Главное Авторские колонки Вакансии Образование
1 263 6 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

WTF - стартап глазами основателя. Часть 3.1

Наверное одни из самых важных граблей, которые ждут вас в стартапе и которые могут серьезно помешать двигаться вперед - это лишние расходы и попытка сделать все и сразу.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Добро пожаловать в мой блог, я не пытаюсь никого ничему учить ибо учитель из меня никудышный судя по моим глупым ошибкам.

Мне больше самому интересно вспомнить все, задокументировать, разобраться, что я делал не правильно и выработать прививку советами для себя в первую очередь, чтобы случайно не наступить на те же грабли.

Вы же можете посмотреть на меня и мою историю со стороны и задать свои вопросы.

Первую часть, в которой я рассказываю о первых шагах в сторону начала реализации стартапа можно почитать здесь.

Вторая часть, где перечислены некоторые ошибки при разработке проекта, неудачный опыт взаимодействия с программистами и начало формирования моей команды можно найти вот тут.

Кстати, уже наверное с неделю я откладывал написание этой части и как ни странно подвигли меня комментарии типа "ждем продолжения, интересно" и т.п., за что спасибо комментаторам иначе я бы долго еще созревал.

Сейчас 11 утра почти, партнера на связи нет, программистов, которые пилят мобильное приложения тоже еще нет, они все по Москве работают, так что есть время начать описывать запуск проекта.

Сначала я думал уместить все в одной части, но тогда будет все скомкано, лучше пойду выкладывать более подробно (насколько вспомню конечно), но частями и мне будет легче писать и остальным читать.

В тот далекий 2013 год мы уже готовились к шоколадной жизни и конечно же хотели разработать сразу сервис таким образом, чтобы раз и навсегда, предусмотреть все заранее и подготовиться к огромным нагрузкам из-за сотен тысяч посещений нашего сервиса :)

Поэтому решили делать все основательно, а прочитав книгу про успешный стартап Zapos точка ком "доставляя счастье", я очень серьезно отнесся к их совету - "никогда не передавайте на аутсорсинг ключевые функции".

У них ключевой функцией была как раз доставка их товаров до покупателей.

Собственно и в нашем проекте я посчитал, что курьерская доставка будет самым важным элементом системы и необходимо максимально все автоматизировать, чтобы легко справшяться с все увеличивающимися нагрузками и большим количеством заказов.

Так мы и пришли к тому, чтобы сделать себе свой онлайн-сервис курьерской доставки www.sellso-express.ru

И одновременно с нашим основным сайтом www.sellso.ru мы пилили сайт курьерки...

Чтобы вы понимали, я ничерта на тот момент не понимал в курьерской доставке, но взялся за создание этого сервиса и даже сам занимался доставкой заказов для интернет-магазинов, которые мы пригласили на обслуживание в курьерскую службу.

Ну а как же запускать курьерскую службу без офиса? Вот и пришлось сразу арендовать офис, тут же я себе нашел еще кучу оправданий и необходимостей, что нам и работать с моим партнером программистом Денисом будет удобнее в офисе, хотя мы могли встречаться с ним только на выходных, он продолжал работать ведущим программистом в Parallels.

Так вот, я всегда говорил Денису, что курьерка это важно, ее надо обязательно делать и без нее мы не запустимся...

И в итоге мы сделали по курьерке следующее:

1. Сам сайт курьерки с дизайном.

2. Прием заявок на доставку через личный кабинет от магазинов.

3. Автоматический расчет стоимости доставки в зависимости от того в какой ценовой области находится адрес получателя.

4. Автоматический обзвон клиентов с IVR меню которое просит указать выбрать удобное время доставки, указать сумму сдачи, отменить заявку на доставку и все это сохраняет к нам в БД.

5. Сделали мобильное приложение для курьеров куда они получают назначенные им заявки на доставку и более того они еще могут распечатать бланк поручения доставки из мобильного приложения на моб. принтере китайском...

Кароче как видите, постарались :) я даже скажу так, что наши клиенты все были счастливы работать с нами, так как мы доставляли все вовремя и трепетно относились к своим обязанностям...

Но черт возьми, нахрена я все это делал.... сколько времени и средств было потрачено, а ведь во первых заказов с доставкой потом было очень крайне мало да и вообще, как оказалось, мы же сделали сервис поиска одежды в магазинах города, это сервис получается для людей, которые ходят по магазинам! Которым надо пощупать и померить одежду прежде чем покупать и они осознано не заказывают в интернет-магазинах именно поэтому! Им же нафиг не нужна курьерская доставка!

Так зачем же мне надо было убивать кучу времени и денег на то, что мне по сути не пригодится... да, я об этом не знал, не знал что это не понадобится, но можно же было подумать... заранее подумать о той аудитории которая будет пользоваться твоим сервисом.

Да и вообще, зачем все это когда можно либо доставлять самому без автоматизации в первое время или вообще заиспользовать уже существующую курьерскую службу передавая им заказы по API.

Но умные мысли мне в голову не приходили, я довольно упрямый баран, который верит в свои ворота и продолжает в них биться головой!

Итак, совет простой по этому косяку:

Заниматься надо основным проектом, все силы и время тратить только на него, а все второстепенное рассчитывать делать вручную, не стоит тратить время на то, что может не понадобиться вовсе.

Лучше быстрее проверить основной проект на предмет его состоятельности как бизнес идеи.

Так что, себе из будущего я могу сказать только одно "Шарик, ты балбес" (цитата "Простоквашино")

Ну да ладно, боялся упустить и забыть рассказать про этот важный эпизод стартапа, который меня потом еще и сильно напрягал из-за необходимости контролировать курьера и зачастую ездить самому на доставку, чтобы не подвести людей которые положились на нашу компанию и я ездил на лексусе по доставкам ))) выглядело это наверное забавно ))) курьер в лексусе ))) Конечно, когда у меня хватило смелости спустя 1.5 года закрыть это направление все партнеры очень растроились... мы были лучшие в городе по доставке внутригородской.

Тут же еще один совет:

Не увеличивайте свои расходы, старайтесь идти по минимуму ежемесячных расходов, чтобы вам было легче. Аренда помещения - это довольно большая затратная статья расходов, лучше уж на эти деньги еще одного программиста нанять или фрилансеру платить за работу, чем просто отдавать их за право собраться в помещении и поболтать с командой. Это можно сделать и дома и где угодно и значительно дешевле если не бесплатно.

Да, у меня тогда с финансовыми потоками все было хорошо и меня не особо печалили такие расходы, но вернувшись в прошлое - я бы запретил себе тратить деньги на это, ведь раньше мне вполне было достаточно работать из квартиры и вообще лучше всех сотрудников до момента когда пойдут стабильно деньги держать удаленно, тогда не надо закупать и компьютеры и мебель, в общем одна сплошная экономия...

В общем, как бы хорошо у вас СЕЙЧАС с деньгами не было, не надо вешать на себя дополнительные расходы! Избегайте этого, если конечно у вас нет своей нефтевышки ;)

Если бы у меня 1.5 года не было на плечах аренды и долбаного курьерского направления я бы сэкономил минимум 612 тысяч рублей! А по факту еще и больше, так как курьерка всегда рабоала в минус, мы не занимались привлечением на обслуживание новых интернет-магазинов и заниматься этим было некогда.

Но стоит отметить, что сейчас я пробую продать франшизу курьерской службы по городам России, ведь количество интернет-магазинов постоянно увеличивается, а качественную доставку по городу мало кто может предложить и у людей есть интерес, так что я даже окуплю свои расходы частично :)

P.S. Вот написал данную статью, и понял, что нет такой ошибки в стартапе, как лишние расходы и попытка сделать все и сразу, а есть ошибка плохого планирования, не достаточно хорошо продуманы потребности целевой аудитории, ведь если бы я подумал получше о своей целевой аудитории, то понял бы, что не будет востребвана доставка и не уделял бы тогда этой задаче столько времени и сил.

Все же полезно вести блог... ))

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем