Главное Авторские колонки Вакансии Образование
259 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Инструменты нематериальной мотивации персонала

Добиться того, чтобы коллектив стал сплочённым и достигал выдающихся результатов, можно не только с помощью высокой зарплаты и бонусов.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Это важно, но методы, о которых я расскажу в статье, помогут вам раскрыть творческий потенциал в сотрудниках и повысить их вовлечённость.

Инструмент 1. Привилегии

Полномочия, которые отличают сотрудников, совершивших особые достижения, от коллег. Привилегии могут быть абсолютно разными: например, кто-то будет мотивирован возможностью зайти в кабинет начальника, не постучав, а кто-то — пользоваться автомобилем компании.

Инструмент 2. Внешние символы

Сотрудникам настолько нравятся символы, что они готовы за них соревноваться. Я говорю о медалях, наградах, значках, табличках. Есть распространённая ошибка — давать символы авансом. Не думайте, что менеджер, получив звание вице-президента и значок, начнёт вести себя соответствующе. Отмечайте только тех, кто уже показал результаты. Тогда это будет инструментом мотивации для всей команды, ведь они будут знать, что символы нужно заслужить.

Инструмент 3. Тимбилдинг

Корпоративные мероприятия сближают сотрудников, а их неформальное общение и налаживание связей влияет на уровень вовлечённости. Кроме того, сотрудники видят, что компания проявляет заботу о них. Они хотят отвечать тем же, а потому вкладывают в работу своё творчество.

Хотел бы сделать акцент на том, что такие мероприятия лучше организовывать на важные даты, связанные именно с работой компании. На день рождения, конец отчётного года, выполнение стратегии, то есть так, чтобы мероприятие воспринималось не обязаловкой, а наградой за общие заслуги. Например, офлайн-подразделения Visotsky Consulting организовывают поездки в горы, если успешно завершили год и выполнили стратегические задачи, заданные владельцем. В таком случае мероприятия действительно способствуют командообразованию.

Инструмент 4. Обучение

У нас в компании есть внутреннее обучение, обязательное для всех. Но только тем, кто показывают хорошие результаты, компания оплачивает внешнее обучение, поездки на конференции. Для сотрудника это возможность вырасти как специалист, и за это он благодарит компанию.

Причём это обучение необязательно должно быть связано с должностными обязанностями сотрудников. Наша компания проводила обучение сотрудников в области персонального стиля. Это вообще не имеет отношения к тому, чем мы занимаемся (систематизация бизнеса, инструменты управления). Но сотрудники, посетив этот мастер-класс, стали гораздо увереннее. Я вижу, что человек, усилив одну сферу жизни, становится сильнее и в других, поэтому обучение (даже непрофильное) — отличный инструмент.

Инструмент 5. Карьера

Мощный инструмент, который способен прокачать цели сотрудника с первого дня прохождения испытательного срока. Когда к нам приходит стажёр, мы прописываем ему карьеру. Так, продавец может вырасти до начальника отдела продаж, руководителя департамента маркетинга и продаж, заместителя директора по административным вопросам и до генерального директора. Не думайте, что это будет казаться нереальным, наоборот, создаст правильное намерение у новичка.

Если вы этого не сделаете, сотрудник не будет стремиться к росту и развитию. Конечно, не все добираются до верхушки карьерной лестницы, но это и не так важно. Если сотрудник бесцельно стоит на месте, то от сотрудничества с ним компания ничего не выиграет.

Инструмент 6. Представитель компании

Благодаря социальным сетям этот инструмент нематериальной мотивации очень легко использовать, он эффективен. Сотрудник, получив возможность говорить от лица компании, превращается в публичную личность. Да, это подойдёт не всем, есть люди, которым не нравится повышенное внимание публики. Но они поймут, что компания им доверяет.

Часто высшие руководители страшатся этого инструмента: мол, сотрудник зазвездится и уйдёт из компании. Но если вы контролируете эту область, позволяя сотруднику публично говорить лишь о компании и её продуктах, то ничего не потеряете, тем более, если сотрудник доволен своим положением, причин уходить не будет.

Инструмент 7. Помощь в достижении личных целей

Есть множество семинаров и тренингов, которые помогут членам вашей команды больше узнать о целеполагании, определении жизненных приоритетов.

Если человек сфокусирован на цели, то это отражается и на рабочих вопросах. Он хочет много получать от работы, при этом много отдавать взамен. Как и в обучении, одна область здесь прокачивает другую, поэтому необязательно привязывать личные цели к рабочим.

Инструмент 8. Состязания

Здесь есть важное условие: битва должна быть с реальными противниками. Например, между разными филиалами холдинга или подразделениями компании. Можно устроить соревнование по уровню дохода, качества продукта или предоставления услуг, то есть пустить их энергию в мирное русло. Победителей нужно наградить и рассказать об этом во всех внутренних источниках компании.

Инструмент 9. Игры

Вообще геймификация — действенный способ внедрить непопулярные решения. В системных компаниях их легко проводить, привязываясь к статистикам (количественным показателям результатов) сотрудников, количеству часов, затраченных на обучение. Этот инструмент подходит не только для корпораций, но и компаний малого и среднего бизнеса.

У нас в компании проводится игра «Лучший сотрудник квартала». Каждое подразделение немного корректирует условия под себя. Но общий смысл — соблюдать стандарты компании, показывать хорошие результаты в работе, обучаться. Есть также игры для продавцов: закрывая сделки, они получают баллы (в зависимости от проданного продукта). Главный приз — возможность получить подарок стоимостью 1500 долларов.

Инструмент 10. Большие цели

Это не просто цели уровня «вырасти по доходу в два раза к концу года». А глобальные, масштабные. Их называют миссией, идеологией. Они могут быть не только у корпораций уровня Google. Visotsky Consulting пока не такая большая компания, но наша цель масштабная: сделать мир бизнеса хорошо организованным и эффективным. Почему же у локального продуктового магазина не может быть цели сделать жизнь жителей района комфортнее?

Вывод

Большую часть жизни мы проводим на работе. И, когда она становится не просто «местом отбывания времени с девяти до шести», а тем, чем люди гордятся, это здорово.

Используйте инструменты, о которых я рассказал в статье. Уверен, что они помогут поднять боевой дух сотрудников и развить компанию.

— Александр Высоцкий

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем