редакции Выбор
Как протестировать нишу для бизнеса. Пошаговое руководство
Источник: Блог SendPulse
Зачем проводить тестирование ниши
Тестирование ниши помогает понять, есть ли шанс у бизнеса. У интернет-предпринимателей по сравнению с оффлайновыми есть большие преимущества: не нужно вкладывать деньги в аренду помещения и закупку товара. Проверить спрос можно в соцсетях, на сайтах бесплатных объявлений, а также с помощью лендинга и контекстной рекламы с небольшим бюджетом.
Пробный запуск покажет: ведут ли себя покупатели так, как мы ожидали; каков спрос на продукт и что действительно важно клиентам.
Еще одно преимущество тестирования — вы изучаете основы бизнеса в интернете шаг за шагом: придумываете описание продукта, создаете сайт или лендинг, профили в соцсетях и на досках объявлений. А значит приобретаете полезные навыки и знания, которые пригодятся в будущем.
Как протестировать нишу для бизнеса
Протестировать нишу с ходу не выйдет. Необходимо подготовиться, прописать план действий и стратегию так, как бы вы уже реально запускали бизнес. Это покажет правдивые цифры. Так у вас не будет сомнений, что это был лишь черновой вариант, а когда и вправду запустите бизнес, то все будет по-другому.
Тестирование ниши проходит в шесть этапов.
Этап №1. Выбор ниши
Если идея для бизнеса у вас есть, можете сразу перейти к анализу рынка. Не знаете с чего начать — тогда посмотрите, что уже пользуется спросом. Возможно, среди этих направлений есть то, что вам близко:
- Услуги. К этому относится изучение языков, ведение профилей в Instagram, копирайтинг, торты на заказ — выбирайте, что умеете лучше всего.
- Обучающие курсы. Научились сами — учите других.
- Хенд-мейд. Например, вязанные вещи, игрушки, декупаж, украшения, бизи-борды.
- Продажа товаров из Китая. Это могут быть видеорегистраторы, чехлы для телефонов и планшетов, одежда, игрушки, недорогие электронные приборы.
Поищите в интернете исследования на тему, какие товары чаще всего покупают. Например, журнал Ain.ua публиковал результаты опроса Какие товары искали украинцы в 2018 году: топ-10 запросов на OLX с Android и iOS.
Подумайте, что вы умеете делать лучше всего и к чему лежит душа. Параллельно изучите практическую сторону дела:
- составьте список поставщиков;
- узнайте, как поставщики организуют работу: минимальная партия заказа, условия оплаты, возврата товара, возможные скидки.
Лучше всего прописать себе базовый бизнес-план. Даже если вы не собираетесь искать инвестора, бизнес-план поможет навести порядок в голове и не упустить важное. Пусть для начала это будет 1-2 страницы текста, потом вы сможете дополнить его деталями.
Что писать в бизнес-плане
- Проблема — какую проблему потенциального покупателя решает ваш продукт или услуга.
- Продукт (решение) — краткое описание продукта, как он решает проблему покупателя. Формулируем УТП — уникальное торговое предложение.
- Целевая аудитория — кто будет покупать ваш продукт, например, студенты, семьи с детьми, предприниматели или все вместе. Для каждого сегмента составьте портрет клиента. Например, семьи из определенного района с доходом $800 в месяц. Постарайтесь прикинуть объем рынка — сколько потенциальных покупателей в вашем сегменте.
- Конкуренты — кто еще продает такие же продукты. Как может клиент решить свою проблему без вашего продукта.
- Ваша команда — будете работать сами или понадобятся помощники, например, для отправки товаров по почте или приема входящих звонков.
- Основные этапы запуска бизнеса — что уже сделано: есть поставщики или сайт. Пропишите, что нужно сделать в будущем: договориться о доставке, найти помощника.
- Финансы — как вы будете получать прибыль, источники расходов и доходов.
Этап №2. Анализ рынка
Когда есть базовое представление о будущем бизнесе, настало время тестировать нишу. В этом помогут несколько методов.
Узнайте количество запросов в поисковых системах
Если продукт неуникальный, на него уже есть спрос. Проверить спрос в интернете помогают специальные сервисы. Один из них — Яндекс Вордстат.
Зарегистрируйтесь в сервисе и введите список запросов, по которым могут искать ваш продукт. Поставьте себя на место покупателя — какие запросы вы писали бы сами.
Проверяйте запросы, которые указывают на готовность купить. Они называются транзакционными.
Транзакционные запросы показывают, что пользователь готов совершить действие. Они содержат слова купить, оптом, заказать, скачать и другие.
Избегайте общих запросов, например, платье вечернее — по ним тяжело понять намерения. Возможно платье хотят не купить, а найти выкройку или посмотреть фасон.
Изучите сайты и объявления конкурентов
Составьте список конкурентов, выпишите их предложения и подумайте, как сформулировать свое предложение лучше, какие дополнительные выгоды предложить. Не поленитесь сделать тестовый заказ или звонок — бывает, сайт красивый, а служба поддержки не отвечает на звонки. В будущем отличный сервис может стать вашим конкурентным преимуществом.
Когда вы изучили спрос и конкурентов, вернитесь к бизнес-плану и дополните соответствующие пункты новой информацией.
Этап №3. Создаем предложение
У вас уже есть продукт, его описание и конкурентные преимущества. Время представить себя интернет-аудитории, оценить спрос и реакцию.
Группы в соцсетях
Товары и услуги продают в Instagram, Facebook, Вконтакте, Telegram. Посмотрите, где больше ваших конкурентов и какова активность подписчиков в каждой из сетей.
Плюсы
- Большой охват аудитории.
- Прямое общение с клиентами.
- Функции для продвижения — рейтинги пользователей, меню (для ресторанов), кнопка с призывом к действию, мероприятия и так далее.
- Вирусный эффект — создавая конкурсы, розыгрыши вы без больших вложений получаете репосты, лайки и новых подписчиков.
Минусы
- Много времени на создание контента — фотографий, текста, видео.
Как создать бизнес-профиль
Сами соцсети помогают пользователям представить себя, предлагая пошаговые руководства. Следуя подсказкам, вы легко сможете создать бизнес-профиль в Instagram, бизнес-страницу в Facebook или бизнес-профиль во Вконтакте.
Какой использовать контент
Интерес подписчиков поддерживают с помощью текстовых постов, фото, видео, инфографик. Каждая соцсеть имеет свои особенности.
Например, в Facebook и во Вконтакте работает как текстовый, так и визуальный контент.
В Instagram основа контента — фотографии. Нужно будет подготовить качественные фотографии продукта, организовать фотосъемку, чтобы был запас фотографий для будущих постов.
Основа продвижения в Telegram — текстовые заметки. Тут нужен интересный план публикаций и умение писать вовлекающий контент.
Что указать в профиле
Оформите бизнес-страницу так, чтобы она цепляла — это витрина вашего бизнеса для пользователей соцсетей. Заполните все предложенные поля, используя информацию о преимуществах товара. Укажите действующие контакты. Убедитесь, что письма на почту доходят, а по телефону можно дозвониться.
Что постить
- Анонсировать новинки.
- Показать примеры использования продукта.
- Отзывы покупателей.
- Обзоры товара.
- Подборки статей.
- Юмор — анекдоты, шутки; обыграйте последние новости в интернете.
- Внутренняя кухня бизнеса — как заворачивали подарки к Новому году, как тестировали кресло или телефон.
- Попросить совета.
- Дать бесплатные советы.
Объявление на бесплатных сайтах — досках объявлений
Доски объявлений — наверное, самый простой и малозатратный способ протестировать нишу. Здесь не нужно готовить много контента и разбираться с настройками. Просто регистрируете профиль и даете объявление.
В Украине и России есть более 40 досок объявлений. Самые популярные украинские сайты:
- Olx, Ria (общетематические);
- Klubok, Kloomba (одежда);
- Shafa (брендовая одежда);
- Kidstaff (детские товары).
Популярные доски объявлений в России:
- Avito, Юла, FarPost, Из рук в руки, Flagma, КупиПродай (общетематические);
- Ярмарка Мастеров, LoveMade, Спинбо (хендмейд);
- Littleone, Kidtobaby, ForLovedKids (детские товары).
Плюсы
- Сюда приходят, чтобы покупать.
- Для покупателей есть фильтры, поиск, отзывы.
- Не нужно создавать много нового контента, по сравнению с соцсетями.
- Объявления индексируются поисковыми системами. Это значит, что товар или услугу найдут даже те пользователи, которые ищут просто в Google или Яндексе.
Минусы
- Объявления проходят модерацию. Это может быть долго. Плюс объявление могут отклонить.
- Есть лимиты на бесплатные объявления. Например, в OLX установлены лимиты для каждой категории товаров.
- Много мошенников, которые маскируются под покупателей и обманывают.
Как подать объявление о товаре или услуге
Нужно зарегистрировать профиль, указав email, номер телефона, имя или логин. Дальше подтвердить регистрацию в почте и заполнить свой профиль.
Как написать хороший текст для объявления
- Заполните все поля фильтров — так больше шансов, что объявление покажут пользователю.
- Сделайте качественное фото товара. Рекомендации есть на сайтах, например на OLX описаны требования к фотографиям.
- Напишите о какой-то детали или особенностях товара, которая сделает объявление более личным.
- Меняйте периодически текст объявления, чтобы оно выглядело новым.
Совет: напишите объявление в файле, чтобы его удобно было копировать в другие доски объявлений.
Какой использовать контент
Основной контент, кроме объявлений, на бесплатных сайтах — это отзывы клиентов. Поэтому нужно просить отзывы после каждой закрытой сделки.
Лендинг
Он нужен для тестирования ниши с помощью контекстной рекламы. Это страница с описанием товара или услуги с одним конкретным призывом к действию. Если у вас несколько призывов к действию, например купить и скачать презентацию, это уже не лендинг, а одностраничный сайт. Протестировать эффективность рекламы на одностраничном сайте будет сложно, так как действия посетителей будут размываться.Сегодня есть много конструкторов, которые позволяют создать лендинг без навыков программирования и сразу опубликовать его в интернете.
Бесплатно создать и опубликовать лендинг можно здесь:
Бесплатные сайты будут созданы на доменах третьего уровня. То есть, адрес длинный и содержит название платформы. Для тестирования ниши этого достаточно, в будущем можно купить себе домен и указать в нем название сайта. Домен можно купить у того же сервиса, на котором сделали лендинг. Например, на сайте borstch.com домен дают бесплатно при покупке платного тарифа.
Плюсы
- Просто создать сайт без навыков программирования.
- Есть документация, подсказки, видео. Например, на сайте Тильды есть бесплатный курс, как создать эффективный лендинг.
Минусы
- Хоть лендинг собирается по принципу конструктора, изучить документацию и видео все равно придется. А также покопаться в настройках и разобраться в интерфейсе.
- Бесплатные лендинги размещаются на доменах третьего уровня.
Как подобрать контент для лендинга
Ранее в бизнес-плане мы сформулировали описание товара, преимущества и уникальное торговое предложение. Эта информация станет основой контента для лендинга.
Продающий лендинг включает набор стандартных блоков и элементов:
Этап №4. Запускаем платную рекламу
Платная реклама помогает оценить, насколько ваше предложение будет интересно потенциальным покупателям. Вы можете проверить привлекательность цены, сроков доставки, ассортимента и ваших преимуществ.
Для платной рекламы используют специальные сервисы — Яндекс Директ, Google Adwords, и соцсети — Facebook, Instagram, Вконтакте.
Как протестировать нишу бизнеса в соцсетях
Легче всего запустить платную рекламу во Вконтакте. Здесь простой интерфейс и настроить показ объявлений можно буквально за 30 минут. В справке для рекламодателей во Вконтакте описаны все шаги.
Настройка рекламы в Facebook и Instagram сложнее. Но разобраться вполне можно самому, пользуясь справкой Facebook и справкой Instagram для рекламодателей.
Для таргетинга вам пригодятся данные о вашей целевой аудитории и портрет клиента.
Как тестировать нишу с помощью контекстной рекламы
Нужно подобрать 100-500 запросов из Яндекс Вордстата и отминусовать нерелевантые слова. Например, если вы продаете видеорегистраторы, минусуете слова ремонт, инструкция и другие, которые не относятся к покупке.
Далее заходите в личный кабинет Яндекс Директа или Google Adwords и, пользуясь подсказками, настраиваете кампанию:
- указываете настройки таргетинга (по территории, возрасту), время показа объявлений;
- составляете объявления, добавляете ключевые и минус слова;
- включаете показ рекламы и анализируете результаты.
Этап №5. Прием звонков
Волнительный момент — когда реклама запущена и ждешь звонков.
Как отвечать клиентам, если нет товара? Можно схитрить и сказать: Товар только что закончился, оставьте заявку и мы перезвоним вам. Кто-то отреагирует негативно, зато вы не останетесь с нераспроданным запасом. Если клиент согласен ждать — отлично. Возможно это ваш первый будущий покупатель.
Если звонки есть, начинайте все записывать в документ: кто звонил — мужчина или женщина, что спрашивал. Эти записи могут показать, что поменять в объявлении или описании товара на лендинге.
Бывает звонков нет или совсем мало. Это не так плохо, как кажется. Вы протестировали нишу и уберегли себя от убытков.
Этап №6. Анализируем результаты
Соберите всю информацию в один документ. Сначала посчитайте количество заявок на каждом из ресурсов — в соцсетях, на сайтах объявлений и на лендинге с платной рекламы. Так вы сможете оценить, какие ресурсы лучше работают.
Затем сведите всю информацию в один файл и проанализируйте общий результат:
- Трафик
- Количество звонков
- Заявки
- Комментарии
Выводы
Если итоговые цифры вас устраивают и тест ниши считается успешным, тогда можно закупать партию товара или запускать услугу. У вас уже есть лендинг, где клиенты оставляют заявки. Следующая задача — сделать так, чтобы как можно больше заявок конвертировались в покупки. С этим справится email маркетинг, а сделать email маркетинг эффективным поможет SendPulse.