Робототехника для дошкольников: как в раннем возрасте дети осваивают конструирование
Обучение дошкольников конструированию — это полезный процесс не только для получения знаний по робототехнике, но и для обретения других навыков. Творческое мышление и нестандартный подход к решению проблем, коммуникабельность и логика — все это развивается у ребенка на IT-занятиях.
Занятия робототехникой 5-7 лет: основы цифровой грамотности
Если верить экспертам, то во всем мире насчитывается около 28 миллионов программистов. Все остальное население так тесно не связано с программным кодом, языками программирования, фронтендом и бэкендом. Однако, для всех людей, без исключения, важна компьютерная грамотность. Такие знания делают нашу жизнь комфортнее и безопаснее, открывают новые горизонты. Поэтому чем раньше ребенок начнет учиться азам, тем быстрее будет развиваться. Это можно сравнить с обучением чтению или письму: начать можно и до школы.
В случае робототехники для дошкольников занятия проходят в игровой обстановке. Дети собирают детали конструктора в разнообразные механизмы и фигуры. Одновременно учатся работать с компьютером, печатать текст и владеть мышкой.
Когда проект готов и ребенок видит свой успех в виде робота и программного кода на экране, он испытывает радость от проделанной работы, что стимулирует к дальнейшим занятиям. Такой опыт даст ему уверенность в работе и с другими технологиями и гаджетами.
Учимся решать проблемы на занятиях по робототехнике
Любая задача требует усилий. И далеко не всегда получается достичь нужного результата с первого раза. При лего-конструировании для дошкольников занятия не лишены трудностей. Чтобы собрать робота, нужно подобрать правильные друг к другу детали. А заставить его двигаться может только определенная комбинация. И нет никаких промежуточных результатов, ведь механизм либо работает, либо нет. Поэтому такие занятия прекрасно учат детей искать пути решения проблем. Конечно, поддаться гневу и волнению проще. Но это не приблизит к желаемому итогу. Поэтому, собирая роботов, дети учатся извлекать из неудачных попыток уроки и пробовать снова. Так ребенок понимает, что методом проб и ошибок можно прийти к успеху. Главное — не сдаваться и сохранять спокойный ум. В конце концов, процесс, какой бы он ни бы, является частью успеха любого проекта.
Творчество и роботы: развиваем креативность
Да, робототехника не стоит на одной полке с такими видами деятельности, как дизайн, рисование, музыка или танцы. Но на самом деле конструирование является творческим процессом. С его помощью ребенок развивает абстрактное мышление и свои фантастические задумки. Он может создать из одного и того же набора LEGO совершенно разные устройства.
Достаточно привести пример, знакомый нашим взрослым читателям из детства. У многих были конструкторы LEGO или другие наборы. Обычно к ним всегда прилагалась инструкция по сборке разных объектов: машина, пожарный кран, самолет или большой дом, подводная лодка. Но фантазия всегда мчала вперед, поэтому часто в итоге получались причудливые дома, космические корабли с роботами на борту.
Так и в случае с занятиями. Конечно, они имеют определенную программу, и чтобы научится проектировать собственные устройства, нужно сперва освоить сборку определенных механизмов. Но уже после нескольких занятий, поняв азы, ребенок сможет собрать и запрограммировать робота, воплощенного из его собственной фантазии.
Робототехника: кружок для дошкольников по навыкам коммуникации
Продолжаем развеивать стереотипы о занятиях программированием и робототехникой.
На этот раз поговорим про общение. До сих пор бытует мнение, что направления в ИТ-сфере больше подходят для индивидуальной работы, а образ программиста рисуется в голове не иначе как в виде отчужденного и нелюдимого человека, сидящего день и ночь за компьютером.
Но это совсем не так. Программисты и другие специалисты ИТ-направлений зачастую работают в команде. Поэтому для них также важны навыки межличностного общения.
В случае с детскими уроками по робототехнике, групповые занятия — это отличный вариант для развития навыков коммуникации. В школе «Пиксель» ребята работают группами и в парах, учатся выражать и аргументировать свое мнение, а также слушать других членов команды. В споре и дискуссии, как известно, рождается истина.
В какой-то степени такая командная работа похожа на спортивные состязания. Ребенок, не нашедший себя в активных играх, может стать частью сплоченного коллектива и вносить свой вклад в общее дело.
Конструирование: вид деятельности дошкольников по развитию логики и вычислительного мышления
Если простыми словами, то вычислительное мышление определяется как способность думать больше, как компьютер, нежели как человек. Как же думает компьютер?
Вся суть вычислительных процессов машины строится на принципе от меньшего к большему, от частного к целому. Для одного действия соединяются несколько последовательных шагов, которые приводят к конечному результату.
Также работает робототехника. Нельзя создать механизм, начав с середины и закончив началом сборки. Сперва нужно понять задачу: что и зачем собирать. Затем ребенок смотрит, что ему понадобится и каков будет первый шаг. И так, последовательно и упорядоченно, он собирает робота.
Для ребенка подобные занятия будут отличной тренировкой логического мышления. В дальнейшем он сможет применять этот метод и для других, более сложных задач. Например, на школьных уроках геометрии или физики часто требуется разложить главное условие задачи на более мелкие. Решив их последовательно, можно получить правильный ответ. Даже в более сознательной жизни школьник, обладающий хорошим логическим мышлением, не испугается рефератов, проектных работ и докладов. Стоит только составить пошаговый план и структуру.
Конструирование для дошкольников: программа занятий
Итак, мы поговорили об основных и главных преимуществах занятий робототехникой для дошкольников. Давайте подробно остановимся на том. Как проходят такие уроки.
Курс робототехники для дошкольников в школе поделен на три последовательных блока-модуля:
- Модуль 1. Это первый блок по азам механики и электроники. Дети с помощью конструктора LEGO WeDo 2.0 поймут, как работает рычаг, что такое ременная и зубчатая передача, как устроен кривошипно-шатунный механизм. Кроме того, что маленький инженер может блеснуть знаниями перед родителями и друзьями, он будет развивать мелкую моторику и ассоциативное и креативное мышление.
- Модуль 2. Этот модуль расширит знания детей об окружающем мире. От искусственных механизмов он перейдет к тем, что созданы самой природой. Например, он узнает, как работает реечная передача на примере гусеницы, соберет робота-черепаху, который будет подобно своему живому прототипу, прятать голову в панцирь. А еще на занятиях он соберет синего кита и большого динозавра.
- Модуль 3. От жизни на Земле, её флоры и фауны, программа переместит ребенка в космос. Собирать модели космических кораблей, ракет и спутников — что может быть увлекательнее для ребенка? Плюсом к практическим занятиям ребята узнают о том, как прошел первый полет человека в космос, как космонавты готовятся к большим экспедициям, что занимательного есть на борту Международной космической станции и т.д. Итогом обучения здесь станет смоделированное путешествие с Земли на красную планету и обратно.
Как видите, вся программа наполнена интересными и приближенными к жизни занятиями. Здесь нет ничего абстрактного: каждый модуль заточен на то, чтобы полученные знания пригодились ребенку в жизни и учебе, расширили его кругозор и развили полезные практические навыки.
В занятиях робототехникой с дошкольниками форма работы ведется групповая. Каждый урок проходит в классе от 8 до 12 человек, не больше. Такое количество позволяет преподавателю уделить время каждому ученику, ответить на все вопросы и разъяснить все сложности, возникающие на практических занятиях.
Одно занятие длиться 1,5 часа. Это оптимальное время для урока, который проводится раз в неделю. За это время дети не устают, так как нет скучной теории: ребята собирают конструкторы, общаются друг с другом. Одним словом, полностью вовлечены в процесс. Кстати, такой формат подойдет гиперактивным детям и непоседам: они смогут направить свою энергию на решение интересных задач.
Конструкторы, с которыми ребята работают на курсе, называются LEGO WeDo 2.0. Он специально создан для образовательных целей. Набор включает в себя более 200 деталей, электромотор, который может менять направление вращения и скорость, микрокомпьютер, специальные сенсоры движения, наклейки, а также контейнеры и лотки для хранения компонентов. Такой набор можно подключать как к персональному компьютеру, так и к планшету.
Все это выглядит как большой набор разных красивых цветных деталей, которые ребенок с удовольствием собирает, используя инструкции, помощь преподавателя и свою фантазию.
Вперед в будущее: где нужна робототехника?
Напоследок предлагаем вам немного пофантазировать о будущем. Если занятия робототехникой станут для вашего ребенка не просто хобби, но и дальнейшей стезей для профессиональной деятельности, то он может стать:
- Инженером-изобретателем. Такие специалисты создают новые механизмы, придумывают идеи для новых роботов, которые будут полезны в разных сферах жизни.
- Сервисным инженером. Это настоящий технический ас по обслуживанию и настройке разных сложных устройств. Они работают в промышленности, в бизнесе и многих других сферах, где есть компьютерные механизмы.
- Проектировщиком интерфейсов на основе нейросетевых технологий. Да-да, такая профессия уже существует и представляет собой работу по созданию технологий, которые можно интегрировать с человеческой нервной системой.
Этот далеко не весь список профессий, где робототехника играет ключевую роль. Возможно, ребенок пойдет по такому пути и станет ИТ-специалистом. Но даже если нет, но конструирование даст ему навыки, полезные в любом другом деле.
Трудно оценить всю пользу от занятий робототехники. Как мы и сказали выше, ребенок развивает фантазию, творческие способности, учится логически мыслить, не боятся ошибок и общаться в команде. Такой набор навыков позволит дошкольнику преуспеть в школьной жизни. Курс школы «Пиксель» нацелен не просто на базу знаний в области робототехники, но и на приобретение практических умений, которые помогут в дальнейшем развитии.