Зачем современному бизнесу организующая схема: основы структуры компании простыми словами
Но как только людей становится больше и нужно контролировать выполнение ими задач, становится очевидно — нужна система. В статье расскажу о первых шагах, которые нужно сделать в структуризации компании.
Часто компании, которые хотят разработать функциональную оргструктуру, приглашают внешнего консультанта с большим опытом и регалиями. Но чаще всего такие «специалисты» стремятся лишь продать свои услуги подороже. Всё что они делают — задают всем сотрудникам три вопроса:
- Кто твой непосредственный руководитель?
- Кто твои непосредственные подчинённые?
- Какие у тебя обязанности?
После этого с помощью программ и сервисов визуализируют полученные данные о том, кто кому подчиняется. Но они опираются лишь на мнение самих сотрудников. В результате оргструктура напоминает «паука»: все подчиняются одному человеку — владельцу. И только взглянув на это графическое отображение, становится понятно, что в организации нет порядка. Но такого рода проблемы можно исправить самостоятельно.
Оргструктура, где все подчиняются одному человеку, — одна из причин организационного хаоса в компании. Сотрудники думают, что по всем вопросам должны обращаться к владельцу, не понимают, какие функции закрывают коллеги и даже они сами. И не нужно быть гуру в области менеджмента, чтобы понимать: такая компания никогда не сможет добиться результата.
Как составить оргструктуру правильно
Чтобы составить правильную оргструктуру, нужно проанализировать весь бизнес-процесс. В любой компании есть семь основных функций: все они необходимы для получения результата.
- Административная. Здесь — формирование идеи бизнеса, стратегии, продукта; определение рынка, на который компания идёт, технологии и подходы, по которым работает. Сюда входит и правильное юридическое оформление.
- Построение. Служба персонала — отвечает за найм сотрудников, онбординг и адаптацию, обеспечение всем необходимым для работы.
- Маркетинг и продажи. Продвигаем продукт компании и продаём его клиентам.
- Финансовая. Здесь есть отделы дохода, расходов и учёта — обеспечивают финансовую стабильность компании.
- Производство. Отвечает за само производство продукта либо предоставление услуги.
- Качество. Производя продукт и продавая его клиентам, нужно контролировать, насколько качественно мы это делаем.
- Продвижение. Если продукт качественный, его нужно делать широко известным среди публики. Здесь — работа с медиа, социальными сетями и партнёрами.
Чтобы компания полноценно работала, нужны все эти функции. Поэтому попробуйте визуализировать то, что сейчас сотрудники закрывают — например, финансы и производство. Если же есть функции, за которыми никто не закреплён — за них отвечаете вы как владелец бизнеса.
Добейтесь согласия с сотрудниками
Следующий шаг — донести оргсхему до сотрудников, даже если она пока не идеальна. Но она создаёт порядок — правильное представление о том, что и где находится. Пока ваша точка зрения как владельца и видение сотрудников не согласованы, то для каждого работа будет хаосом. Потому что каждый будет воплощать в жизнь именно своё представление.
Но людям не нравится работать в хаосе. Это демотивирует, расстраивает и людям хочется сбежать из такой компании. Талантливый дизайнер не будет работать в бизнесе, где ему нужно выбивать деньги на расходные материалы, а хороший продавец не будет эффективно работать с клиентами, если среди дня ему нужно будет чинить оборудование. Самые способные люди, ориентированные на то, чтобы быть профессионалами, бегут из такого хаоса.
Итог
Люди проводят на работе восемь часов в день: то есть, большую часть своей эффективной и продуктивной жизни. Талантливые люди не хотят провести это время в неорганизованной компании. Поэтому проведите опрос, который я приводил в статье, самостоятельно. Если получился «паук», подумайте — может ли компания с такой структурой достигать результатов, чувствуют ли себя люди в ней продуктивно.
Успеха достигают только системные компании. Создавайте оргструктуру и легко добивайтесь поставленных целей.
— Александр Высоцкий специально для «Деловой Казахстан»