Как создать комфортную CRM-систему для своего бизнеса?
Шаблонные и уникальные CRM
Достаточное количество попыток предпринимателей адаптировать CRM-систему в свой бизнес заканчивается неудачей. Происходит это как с шаблонными системами, так и с уникальными CRM.
И если в первом случае причиной неудачи может стать отсутствие достаточной персонализации системы под конкретный бизнес, то в случае с уникальной CRM проблемой, по моему опыту, может стать неактивное участие предпринимателя в проектировании продукта. Ведь у каждого бизнеса или проекта есть свои уникальные характеристики, которые необходимо учитывать при разработке CRM-системы. И такие данные стоит сообщать при создании технического задания, да и последующих действиях.
Расскажем об основных минусах шаблонной CRM-системы:
- Низкая возможность интеграции. Большинство решений предлагают поверхностные функции, которые могут не подойти под узкие ниши. Также шаблонность предполагает, что интегрировать ее в конкретный бизнес полностью будет невозможно.
- Лишние функции. Шаблонность систем, которые рассчитаны на широкую аудиторию предоставляет в своих решениях множество функций, которые могут быть совсем не нужны. А их обилие может запутывать при адаптации и работе сотрудников, чье взаимодействие с CRM необходимо.
- Ограничения в кастомизации. Шаблонные решения хоть и могут частично редактироваться, но сделать их полностью уникальными для своего бизнеса будет невозможно.
Можем сказать, что уникальная CRM-система позволит получить интегрированное только под ваш бизнес-решение. А это даст возможности для наиболее комфортной автоматизации и масштабирования. Кроме того, уникальную систему всегда можно отредактировать или добавить в нее новые функции.
Кому необходима уникальная CRM-система?
Не будем утверждать, что создание и интеграция уникальной CRM-системы является гарантией процветания компании. Но она может существенно улучшить бизнес-процессы, если вы сосредоточены на привлечении новых клиентов, а также активной работе с клиентской базой. Также CRM позволяет собрать данные о поведении клиентов, что помогает в анализе эффективности воронки продаж.
Преимущества CRM становятся очевидными при активном масштабировании компании. Если раньше для привлечения и удержания клиента мог использоваться только один канал, то теперь возможно более широкое взаимодействие с углубленной персонализацией.
К информации в CRM может быть предоставлен доступ сотрудникам компании, что позволяет избежать временных затрат на поиск нужной информации и получить ее быстро и эффективно.
Перечислим главные преимущества уникальной CRM:
- Единый доступ через специальную платформу ко всей информации о клиентах, потенциальных заявках и т.д.
- Общую базу контактов, через которую можно продавать продукт компании или связываться с клиентами.
- Комфортный интерфейс программы, который позволяет менеджерам общаться с клиентом без затруднений.
- Настраиваемую систему доступов к информации и ролей.
- Сохранение истории общения клиентов и сотрудников.
- Систему поддержки клиентов.
- Отслеживание наиболее эффективных каналов продаж.
Ручной ввод данных сотрудниками отдела продаж более долгий, что снижает производительность. Как показывает практика, CRM-система позволит ускорить и оптимизировать рутинные действия, избавив сотрудников от монотонных задач и освободив время на более перспективные для компании действия.
Введение автоматизации с помощью CRM предоставит возможность установить стандартизированный процесс продаж, сокращая время на сделку и получение прибыли.
Этапы и особенности разработки уникальной CRM-системы
После понимания, что создание собственной CRM-системы станет оптимальным, возникает вполне логичный вопрос: «А как это сделать?»
При отсутствии опыта в программировании и команды специалистов в штате, наиболее актуальным будет заказать создание CRM у команды разработчиков.
Считаем, что создание CRM-системы — это непростой процесс, требующий также активного включения заказчика в основные процессы создания платформы. Он состоит из трех основных этапов:
1. Анализ. На данном этапе происходит анализ вашего бизнеса или проекта. Команда аналитиков будет собирать необходимые данные, которые позволят разработать максимально удобную для компании CRM-систему. Например, информацию о процессах взаимодействия с клиентом.
2. Разработка. Составляется подробное техническое задание, после которого разработчики приступают к программированию CRM-системы, учитывая возможные нюансы и желания клиента, прописанные в ТЗ.
3. Тестирование и интеграция. Для успешной работы системы команда тестировщиков исследует разработанную CRM на наличие багов вручную и с помощью автоматизированных программ. Возможные ошибки устраняются, затем система интегрируется во внутренние процессы компании.
Сколько стоит разработка CRM и какое время она займет?
Цена разработки CRM-системы индивидуальна. На нее влияют следующие факторы:
- Размер функционала. Дополнительные функции — это отдельные части кода, написание которого займет дополнительное время. А так как стоимость рассчитывается именно из ставки специалиста за час, цена увеличится.
- Иерархия уровней доступа. Далеко не всем сотрудникам предприятия нужен доступ к полной информации. Для того, чтобы спроектировать уровни владения информацией необходимо время, которое может увеличить стоимость разработки.
- Взаимодействие со сторонними сервисами. Добавление в CRM дополнительных сервисов может повлечь за собой не только расходы на интеграцию, но и оплату за пользование программами. Можем также сказать, что иногда сторонние сервисы вроде платежных систем берут комиссию за переводы в качестве платы за использование.
- Добавление мобильной версии. Создать CRM-систему можно и в виде сайта. Однако если вам необходимо и мобильное приложение, то стоимость будет выше. При желании можно разработать одну из версий или создать обе.
Сколько все стоит?
Стоимость работы индивидуальна и определяется из ставки специалистов, задействованных в разработке системы. Исходя из масштаба проекта и объема работы, цена может быть как фиксированной, так и гибкой.
Как проходит процесс разработки CRM-системы?
После определения и построения архитектуры будущей системы, команда разработчиков создает систему в выбранном фреймворке. Как правило, в команде одновременно работает от 4 до 6 человек. Работа выполняется по гибкой системе спринтов, где каждый спринт равен одной или двум неделям. При этом для каждого спринта выделяется своя цель и план.
Каждый программист команды имеет свою задачу, в которой он наиболее компетентен. Также после каждого спринта команда может проводить демонстрационные встречи для информирования клиента о результатах.
Как выбрать подрядчика для разработки уникальной CRM-системы?
Для разработки уникальной CRM-системы можно воспользоваться услугами аутсорсинга или собрать штат программистов самостоятельно.
Плюсы аутсорсинга:
- Гораздо выгоднее найма отдельного штата разработчиков.
- Полное делегирование процесса: весь процесс, а также первичную адаптацию персонала выполняет команда сторонних специалистов.
- Хорошее качество. Как правило, студии разработки дорожат своей репутацией и хорошо выполняют работу.
Но при формировании собственного штата разработчиков могут возникнуть следующие сложности:
- Команду из отдельных специалистов необходимо будет объединить и наладить комфортное взаимодействие между ними. На это необходимо время, которого может и не быть в условиях постоянно изменяющихся реалий бизнеса.
- Высокий риск нанять неквалифицированных и недобросовестных сотрудников. Особенно при отсутствии у заказчика знаний в сфере программирования, что может помешать грамотной оценке знаний и квалификации соискателей.
- Потеря времени из-за поиска сотрудников. Найти квалифицированного разработчика или нескольких — задача не такая легкая. Особенно это невыгодно, когда разработать и внедрить CRM-систему требуется в кратчайшие сроки.
Выводы
1. Собственная CRM-система дает автоматизации бизнес-процессов и создания условий для повышения эффективности работы компании, ее масштабирования.
2. Создание собственной системы CRM можно разделить на три периода: анализ, разработку и тестирование с интеграцией.
3. К плюсам уникальной CRM стоит отнести единый доступ к данным компании, общий функционал взаимодействия с клиентом, наблюдение за каналами продаж и выявление наиболее эффективных из них, настраиваемую иерархию доступа к информации для сотрудников и т.д.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/kak-sozdat-s-nulya-udobnuyu-crm-sistemu-dlya-biznesa