Главное Свежее Вакансии   Проекты
😼
Выбор
редакции
579 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как работают системы внешней аналитики маркетплейсов? Рассказываем от лица разработчиков

До сих пор ни один маркетплейс не открыл доступ к своим базам данным. Тогда работают системы внешней аналитики? Мы расскажем на личном примере, потому что сами создали и поддерживаем такой сервис - SellerFox.

Что такое сервис внешней аналитики маркетплейсов? Поясняем с картинками.

Предположим, что вы решили проанализировать ситуацию на маркетплейса до начала продаж. Что вы будете делать? Наверняка просмотрите ассортимент площадки и найдете аналогичные вашим или похожие товары. Что может быть вам интересно? Возможно, по какой цене, кто и в каком количестве продаёт такие позиции.

Теперь давайте представим, что вам нужно узнать сколько конкретных товаров осталось на складе маркетплейса. Вы открываете карточку товара, смотрите на его название и находите информацию об остатках. На скриншоте ниже — товарная карточка Ozon. Тут сразу видно — «осталась одна штука». Если быть внимательным, можно увидеть числовой код товара, отзывы покупателей и даже название продавца.


Карточка товара маркетплейса Ozon

Теперь представляем, что мы отлучились от монитора и снова открыли карточку товара лишь через день. Если теперь мы видим, что его нет в наличии, значит можем говорить о факте продажи: за сутки селлер продал 1 товар на общую сумму 1290 рублей.


Карточка товара маркетплейса Ozon

Все познается в сравнении, поэтому теперь возьмем на рассмотрение карточку товара на AliExpress. Тут данные о продукте выглядят иначе: количество товара доступного для покупки отображается в режиме реального времени. Это сильно упрощает самостоятельный анализ.


Карточка товара маркетплейса AliExpress

Другая история и на Wildberries. Например, в противовес Ozon, тут в этой карточке видно сколько раз товар был заказан покупателями. Согласитесь, тоже полезная информация.


Карточка товара маркетплейса Wildberries

Тут вы можете заметить, что просмотра карточек мало для полного анализа ситуации на рынке недостаточно. В том объеме, который мы охватили в наших, правда, недостаточно. К тому же, вы можете заявить, что для полноценного планирования нужно опираться и на собственные данные о продажах. Это тоже так. Однако, сервисы аналитики не имеют доступа к вашим личным кабинетам. Исключение — случаи, когда вы сами передаете сторонним ресурсам данные для входа. Во всех остальных случаях, внешняя аналитика занимается сбором данных, которые фактически все мы можем увидеть сами. Потому она и называется «внешней».

Почему тогда не собирать информацию самостоятельно?

Во-первых, это долго. У вас просто не найдется времени для завтрака, сна и, конечно, торговли. Во-вторых, не вся внешняя информация лежит прямо на поверхности.

Собственно, мы и наши конкуренты, создаем роботов, который постоянно бегают за вас между полками на складах маркетплейсов и пересчитывают остатки товара. Мы назвали наш сервис SellerFox, потому что он словно лис постоянно вынюхивает добычу — новую информацию. Мы научили его собирать и передавать продавцам массу данных — цены, наименования, остатки, количество продаж и отзывов. Ниже вы увидите скриншот со статической выдачей, которую собрал наш сервис. Посмотрите, в ней десяток параметров. Мы уже находили их с вами на примере одного товара, но лис собрал и обобщил данные сотен товаров всего за пару секунд.


Пример аналитической выдачи сервиса SellerFox в разрезе выручки и продаж товаров в категории «Товары для животных» на Ozon

По сути, сегодня мы выступаем в роли тех людей, которые готовы отказаться от еды и сна, чтобы проанализировать тысячу товаров вручную. Это нужно, чтобы правильно обучить искусственный интеллект. Да, мы открыто признаем, что не сразу научились преподавать.

После проб и ошибок, для SellerFox мы разработали специальный механизм сбора данных. Умный алгоритм постоянно сопоставляет информацию о товарах, а если итоги кажутся ему странными, передает данные на анализ разработчикам. Если человек понимает, что резкие изменения данных больше похожи на ошибку или связаны с внутренними изменениями маркетплейсов (например, открытием новых логистических центров и массовым перевозом товаров), он вносит изменения в поведение ИИ.

У нас есть информация о маркетплейсах, но они сами её не предоставляют

Мы хотим, чтобы наш ИИ предоставлял продавцам только достоверные и честные данные. Поэтому открыто говорим о том, что российские маркетплейсы не имеют открытых баз данных и не предоставляют разработчикам доступ к API. Такой информации нам и другим разработчикам не предоставляем ни одна площадка. Если в рекламе вы видите информацию об обратном — это ложь.

Конечно, мы понимаем, почему бизнес не делится данными о своей выручке и объемах продаж. Если представить, что дела у него плохи, то привлечь новых поставщиков и восстановиться будет просто невозможно. Другое дело — закрытая информация. Всегда можно собрать на площадке новых продавцов, пообещав им золотые горы, а после встать с колен.

Мы жалеем, что ситуация обстоит именно так. Если бы данные были открытыми, наш SellerFox и любой другой сервис, мог бы безоговорочно предоставлять пользователям любые данные в нужном объеме и за любой период времени. Последнее сегодня — одна из наших самых сложных задач. А еще, при таком раскладе, селлеры продавали бы в сотню раз больше. То есть выиграли бы и маркетплейсы — комиссионные сборы напрямую зависят от жизнеспособности продавцов.

Резюмируем еще раз — сервисы аналитики не крадут закрытые данные. Они собирают массивы открытой информации и агрегируют их. Поэтому иногда кажется, что статистики сервисов аналитики недостаточно для работы. Других данные пока просто нельзя получить.

С какими сложностями сталкиваются разработчики?

В 2020 году, когда мы только взялись за разработку, мы не знали всех нюансов работы маркетплейсов. Наш сервис, который и тогда казался нам очень классным, на самом деле, не понимал какое влияние может оказывать на статистику наличие огромного количества складов Ozon. К счастью, все эти детали мы заметили в период тестового запуска и сегодня все работает совсем иначе. Попробуем объяснить, что изменилось и для чего.

Вспомните карточки товаров, которые мы рассматривали в начале статьи. Если при их изучении вы были уверены, что разница между остатками товара на складе всегда является итогом продажи — вы ошибались. Ниже мы перечислим варианты при которых количество товара на складе может измениться:

  1. Товар продан и его, правда, стало меньше.
  2. На склад пришла новая поставка и его количество увеличилось.
  3. Продавец вывез товар со склада (например, решил продать его в своем офлайн-магазине), его количество уменьшилось, но продаж не было.
  4. Продавец перевез товар с одного склада маркетплейса на другой, но продаж и увеличения общего остатка произойти не должно.
  5. Продавец, работающий по FBS, по неясным причинам вручную изменил в личном кабинете количество товара на своем складе.

Лишь один вариант из пяти — это результат продаж. Все остальные — изменения на складе, которые тоже должен фиксировать сервис аналитики. Если не обращать на них внимания, можно задвоить информацию и неверно понять, что селлер, например, продал и тут же поставил на склад сотню новых игрушек.

Это важное замечание, поэтому пользуясь сервисами аналитики, помните об этом. Всегда обращайте особое внимание на количество продаж селлеров, работающих по модели FBS. Некоторые из них специально завышают количество товара на своем складе, меняют его, потому что одновременно распродают остатки на своем сайте. Как итог — статистика искажается.

Вы можете подумать, что мы знаем об этом и спокойно продолжаем развивать свой сервис аналитики. Это так, но мы беспокоимся. Именно поэтому мы разработали для SellerFox критерии по которым сервис может понимать, что информацию нельзя считать валидной. Если мы видим, что система фиксирует резкий всплеск объема продаж без видимых на то причин, то вручную отсматриваем и отсекаем такие моменты, а после переобучаем наш ИИ. Это происходит постоянно.

Будьте объективны: данные о выручке и продажах в реальном времени получить нельзя ни в одном сервисе аналитики

Системы аналитики не работают в режиме реального времени. Они ежедневно пробегают по данным маркетплейсов, чтобы сравнить имеющуюся в базе информацию с новой. Чтобы сегодня сервис мог сообщить вам итоги продаж за вчерашний день, ему нужно сопоставить остатки с позавчерашней информацией.

Если сегодня вы зададите сервису аналитики вопрос об остатках и продажах, он сможет показать данные именно за вчерашний день. Потому что сегодня количество товаров на складе может измениться в результате продаж, отгрузок или перемещений.


Пример статистической выдачи сервиса внешней аналитики SellerFox

Мы будем честными и сразу скажем, что по этой же причине, сервис аналитики не может прыгнуть далеко в прошлое. Весь объем его знаний имеет точку отсчета — момент, когда ИИ впервые начал собирать данные с маркетплейса. В случае с SellerFox, информация начала собираться в июле 2020 года. Все, что происходило до этого момента ему неизвестно, просто потому, что не с чем сопоставлять данные. Точно также работают и другие сервисы.

Как часто обновляются и насколько быстро развиваются сервисы аналитики?

На примере SellerFox очень просто объяснить в какую сторону могут развиваться сервисы внешней аналитики. За полгода разработки, сценарий работы ИИ многократно переписывался. Просто потому, что маркептлейсы постоянно внедряют изменения в свою работу. Открывают и закрывают новые площадки, запускают новые формы взаимодействия с продавцами. Все это влияет на статистику.


Рабочее пространство сервиса внешней аналитики маркетплейсов SellerFox

Кроме того, за полгода работы мы подключили к нашему сервису сразу 4 крупнейших российских маркетплейса — Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и AliExpress. Последний пока не умеет анализировать ни одна другая система. Почему? Просто потому что на Ali — миллионы товаров, которые очень сложно оббегать и изучать тому самому роботу. Мы создали для этой площадки совершенно новый модуль. А еще за полгода жизни SellerFox мы полностью переписали движок, чтобы сервис мог обрабатывать данные гораздо быстрее. Это крайне важно, потому что количество продавцов и товаров растет в геометрической прогрессии, данных становится больше, а обрабатывать их нужно чаще.

Сегодня наша система может обрабатывать и обновлять информацию об остатках на складе несколько раз в день. Это касается популярных товаров, которые быстро расходятся между покупателями, а соотвественно исчезают с полок. Если обрабатывать данных о них реже — информация будет искажаться. Вообще любой сервис аналитики смог бы работать на твердую пятерку, если бы сами маркептлейсы пошли разработчикам навстречу.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем