Главное Авторские колонки Вакансии Образование
561 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Должен ли руководитель повышать голос на подчинённых?

Руководителю очень важно выстроить правильное взаимодействие с сотрудниками. И правильно ли, добиваясь от подчинённых исполнения и эффективности, кричать на них?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Подобный вопрос задал мне подписчик, руководящий рабочими на заводе. В этом материале я хотел бы поговорить о коммуникативной культуре и о том, как она отличается не только в разных странах, но и в разных сферах бизнеса.

Культура общения стран СНГ и США

Так как мы говорим о повышении голоса, хочу остановиться на важном аспекте. Это коммуникативная культура, то есть некая норма, существующая среди группы людей. То, как они общаются.

Сейчас я живу в США. И если американец слышит, как общаются два закадычных русских друга, горячо обсуждая волнующую их тему, то он уверен, что сейчас без «поножовщины» не обойдётся. Всё потому, что в русскоязычной культуре принято общаться по-другому, сам язык ярче и жёстче. Да и само по себе общение намного более прямое, без «реверансов». И именно поэтому американцу кажется, что эти двое готовы друг друга убить, но на деле они лишь увлечены беседой.

Я не пытаюсь сказать, что где-то лучше, а где-то хуже. Живя в многокультурной среде, важно переключаться с одного языка и одной коммуникативной культуры на другую.

В чём отличие

Например, если вы хотите покритиковать сотрудника из СНГ, то можете смело говорить «Петя, этот результат никуда не годится. Исправляй, иначе мы не сможем сотрудничать». И это нормально, подобное обращение не вызывает у сотрудника ощущение, что об него вытерли ноги, а руководитель сволочь.

Но если сказать то же самое американцу, то он будет просто шокирован, потому что культура совершенно другая. Нужно дать много подтверждений личным и профессиональным качествам сотрудника, а о недостатке, даже серьёзном, сказать мягко. Обозначить, что есть момент, на который стоит обратить внимание. По культурному значению, чувствительности и восприятию это было бы тем же самым, что и жёсткая критика для сотрудника из СНГ.

На что обратить внимание

Вежливый американец, даже безупречно владеющий русским языком, может восприниматься русскоязычными как слишком мягкотелый начальник. Точно так же русский может быть изгнан на следующий день, так как американцы посчитают его сумасшедшим. Управленческие культуры отличаются кардинально.

Любому руководителю нужно помнить об особенностях коммуникативной культуры, чтобы избежать проблем во взаимодействии с сотрудниками.

Коммуникация в разных сферах бизнеса

Но даже среди представителей одного языка есть культуры, свойственные для разных групп. Рабочие на заводе, сотрудники дизайнерского бюро и стартаперы общаются совершенно по-разному.

У меня было несколько бизнесов в разных нишах, в том числе и производственная компания. Моё наблюдение: чем ближе люди к «твёрдым предметам», тем более прямое и настойчивое общение должно быть. Люди, работающие с «твёрдыми предметами, воспринимают настойчивость и силу как нечто стабильное. А «реверансы», вроде предложений помозгоштурмить и эффективно реализовать идею, они либо вообще не воспримут, либо отреагируют на них негативно. Это не только про слова, хотя они имеют большое значение, это также про их выражение.

Критика сотрудников

Давайте предположим, что рабочие на заводе не справились с задачей, допустили ошибку. Они нормальные и классные ребята, которые лучше руководителя знают, где накосячили. И они ожидают, что начальник даст негативную оценку такому результату. Поблажка же покажется им проявлением некомпетентности или слабого характера. Управлять сотрудниками станет сложнее.

Общайтесь на одном языке, но будьте естественны

Ещё одна ошибка — имитировать чуждую для себя коммуникативную культуру. Я рос в неблагополучном районе города Набережные Челны. Это были восьмидесятые годы, время расцвета бандитизма. У дворовых банд была своя коммуникативная культура, и если бы туда пришёл заучка-отличник, пытаясь общаться на одном языке, то его бы не восприняли всерьёз, ведь ему это несвойственно.

Так же и ваши сотрудники моментально почувствуют фальшь. В целом, я могу дать такой совет: ведите себя естественно. Если вы периодически рявкали на подчинённых, а потом, пройдя потрясающий тренинг по общению, решили изменить подход, не спешите. Я согласен, что нужно нести людям мир и добро, но всегда думайте, как это будет выглядеть с точки зрения сотрудников. Думаю, для рабочих завода просьба «повысить стандарты и изменить отношение к труду» покажется как минимум странной. Потенциальный ущерб от разочарования в руководителе намного больше, чем ущерб от повышения голоса.

Кричу ли я на подчинённых

Всё же современный бизнес — больше про мозги, нежели про мышцы. Так что всегда смотрите на последствия вашего крика. Ваша задача — сделать сотрудников более производительными, а не наоборот. Опять-таки в отношении людей, работающих с «твёрдыми предметами», это может сработать, а вот в моей сфере, консалтинге, вряд ли.

Поэтому редко кричу на подчинённых, только в каких-то экстремальных ситуациях. Все мы люди, и я могу орать, если расстроен, хотя прекрасно понимаю, что это просто выплеск негативных эмоций, не слишком полезный для моего бизнеса.

Вывод

С сотрудниками нужно общаться на понятном для них языке. Но не совершайте ошибку, имитируя чуждую коммуникативную культуру. Лучше быть собой, чем фальшивить.

Уточню, что я далеко не сторонник криков на подчинённых и использования ненормативной лексики. Но если это повышает эффективность в какой-то области, то можно в определённых ситуациях использовать этот инструмент.

— Александр Высоцкий специально для «Деловой Казахстан»

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем