и автоматически подвязываются к выставленным ранее счетам. В одном отчете можно быстро посмотреть, какие счета не оплачены или оплачены частично и при необходимости напомнить клиентам об оплате.

Итоги

Порой кризис требует радикальных мер. Задача предпринимателя — жестко контролировать каждую статью расходов, сохранить ценные трудовые ресурсы, искать новые способы сотрудничества, направления деятельности, каналы сбыта. Переживет все трудности не самый крупный бизнес, а самый приспособленный.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем