Запуск бизнеса и анализ рынка: на что обратить внимание
У меня самого возникали свежие идеи, например, обслуживание автомобилей. Сотрудник приезжает в офис, забирает вашу машину, отвозит на техническую станцию и обслуживает. Затем привозит автомобиль обратно и отдаёт ключи. Хороший сервис может быть востребован. Но сколько на этом можно заработать, как много бизнеса сделать и как оценить? Дам несколько советов, которые помогут вам запустить бизнес грамотно.
Совет 1
Поймите, у кого вы «забираете деньги»
Найдите компании, которым люди сейчас платят за подобный сервис. Если их нет, то не исключено, что вашу идею не стоит воплощать. Если нет конкурентов, у которых вы можете забрать часть рынка, то, скорее всего, бизнес вообще не получится построить. Или придётся вложить очень большие деньги в донесение пользы вашего дела для конечного потребителя.
Совет 2
Соберите данные
Но, даже если похожие бизнесы есть, нужно понять, успешны они или нет. Для этого нужно собрать данные о них. Хотите открыть кафе — сходите к конкурентам, которые находятся в районе, где вы планируете запускаться. Посчитайте, сколько людей к ним ходит, станьте их потребителем и узнайте средний чек. Можно даже сходить на экскурсию или какое-то время там поработать. Это позволит примерно представить, какие у них доходы и расходы, чего ожидать вам.
Этот подход не даёт 100%-ную гарантию. Но вы получите общее представление о том, насколько ваш бизнес может быть успешен.
Совет 3
Начните рекламировать, когда товара или услуги ещё нет
Этот способ очень эффективен. Начинайте рекламировать и продавать ещё до того, как у вас появился товар или услуга. Таким образом вы сможете узнать, будет ли спрос.
Но начинающие предприниматели допускают ошибку. Они идут к друзьям и спрашивают «Серёга, а вот если бы у нас был такой сервис, ты бы им пользовался?» Друг, желая сохранить хорошие отношения, говорит, что да.
Но даже утвердительные ответы незнакомых людей не стоят ничего, они только дезориентируют. Ведь вы спрашиваете не о чём-то реальном для них, а потенциальном.
Чтобы проверить, будет ли спрос, начните рекламировать и продавать: нужно создать лендинг и страничку в социальных сетях, делать рекламные рассылки. Люди должны увидеть конкретное предложение и заплатить за него деньги. Если товара пока нет, вы их вернёте, главное — желание людей заплатить. Это единственное доказательство того, что ваш товар или услуга будет пользоваться спросом.
Совет 4
Снимите метрики с существующей компании
Сложный способ, но очень эффективный. Конечно, информацией о доходах, расходах и бюджетах на продвижение не будут делиться с первым встречным. Но в Америке это довольно распространено: можно обратиться к брокеру и представиться покупателем, который хочет приобрести бизнес. Вы подпишите договор о неразглашении. Вам предоставят доступ к информации о доходах и расходах, покажут движение денежных средств и баланс, расскажут о прибыльности. Вы получите довольно точные цифры, хотя их желательно перепроверить.
Это даст понимание, сколько в этом бизнесе нужно тратить на персонал, рекламу, предоставление услуг или продажу товаров. Идеально для такого анализа брать бизнес, который работает уже несколько лет.
Если это невозможно, попробуйте поработать с франшизами. Они тоже показывают доходы, расходы, экономику. Таким данным я бы доверял несколько меньше, так как при продаже франшизы их приукрашивают. Но вы можете познакомиться с конкретными франчайзи, которые уже сделали покупку, и попросить их поделиться информацией. Опять-таки на это нужно потратить время и деньги.
Совет 5
Вступите в бизнес-клуб
Это самый действенный способ. Существует множество сообществ предпринимателей, бизнес-тусовок. У бизнесменов, которые в них состоят, есть опыт работающей компании, в том числе и неудачный.
Поэтому мой совет таков: вступайте в бизнес-клубы. Общение с коллегами — лучший способ получить информацию об открытии бизнеса. Вам точно пригодится опыт предпринимателей, работавших в смежной нише, не бойтесь задавать вопросы. За короткое время вы сможете получить огромный объём информации, найти слабые места в своём бизнес-плане.
Итог
Перед открытием бизнеса обязательно узнайте, есть ли у вас конкуренты. Там, где нет конкуренции, скорее всего, нет рынка. Чтобы проверить, будет ли спрос на товар (услугу), запускайте рекламу ещё до того, как можете его предоставить.
И главное — перенимайте реальный опыт предпринимателей, вступая в бизнес-клубы и сообщества. В моей компании есть направление Visotsky Business Club, а также каждый год мы собираем предпринимателей на конференцию за границу. Безусловно, там есть информационная и тренинговая часть, но главное для нас — организовать нетворкинг. Именно от обмена живой, реальной информацией предприниматели получают наибольшую пользу.
— Александр Высоцкий специально для Деловой Казахстан