редакции Выбор
SaaS-сервисы: плюсы, минусы, особенности разработки
Если человеку необходимо много передвигаться с комфортом, логично купить автомобиль. Но, если поездки — редкость, проще оплатить услугу такси или каршеринг. В этом случае расходы ограничены только услугой — перемещением из пункта А, в пункт Б. При этом необходимость делать ремонт, страховку и цены на бензин не входят в круг забот.
Аналогично с программным обеспечением. SaaS в среде IT можно сравнить с такси или каршерингом: понадобилась услуга, оплачивается подписка и происходит использование. Если необходимости в услуге больше нет, то можно прекратить платежи.
Что такое SaaS
SaaS (software as a service — программное обеспечение как услуга) — сервисная модель, в рамках которой подписчик получает онлайн-доступ к нужному софту, но не отвечает за его установку, обновление и поддержку работоспособности.
Как правило, SaaS — облачное решение. Иначе говоря: вычислительные мощности (программное обеспечение) расположены на удаленных серверах в зоне ответственности поставщика, а заказчик услуги после оплаты получает доступ к ним через браузер, мобильное приложение или по API.
Ключевые особенности SaaS-модели:
- используется дистанционно;
- есть возможность совместной работы нескольких пользователей внутри системы;
- разнообразные схемы оплаты доступа — freemium модель, абонплата за выбранный период, пожизненная лицензия;
- исправность, апгрейд и сервисные мероприятия целиком лежат на поставщике услуги.
SaaS-сервисы — обычное явление, с которым многие люди сталкиваются ежедневно. Низкий финансовый порог входа и универсальность подписной модели делает их востребованными в любой рыночной нише: от корпоративной бухгалтерии до обработки личных фотографий.
Примеры SaaS-сервисов: облачное хранилище файлов Dropbox, визуальный редактор Canva, система управления клиентами amoCRM.
Плюсы Saas-платформ
Как и любой IT-продукт SaaS-решения имеют достоинства и недостатки. Расскажем о преимуществах.
Низкие финансовые затраты
Приоритетная схема расчетов большинства SaaS-сервисов — абонентская плата. Это означает, что клиенту не нужно покупать лицензию на продукт и спонсировать систему управления данными (СУБД). Серверы, инженерные коммуникации и телекоммуникационная инфраструктура — это обязанности провайдера услуги.
Быстрое развертывание
Внедрение на предприятии многоцелевого ПО — длительный процесс в несколько месяцев. Применение SaaS-решений исключает необходимость подготовки аппаратной части, а настройка облачного софта занимает считанные дни. Всё, что нужно покупателю услуги уже установлено, проверено и работает, достаточно иметь устройство, подключенное к сети.
Простая масштабируемость
В случае SaaS рост бизнеса не требует сложных схем с покупкой дополнительного оборудования и настройкой программ. Новые рабочие места, филиалы и абонентские базы легко подключаются к существующей системе. Также просто, при необходимости можно расширить существующую конфигурацию подключением нового модуля для решения специфических задач.
Защита от физического урона
Сведения о пользователях SaaS-систем зашифрованы и находятся в специальных хранилищах — центрах обработки данных (ЦОД). Оплачивая облачное ПО, клиент может не беспокоиться об угрозах и последствиях физического урона информации.
Также большинство SaaS-сервисов по умолчанию предлагают опцию автоматического бэкапа — резервного копирования. Потерянные в случае сбоя, ошибки или намеренной атаки данные будут восстановлены.
Важно: соответствие Tier I-IV (уровень надежности дата-центра) — обязательное условие сертификации любого ЦОД.
Автоматический апдейт
Об изменении версии продукта пользователь узнает из сообщений системы, за операции с ПО отвечает поставщик. Обновления проходят незаметно, в безопасном режиме: нет риска потерять важные данные при самостоятельной установке. Клиент использует самую свежую версию программы.
Повсеместная доступность
Всё, что нужно для получения услуги по модели SaaS — браузер и устройство, подключенное к сети. Не имеет значения, какие устройства компания использует для работы — ПК, планшеты или смартфоны. Неважно, где находятся сотрудники — в офисе или выполняют обязанности удаленно. В любом случае каждый из них получит полноценный доступ к корпоративной сети и нужному сервису.
Достоинства SaaS-модели очевидны. К тому же у такого подхода есть еще одно важное преимущество — он позволяет среднему и малому бизнесу получать выгоду от использования IT-продуктов высокого уровня, не выходя за рамки бюджета.
Минусы
Вот очевидные недостатки SaaS-решений:
Ограниченная функциональность
Вы не сможете сделать ничего, что выходит за рамки услуги: интегрировать стороннее ПО или внедрить новую опцию. При этом собственное локальное программное обеспечение можно масштабировать и изменять.
Безопасность данных
Конфиденциальная информация в таких областях, как здравоохранение, юриспруденция и финансы, выходя за границы серверов компании, попадает в защищенное, но все-таки чужое ПО. А это несет с собой определенные риски.
Зависимость от интернет-соединения
Принцип удаленного сотрудничества в любой отрасли, SaaS в том числе, предполагает стабильную связь между поставщиком и потребителем услуги. Отключение или недостаточная скорость интернета лишает облачные сервисы большинства преимуществ.
Варианты монетизации для владельцев SaaS-систем
Если изменить точку зрения и оценить потенциал SaaS-сервисов с позиции владельца, а не пользователя, модель оказывается не менее эффективной. Вот лишь некоторые способы заработать на продаже доступа к облачному ПО.
- Подписка: клиент оплачивает услугу раз в неделю, месяц, год. Для дорогого нишевого продукта, это лучшая схема
- Реклама: мощный трафик пользователей сервиса увеличивает вероятность заработка на продаже сопутствующих услуг и товаров. Главное — угадать ЦА.
- Единоразовый платеж: пожизненный доступ к продукту можно продать всего один раз, но за цену, превышающую стоимость подписки.
- Freemium: базовый набор опций предлагается бесплатно, а возможности расширенного пакета продают за деньги — подписку или единоразовый платеж.
- Донаты: старый как мир способ — попросить денег на развитие проекта. Единственное, сервис должен приносить хоть какую-то пользу.
Чтобы IT-продукт стал востребованным, нужна хорошая идея, достаточно многочисленная целевая аудитория и грамотный разработчик. О том, из каких этапов состоит создание SaaS-платформы, расскажем дальше.
Разработка SaaS-сервиса
Сложность и продолжительность разработки платформы зависят от многих факторов: сегмента рынка (B2B/B2C), назначения, количества опций, которыми планируется привлекать пользователей. Приведем общую схему.
- Анализ ЦА и рынка. Какой бы мощной ни казалась идея, прежде чем приступать к реализации, следует провести анализ: узнать целевую аудиторию и ее потребности, определить сильные и слабые стороны конкурентов, измерить масштаб рынка, на котором вы собираетесь работать.
- Постановка целей. Собранную ранее информацию нужно систематизировать. Если первоначальная идея не потеряла потенциала, обозначить задачи и пути их решения.
- Расчет рентабельности. Здесь принимается окончательное решение о целесообразности проекта и методах его реализации.
- Создание UI прототипа. Обращаться к разработчикам лучше с макетом, схемой, из которой будут понятны логика и динамика взаимодействия пользователей со структурой платформы.
- Работа над архитектурой. Превращение прототипа в рабочую модель. Разработка микросервисов, настройка корректного взаимодействия между отдельными модулями.
- Внешний вид. Работы над дизайном платформы ведутся параллельно программированию. Как правило, до принятия окончательного решения, создается несколько концепций интерфейса.
- Тестирование. Проверка жизнеспособности результата, поиск ошибок. К SaaS-платформе применяются различные сценарии и нагрузки для оценки стабильности систем и компонентов.
- Запуск. Сервис выпускают на рынок. Отклик целевой аудитории на появление нового продукта — ценная информация, на основе которой ведется доработка проекта.
Важно: работа над качеством SaaS-платформы не прекращается после запуска. Даже если метрики показывают, что продукт принят ЦА благожелательно и у него есть перспективы, не стоит останавливаться на текущих позициях.
Непрерывное развитие — внедрение новых опций, работа над вовлеченностью подписчиков и стремление превзойти конкурентов — единственный способ оставаться востребованным как можно дольше.
Вывод
SaaS-сервисы — данность нашего времени. Они решают множество задач, финансово доступны, нетребовательны к аппаратному парку, и применимы везде, где есть интернет-подключение.
Разработка SaaS-решений — сложный процесс, его невозможно оценить и реализовать не имея опыта. Даже готовые «коробочные» решения, которые обещают быстрый и недорогой запуск, требуют профессионального участия.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/chto-takoe-saas-i-zachem-onvashemu-proektu