Главное Авторские колонки Вакансии Образование
776 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как робототехника влияет на развитие детей

В статье расскажем подробнее, какую играет роль конструирование в развитии детей дошкольного возраста.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Робототехника в наше время становится не просто частью технологического процесса, но частью жизни практически каждого человека. Сейчас никого не удивишь роботом-пылесосом, умным чайником, автоматическим конвейером и промоботом на выставке народного хозяйства.

Это влияет и на детей: роль робототехники в развитии детей начинается с раннего возраста. Практически каждый ребенок еще до школы знаком с планшетом и смартфоном, у многих есть игрушки-роботы.

Поэтому влияние робототехники на детей начинается с игры и развлечений. И при правильном выборе вектора образования можно сделать робототехнику фундаментом для успешного обучения ребенка.


В педагогической и научной среде по сей день идут споры относительно целей образовательной робототехники. С одной стороны — это автоматизированные и робототехнические устройства, которые помогают педагогу в наглядном объяснении технических дисциплин. С другой стороны, образовательная робототехника сама по себе подразумевает изучение роботов как таковых.

Многие сходятся на том, что необходимо прийти к балансу изучения роботов и автоматизированных устройств как таковых и использования данных устройств в обучении с целью поднятия интереса и мотивации школьников.

В пользу этого утверждения говорят и эксперты Высшей школы экономики. По их мнению, обучать робототехнике нужно по принципам STEM (Science, Technology, Engineering and Mathematics):

1. Проектная деятельность как обязательный пункт учебного процесса: дети объединяются в группы, чтобы совместными усилиями достичь результата.

2. Практика в решении задач. Ребенку гораздо интереснее думать над вопросами, которые касаются непосредственно его окружения. Результат от решения таких задач он сможет применить или понять, как его применят специалисты.

3. Междисциплинарное обучение: когда для решения одной задачи необходимы знания и навыки из нескольких предметов.

4. Включение в образовательный процесс дисциплин, которые важны для подготовки будущего инженера

Такой подход дает детям возможность не изучать абстрактные и оторванные от реальности задачи, а познавать мир через наглядные системы и образы.

Таким образом, в робототехнике преимущества для образования детей очевидны. Об этом говорит и растущий интерес к этой сфере. Так, за последние пять лет количество кружков робототехники увеличилось в разы. Кроме прочего, стандарт изучения робототехники прописан в ФГОС по школьным урокам технологии.

Польза занятий по конструированию в жизни ребенка


Как мы говорили в начале статьи, залог успешного развития в такой сфере как робототехника возможен при выборе правильного направления. Это касается не только выбора курсов или школ, но и самой дисциплины. Дети меняют свои увлечения и интересы, быстро переключают внимание с одного на другое. Поэтому тут важно положительное влияние учителей и родителей. Именно человеческий фактор может стать причиной того, что ребенок забросит изучение роботов или, наоборот, будет глубже погружаться в технологические дисциплины.

В робототехнике для детей плюсы кроются в комплексном подходе. Здесь не просто изучаются технические дисциплины сами по себе, но связь между ними. Так ребенок учится понимать, что процессы окружающего его мира многообразны и состоят из разных структур. Даже сам процесс такого урока отличается практической направленностью. Чтобы создать проект, необходимо поставить цель, а затем продумать задачи для ее достижения. В самом процессе создания проекта ребенок будет думать не только над вопросом «КАК?», но и «ЗАЧЕМ?». Ведь мало создать красивого робота: важно, чтобы он хорошо справлялся с поставленной задачей.

Когда идет процесс сборки, развивается мелкая моторика и в целом практические навыки по работе с различной электроникой, микросхемами, датчиками, которые нужно будет запрограммировать.

Тестирование — ключевой процесс создания робототехнического проекта. На этом этапе дети видят недостатки, которые нельзя было заметить раньше, исправляют их. Такой опыт учит ребят не бояться ошибок, ведь только через них можно прийти к идеальному результату.

Важное значение конструирования в развитии детей дошкольного возраста достигается и за счет обсуждения. Часто работа над робототехническим проектом предполагает командную работу, так что ребята учатся слушать и слышать напарника, принимать советы от преподавателя и учитывать их в будущих работах. Так, ученики школы «Пиксель» на очных занятиях работают в паре, а проект обсуждают с педагогом «на равных», как настоящие инженеры.

Что дает конструирование детям?


Ключевыми особенностями обучения конструированию детей дошкольного возраста являются развитие творческого и технологического мышления. Ребенок учится мыслить как инженер, т.е. структурирует информацию и логически, что называется, «раскладывает по полочкам» в голове. Этот навык пригодиться в любой другой сфере и в учебе. И неважно, гуманитарная это дисциплина или естественно-научная.

А развитие творческих способностей детей посредством конструирования даст толчок к богатому образному мышлению, научит нестандартно мыслить и искать креативные решения для трудных задач.

Робототехника в качестве детских занятий и уникальна тем, что сохраняет идеальный баланс между безграничным творчеством и техническим мышлением. У ребенка на максимум работает воображение, когда он собирает или проектирует устройство. Но вместе с этим он сосредоточен на практической работе, скрупулёзно и терпеливо идет к результату.

Доказано и влияние конструирования на речевое развитие у дошкольников. Это связано с тем, что дети при сборке роботов и механизмов развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, связано с центрами речи. Поэтому у таких детей быстрее развивается речевой аппарат. Кроме того, навык сборки множества мелких деталей, которые нужно правильно встроить в устройство, перерастает в хорошую технику письма.

Сегодня многие дети проявляют к технологиям неподдельный интерес, ведь для них они — естественная часть окружающего мира. Которую хочется исследовать. Взяв это на вооружение, можно превратить интерес в перспективное увлечение, которое в будущем станет профессией. Если заглянуть в будущее на 7-10 лет вперед, то потребность рынка труда в специалистах по робототехнике будет более 60 тысяч сотрудников. Более того, даже через 2 год количество предложений в этой сфере вырастет до 40 тысяч вакансий.

Так что специальности сферы робототехники и автоматизации процессов будут очень востребованы. Например, выпускник таких специальностей сможет:

· работать инженером-мехатроником и создавать робототехнические устройства и системы для разных производств.

· устроиться в конструкторское бюро или НИИ, чтобы вместе с другими учеными-инженерами создавать новые прорывные технологии;

· автоматизировать производственные и бизнес-процессы в любой сфере, где есть в этом потребность;

· заниматься обслуживанием и эксплуатацией робототехнических устройств, инженерных систем, медицинских роботов и других машин, которые при всех своих плюсах все-таки нуждаются в человеческом участии.

И это далеко не весь список направлений, где может развиваться специалист по робототехнике и смежным конструкторским IT-дисциплинам.

Ну а начинать путь к таким перспективам можно уже с дошкольного возраста, с 5-6 лет. В самом лучшем случае ребенок вырастет квалифицированным экспертом в области конструирования. При ином исходе из него выйдет такой же хороший специалист в любой другой сфере, так как навыки, которые прививает робототехника, универсальны и полезны для каждого.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем