Главное Авторские колонки Вакансии Образование
482 2 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как работать с сообществом, чтобы оно росло. Часть I

​Наш “родной” проект, на котором мы обкатывали будущий Tolstoy Comments, — это тульский городской портал Myslo.ru. Перезапуск в новом формате, где мы сделали ставку на пользователя, состоялся в 2013 году. И уже в первые полгода было понятно, что мы не прогадали. Myslo рос невероятными темпами и, самое главное, растет и сейчас.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

В комментариях к этому блогу пользователи Tolstoy Comments уже просили поделиться нашими “секретами” создания крупного интернет-сообщество для региона. Сразу оговоримся, что никаких особых секретов и тайных знаний у нас нет, а вот уникальным опытом с радостью поделимся. И, что немаловажно, не будем умалчивать о подводных камнях — потому что если предупрежден, значит, вооружен и готов ко всему. Говорят, учиться надо на чужих ошибках… Не повторяйте наших!

Опыт Myslo: Фотоконкурсы

Конкурсы и фотоконкурсы — это способ привлечь к своему сообществу новых участников. Люди видят анонс конкурса в соцсетях, проходят по ссылке проголосовать за друга и попадают в СООБЩЕСТВО. И если им там будет интересно, они найдут собеседников/оппонентов/единомышленников, вы все сделали правильно.

Для продвижения фотоконкурсов на Myslo мы запустили отдельный блог, в котором анонсируем запуск конкурса, рассказываем о каких-то промежуточных результатах (особенно если нужно подстегнуть интерес участников), объявляем старт голосования и, конечно, поздравляем победителя (или победителей). И сделали отдельную страничку для конкурсных фотоальбомов с удобной голосовалкой.

Темы для фотоконкурсов неисчерпаемы, а некоторые можно повторять хоть раз в полгода (внимание, это лайфхак!). Самые популярные по нашему опыту: все что связано с домашними животными (это просто неисчерпаемый поток фото, видимо, пользователям психологически легче выложить в интернете фото своего зверя, чем свое), “свадебные” конкурсы (тут тоже, по всей видимости, психология: на свадебных фото ведь мы обычно себе очень нравимся) и гендерные конкурсы в стиле “девушка/парень месяца”, которые идеально заходят под 8 Марта-23 февраля. Просто придумывайте каждый раз новые подходы к этим темам, неизбитые названия, и будет вам счастье в виде нескончаемого потока участников.

Призы: ооо, это очень важно! С призом нужно определиться “на берегу” (то есть до запуска конкурса). Он послужит отличным стимулом для ваших пользователей сделать или отыскать в своих архивах подходящее фото и вывалить его на всеобщее обозрение. Призы не обязательно должны быть какими-то невозможно дорогими. У нас отлично заходит эксклюзивный мерч типа футболок от арт-директора Myslo, кружек с “тульскими” надписями и т.д. Более того — мы уже на протяжении нескольких лет дарим победителям бейджики в профиль! И если для первого места это зачастую идет в дополнение к основному призу, то для второго и третьего — как единственный приз. И ничего, все довольны! Кстати, бейджики уже есть в Tolstoy Comments — и вы тоже можете щедро осыпать участников ваших фотоконкурсов новыми званиями и достижениями. В общем, выбор приза зависит строго от вашей фантазии и материальных возможностей. Главное после подведения итогов этот приз (именно тот, что был заявлен изначально) все-таки вручить победителю, иначе ваша репутация серьезно пострадает.

Сложно представить, на что способен человек, который вместо обещанной кружки вдруг получил футболку… Лучше не проверяйте, просто поверьте нам на слово.

С условиями конкурса тоже надо определяться заранее, как можно подробнее прописывать в анонсных постах и четко придерживаться до самого конца. В таком случае во всех спорах с пользователями (а они неизбежно будут) вы сможете апеллировать к стартовым условиям и выходить победителем (по крайней мере, для собственной совести). Мы за свою пятилетнюю историю прошли несколько вариантов правил для фотоконкурсов и выбрали для себя оптимальный, подходящий именно для нашего неидеального сообщества.

Первое место определяет редакция, второе и третье — это выбор пользователей. Таким образом мы избавили себя от проблемы с накруткой голосов.

В общем, фотоконкурсы — это движуха любого сообщества. Обязательно запускайте ее и на своих проектах! Если вас останавливает отсутствие программного функционала на сайте, то у нас есть решение: вы можете проводить фотоконкурсы прямо в виджете Tolstoy Comments! И по количеству “плюсов” выбирать лучшие фото.

Опыт Myslo: “Народный журналист”

Смысл такой: каждый пользователь имеет право писать собственные статьи, сообщать о происшествиях, рассказывать о различных историях прямо в специальной рубрике на сайте. Так как каждый читатель — хозяин и царь нашего портала, кому, если не ему, генерировать контент (ну или хотя бы его часть)?

Мы сделали наших пользователей полноценными соавторами. “Народный журналист” существует на тех же правах, что и посты от редакции. Нередко посты из этого блога оказываются в лидерах по просмотрам и заслуживают места в редакционном топе материалов. Мы расшариваем их в соцсетях наравне с редакционными статьями. То есть всячески даем понять, что материалы из этого блога ничуть не хуже (а иногда и в чем-то лучше), чем статьи от наших корреспондентов.

Поначалу, чтобы привлечь внимание пользователей к этому разделу и дать стимул к публикации различных новостей, мы придумали специальный “долгоиграющий” конкурс.

Всем авторам за материалы начисляются баллы, которые они могут в какой-то момент обменять на призы (вплоть до смартфона!).

А еще за каждый пост щедрой рукой раздаем бейджики в профиль. Отлично сработало! У нас (то есть у редакции) — нескончаемый поток пользовательских новостей и идей для расследований и подробных журналистских изысканий, у участников нашего Myslo-сообщества — стимул поделиться чем-то интересным и важным и стать соавтором любимого портала. Правила “Народного журналиста” на Myslo:

Публикация строго по премодерации. Потому что мы СМИ, и за нами, изредка отвлекаясь на Telegram, пристально следит Роскомнадзор. Премодерация позволяет нам как выявлять разные незаконные штуки (типа мата или разглашения чьих-нибудь персональных данных) и сортировать посты (не все сразу разбираются в устройстве портала, и кто-то нет-нет, да и запостит рецепт тефтелей в “Народный журналист”, хотя у нас для такого предусмотрен блог “Кушать подано”), так и отсеивать всякую дичь (вроде спама, сектантских постов и пр., пр.).

Мы не вносим правки в материалы наших народных журналистов (за исключением “запикивания” матерных слов или исправления огрехов форматирования). Любые комментарии от редакции — строго в комментариях (извините за тавтологию). Наших “народных журналистов” очень обижало, если мы позволяли себе поправлять их собственный авторский стиль.

Если мы разрабатываем тему, которая была поднята в “Народном журналисте”, мы в обязательно порядке благодарим автора публикации и даем понять, что для нас очень важно, что этот конкретный пользователь дал нам информацию.

Благодарность и почтение от “настоящего” (тут это слово в противовес “народному”, никакой заносчивости) журналиста зачастую дороже любого гонорара. Всем ведь приятно, когда ценят и говорят спасибо!

Опыт Myslo: Комментарии

Комментарии пользователей — это наше всё. Ради них все и затевали, собственно говоря… После перезапуска начинали буквально с 10-15 скромных комментариев под новостью, да и то не под каждой. И пришли сейчас к тому, что почти каждая публикация сопровождается длинным хвостом из сотни комментариев.

Лайфхак: если на вашем сайте пока нет комментаторов, станьте первым! Помните: никто не танцует на сельской дискотеке, пока в центр зала не выйдет первый смельчак.

Комментируйте сами, заставьте авторов писать под своими и чужими статьями (с реальных или фейковых аккаунтов — в данном случае абсолютно неважно). Это работает по принципу геометрической прогрессии или “снежного кома”: если есть кому начать обсуждение, остальные подтянутся и удвоят-утроят это обсуждение. Проверено! Сейчас на Myslo есть пользователи, которые вставляют свое ИМХО под КАЖДОЙ публикацией. Это не преувеличение и не шутка — это правда жизни Myslo. И мы этим гордимся — высочайшая степень привязанности к ресурсу!

Таких результатов мы добились благодаря “управлению” комментариями. Мы стимулируем пользователей проявлять свое остроумие по каждому поводу. Зачем это сообществу — вполне понятно. Потому что оно вырастет, если его участниками будет интересно общаться друг с другом.

10 остроумных комментаторов с фотошопом кардинально изменят атмосферу на вашем портале. Иногда читать комментарии будет интереснее, чем саму публикацию.

А вот зачем пользователю напрягаться и писать что-то под вашими материалами? Ответ прост до невозможности: ради пары десятков лайков от интернет-друзей за особо удачные шуточки. А еще ради бейджиков (которые уже есть в Tolstoy Comments) и попадания в “зал славы” комментаторов сообщества!

Для фанатов комментариев у нас на Myslo есть специальный конкурс — “Лучший комментарий”. Это еженедельный блог из самых забавных комментов, которые ВРУЧНУЮ отбирает наш модератор (молоко за вредность предоставляем). Это самые сливки от наших пользователей, и для них большая честь оказаться в этом конкурсе. Из этих сливок пользователи голосованием выбирают бест оф зэ бест. Есть даже большой рейтинг комментаторов — за каждое гран-при блога полагаются баллы и соответствующее место в рейтинге. С помощью этого рейтинга, кстати, новички могут подписаться на самых остроязычных “старожилов” — это тоже своеобразная помощь при адаптации в сообществе.

Лайфхак: мы частенько используем особенно смешные или злободневные комментарии в своих пабликах в соцсетях. 10 человек всегда окажутся смешнее чем самый матёрый smm-щик. А уж сколько локальных мемов могут родиться из комментариев!..

В “Лучшем комментарии” мы добавляли еще и небольшую геймификацию: брали коммент какого-нибудь постоянного пользователя портала (обычно типичный, с какими-то узнаваемыми словечками) и предлагали другим пользователям угадать, чей же это опус. За правильный ответ — какой-нибудь бейджик в профиль! То же самое можно легко реализовать с помощью виджета Tolstoy Comments — и даже бейджики специальные для вас организуем.

За каждый коммент на Myslo, как и в Tolstoy Comments, можно проголосовать — поставить “плюс” или “минус”. Такой аналог лайка в соцсетях (в нашем случае еще и антилайк есть). Они влияют на “карму” участника и его позицию в рейтинге сообщества. Кстати, на Myslo пользователи могут отправить оппонента в искусственный бан с помощью антилайков — получается “самоорганизующаяся система”. Наши постоянные участники сообщества сами могут заблокировать спамера, матершинника или тролля. Скоро такая же фишка появится и в Tolstoy Comments — мы уже работаем над этим! Впрочем, предупредим по своему опыту: иногда старожилы могут заиграться во власть и зазря заклевать юных и неокрепших пользователей. В таком случае необходимо строгое вмешательство редакции и справедливый суд.

Редакция в обязательном порядке должна участвовать в комментировании. Отвечать на вопросы по материалу, вникать в дискуссии, реагировать на критику.

Пояснять почему написано именно так, а не иначе, извиняться, если коммент по существу (например, пользователь указал на ошибку). При этом, естественно, вести себя предельно корректно и тактично, как бы ни хотелось иного. Пользователям важно видеть, что редакция — это не небожители, а такие же, как и все, участники большого сообщества.

Удаление комментария (за исключением случаев противоречия законодательству РФ) — самый страшный грех Myslo. Но иногда бывает и такое, по различным внутренним причинам (чаще всего это связано с обидчивыми рекламодателями). В любом случае со стороны редакции мы должны сделать все, чтобы не допустить этой крайней меры. Стоим на страже свободы слова в отдельно взятом интернет-сообществе!

Продолжение следует.

+2
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем