WTF - стартап глазами основателя. Часть 2
Первую часть, в которой я рассказываю о первых шагах в сторону начала реализации стартапа можно почитать здесь.
Я не претендую на звание гуру в области стартапов, не подумайте.
Хочу лишь поделиться своим опытом, который немного приоткроет ситуацию по ту сторону стартапа, чтобы вы знали с чем приходится сталкиваться и какие грабли иной раз лучше обойти.
Итак, замыслил дело я большое, разработать многопользовательский сервис ориентированный под высокую нагрузку. Ведь сразу при запуске должен весь город начать им пользоваться :))
И почему то, в моем воспаленном деньгами мозгу появляется мысль, что мне надо контролировать процесс разработки и разработчики должны быть из моего города и еще на окладе.
Вроде и мысль то правильная... но вот реалии таковы, что найти самому толкового программиста в городе, да еще и посадить его на постоянку в офис работать.... за те деньги, что хотел я - а я предполагал, что можно найти ведущего программиста тысяч за 60 в месяц, а второго программиста "помощника" - за 35-40.
Оказывается рынок труда в Новосибирске испытавает довольно жесткий дифицит IT специалистов и остается только переманивать специалистов из одной компании в другую либо высокой ЗП, либо особыми удобствами в работе, а еще чаще и тем и другим.
Идея найти себе ведущего программиста из своего города была правильной, но вот реализация подвела.
Я решил найти его с помощью агентства Алексея Сухорукова, которое специализируется в Сибе на поиске IT-шников и берет от 1,5 до 2-ух зарплат нанимаемого сотрудника в свой карман за услуги. Не хило так, ищешь сотрудника за 60 тыс. рублей - платишь им 90 тыс. за услуги поиска.
Не, молодцы, я не спорю, нашли себе свою нишу и неплохо справляются, правда у меня был довольно печальный опыт их услуг.
Мне подобрали несколько кандидатов, с каждым из них я созвонился, с некоторыми я встретился сам в городе 1 на 1. И вот вижу большого тучного товарища слегка бурятской наружности, которого прямо так нахваливают, показывают его зашкаливающие баллы по их внутренним тестам и т.п.
Этот вроде больше других заинтересовался, весь показывает свой интерес, сверкает идеями и готов работать... только работать он готов параллельно со своей основной работой, выделяя по 20 часов в неделю за 60 тыс. в месяц и при наличии напарника, а напарник ему обязательно нужен за 30 тыс. в месяц на таких же условиях и по счастливому стечению обстоятельств у него находится такой напарник - его хороший друг с которым, как он сказал они уже много проектов вместе делали.
Все здорово, сразу была разработана схема работы, составлена карта действий, описание структуры движка и я хотел делать все с нуля, чтобы... эээ... чтобы... да хрен его знает зачем, просто хотел делать все с нуля.
Определяем общий срок работ для реализации данного проекта в количестве 4-5 месяцев и приступаем к работе.
Раз в неделю мне показывали что то, какую то мелочевку, рассказывали что внутри движка что то пилят и т.п. стабильно были на связи и делали вид постоянной занятости, а я постоянно и своевременно им платил.
Изредка мы встречались, что то на ноутбуке мне показывали, рассказывали, строили планы которые затем не соблюдались... но что я говорю, вы ведь уже все поняли, меня тупо разводили в течении 4ех месяцев на бабки ничего толком не делая.
Жаль, что я такой оптимист и доверчивый человек, но из-за отсутствия опыта в программировании я не смогу сразу понять, что объем работ который они сделали даааалеко не соотвествует тому, что можно было сделать за это время.
Я естественно возмутился ситуацией, обратился в агентство Сухорукова с целью хотя бы наказать данного программиста, может быть компенсировать свои издержки, но суровая реальность при организации нам двоим очной ставки показала следующее:
Программист утверждает, что не было согласовано техническое задание и поэтому толком ничего не сделано, типа как можно работать без подробного описания работы. Деньги получать можно, а работать нельзя.
В общем растался я с этой замечательной командой, которой я отдал 360 тысяч и нифига толком не получив, использовать то что они сделали я не смог для своего проекта.
Начали мы работу в августе 2012, а закончили сотрудничество в ноябре. После чего несколько месяцев я просто был в прострации не зная, что делать дальше.
Нет, меня не особо беспокоили деньги, у меня их по прежнему оставалось нормально, но беспокоил тот факт, что протрачено довольно много времени.
И вот в январе 2013 я решил, что предыдущая неудача меня так легко не остановит и я начну все сначала.
Недолго думая я поднимаю все карточки кандидатов, которые мне скидывали из агентства и прошу прислать еще новые и берусь за прозвоны и встречи с кандидатами. Так получилось, что я долгое время откладывал одного кандидата (Дениса), не знаю по чему, работал он на тот момент ведущим программистом в Parallels, помоему меня просто фамилия его чем то не впечатляла, ничего такого специфического в ней не было, но встрелся я с ним в самую последнюю очередь, когда уже мне больше никого не могли предложить.
Встретились мы в кафешке, я ему рассказал о своей идее и моя идея его просто захватила и тут же я предложил ему стать моим партнером и получить 50% от прибыли.
Я посудил так, что человек замотивированный на успех компании долей от гиппотетического дохода будет как минимум честен со мной в вопросе реализации проекта и будет заинтересован в ускорении сроков запуска и что не маловажно - при этом будет огромная экономия в деньгах, так как он будет работать на своем энтузиазме.
И как водится, в компании с толковым партнером в 2 головы мы начали думать, как все же быстрее запустить этот проект.
Мы не составляли никаких планов схем запуска, мы просто решили, что нам это надо сделать быстрее и лучший выход - переделать под себя существующую платформу, которая распространена и на которую мы без особых сложностей сможем посадить новых программистов.
Мы уже начали всерьез рассматривать функционал multishops в бесплатном движке opencart, кажется так называется, когда можно было к одной админке подцеплять несколько магазинов и уже в феврале начали прорабатывать эту схему.
Когда каким то неведомым образом мне на сервисе поиска инвесторов (там я был зарегистрирован в качестве инвестора) написал Стас, который искал инвестиции в свой сайт, на котором любой пользователь мог быть одновременно как покупателем, так и выкладывать свои товары на продажу!
И я увидел в этом возможность. Нет, я не стал его инвестором, но я предложил ему продать движок своего сайта нам с условием, что мы не будем двигаться в том же направлении, в котором двигается он сам.
Он очень обрадовался такой возможности, я уже мысленно думал, сколько же ему предложить, чтобы он не обиделся... сразу 500 тыс. или сначала 350 и начать торговаться с потолком в 500 тыс. руб.
И как хорошо, что я спросил, за сколько он готов нам продать сайт, он сказал... "было бы неплохо получить за него 150 тысяч!" У него действительно был очень толковый ориентированный под высокую нагрузку сайт! Который ему разработали за 900 тыс. рублей в одной из вебстудий северной столицы.
Да, его еще надо было допилить до наших нужд, но это было куда легче, дешевле и качественнее, чем пилить opencart! Это был просто подарок судьбы!
Стасян, если ты читаешь, то не обижайся, ты нас реально очень выручил тогда... я тебе обязан!
Какие выводы я сделал из этого опыта?
1. Не пытаться мотивировать деньгами ключевых для стартапа специалистов, особенно если в этой специальности нет опыта. Просто Вас легко введут в заблуждение.
2. До момента получения первого дохода, лучше экономить на всем, так как еще не известо, когда начнут вам поступать деньги. Поэтому лучше использовать труд фрилансеров и экономить на аренде помещения и на необходимости платить ЗП. Конечно для контроля программистов-фрилансеров у вас должен быть свой специалист, которому вы доверяете (читать пункт выше).
3. Стараться использовать уже готовый продукт, максимально близкий по функционалу и требованиям, а не разрабатывать сайт с нуля. Это обеспечить более быстрый срок запуска и может существенно съэкономить время и деньги.
Вот так мы получили себе готовый фундамент под наш стартап и я нашел себе своего первого партнера в этом проекте.
До сентября мы работали в авральнном режиме абсолютно без выходных, приходя домой уже поздним вечером и к 20 сентябрю мы выкатили в общий доступ наш сайт и запустили рекламу на сайте НГС.... мы уже видели себя миллионерами и думали, как лучше отбиваться от назойливых магазинов...
Но реальность была несколько иная. О том, как мы уже запустили проект и с какими сложностями столкнулись и как их решали, я расскажу в следующей части.. сейчас уже пора спать.
P.S. проблему с кидаловом наемных программистов описал, а решение на такую ситуацию забыл...
В общем прививка от таких случаев следующая:
1. Обязательно составляете подробное и детальное техническое задание с приложением макетов страниц, пусть даже схематических и указать сроки реализации проекта, которые озвучит сам программист и прсите поставить афтограф под этим документом с расшифровкой.
2. При передаче средств исполнителям - просите написать расписку или переводите на именную карту исполнителя, чтобы обязательно ему принадлежала.
Я еще попробую через суд догнать те деньги, еще остался 1 месяц до истечения срока исковой давности, слава богу, что есть расписки от них. Сейчас консультируюсь по этому вопросу с юристом, отпишусь по результатам.
Тут ситуация неоднозначная, но уже есть положительный опыт у меня во взыскании средств через суд с кидал.