Как вести бизнес в современных реалиях: 5 важных моментов
Чтобы успешно вести бизнес сейчас, нужно учитывать пять важных моментов — о них расскажу в статье.
Момент № 1
Теперь вы конкурируете со всем миром
Раньше мы конкурировали только с компаниями из нашего города, максимум страны. Но благодаря цифровому маркетингу мы конкурируем со всем миром.
Даже если речь идёт о локальном кафе: люди, попадая на ваш сайт и страницы в социальных сетях, заранее получают впечатление о бизнесе. И они сравнивают это со всем, что они видели в Интернете. Поэтому все сайты, посты и маркетинговые материалы должны быть классно упакованы — и это большой вызов для начинающих компаний.
Мой опыт
Я занимаюсь бизнесом 30 лет. И для меня очень болезненно было перестраиваться. Когда я открывал свою первую компанию в 90-х, то требования были совершенно другими. Пришлось освоить цифровой маркетинг, воронки, социальные сети, сайты. Поэтому мой совет: сосредоточьтесь не на количестве, а на качестве. Пускай у вас будет небольшой, но классно упакованный сайт, одна социальная сеть, на которую вы будете делать ставку. Тогда вы сможете создать положительное впечатление у клиентов.
Момент № 2
Поменялись отношения компании и сотрудников
Раньше сотрудники приходили в компанию и мы рассчитывали, что они будут работать в ней всю жизнь. Сейчас отношения стали более гибкими, лёгкими, конкуренция возросла. Если раньше пул кандидатов был ограничен, то сейчас мы можем работать с людьми со всего мира. Специалист из Киева может работать не только на местную компанию, но и на европейскую, американскую. Благодаря социальным сетям стало легче отслеживать, кто работает у конкурентов на ключевых должностях, хантить сотрудников.
Отношения стали более проектно-ориентированными: сейчас мы всё больше сосредотачиваемся на конкретных результатах. И нет ничего плохого, если специалист параллельно делает проект для другой компании — при условии, что он даёт нужные вам результаты. 10 лет назад к такому совмещению относились негативно, но сейчас это норма.
Подводя итог: сегодня трудовые отношения быстро создаются, трансформируются в «проектные» и быстро завершаются. Гораздо более привлекательны для кандидатов работодатели, которые хорошо упакованы.
Момент № 3
Технологии изменяются, требования растут
В 2012 году нам было достаточно того, что сотрудник умеет читать, писать и базово работать на компьютере. В 2022 году умение пользоваться чатами, Zoom и инструментами Google даже не обсуждается — это обязательно. Никто не переставляет ножки сотруднику, чтобы тот настроил свой компьютер. Нам нужны люди, которые с технологиями на «ты». Их больше, но при этом у них планка выше. Зато вы не будете тратить время на базовое обучение компьютерной грамотности, сможете сразу запустить их в работу.
Момент № 4
Скорость — прежде всего
Если в прошлом десятилетии компания росла на 10 % ежегодно — это был крутой результат. Сегодня рисков больше и конкуренция жёстче. Риски должны компенсироваться скоростью роста. Поэтому компания, если не расширяется на 30 % каждый год, фактически умирает, забирает рынок.
Прежде всего это относится к скорости принятия решений в бизнесе. 10 лет назад можно было потратить месяц на согласование нового прайс-листа. Сейчас эту задачу лучше закрывать за 2-3 дня.
Сейчас нужны новые подходы в управлении: когда любая проблема, возникающая в ходе реализации проекта, обсуждается мгновенно. Нужны гибкое согласование, чаты для быстрой коммуникации, координации. Важна и децентрализация решений. Они должны приниматься не главным руководителем, сидящим на Олимпе, а людьми на местах. У руководителя среднего уровня должна быть возможность принимать решения — тогда компания сможет быстро развиваться.
Момент № 5
Планка входа в бизнес выросла
Это ключевой момент: раньше начинать бизнес было легче. Сейчас нужно больше не только денег, но и компетентности. Старт бизнеса дороже: выросли зарплаты, требования и инструменты. Но плюс в том, что найти финансы легко — есть кредиты, инвестиции и так далее.
Вывод
Вот 5 важных моментов, о которых нужно помнить, ведя бизнес в современных реалиях:
- Вы конкурируете не только с компаниями из своего города/страны, но и со всего мира;
- Рабочие отношения между компанией и сотрудниками изменились, стали ориентированными на проекты;
- Требования к сотрудникам возросли;
- Скорость — ключевой момент;
- Открыть бизнес сейчас дороже, но деньги на это найти легче.
Главное — продолжайте учиться. Если вы развиваетесь и осваиваете новые инструменты, то и бизнес будет расти.
— Александр Высоцкий специально для Forbes Kazakhstan