Этапы разработки мобильного приложения
Иерархия процессов
Несмотря на внешнюю схожесть и даже некоторую шаблонность проектов, заметим, что каждый из них персонализируется. Где-то, ради сокращения сроков и будет рациональнее объединить этапы, где-то, напротив, целесообразнее пройти каждый из них максимально тщательно.
В целом же, разработка мобильных приложений подразумевает следующий порядок действий:
- Продуктовая аналитика.
- Спецификация и вайрфреймы.
- Оценка и планирование.
- Дизайн.
- Программирование.
- Тестирование.
- Запуск.
Далее рассмотрим более подробный путь приложения от проверки работоспособности идеи до финала — передачи клиенту и публикации в магазине приложений.
- Продуктовая аналитика
У заказчика, как правило, есть идея продукта и видение того, какие функции он содержит, какие задачи решает и кем будет востребован. Однако для начала работы этого недостаточно, нужен всесторонний анализ потенциала приложения с последующей систематизацией данных.
Задачи этапа:
- сегментировать целевую аудиторию (ЦА);
- определить популярные модели взаимодействия пользователей с аналогичными сервисами;
- изучить конкурентоспособность продукта;
- сформулировать уникальное торговое предложение (УТП);
- построить гипотезы, объясняющие мотивы поведения посетителей;
- сформировать критерии минимально жизнеспособного продукта (minimum viable product, MVP).
Метрики, используемые в поиске данных, отличаются в зависимости от ниши, к которой относится продукт и задач, решаемых с его помощью. Игнорировать этот момент не стоит, так как неверные критерии отслеживания дают неточную выборку.
Сбор и систематизация информации, предваряющие процесс разработки — важный этап. Качественно проведенная продуктовая аналитика значительно облегчает адаптацию продукта к потребностям ЦА, в итоге сокращая смету и время, затраченное на внедрение мобильного приложения.
Срок исполнения этапа зависят от масштаба, предметной области и бизнес-целей проекта. В среднем аналитика занимает около месяца или 100 часов работы.
- Спецификация и вайрфреймы
Задача этапа — сформулировать подробные технические требования к функциональности и дизайну мобильного приложения. Целью является донести до команды разработчиков четкое понимание плана реализации проекта.
Спецификация — дорожная карта, содержащая требования к программному продукту. Документ служит базой для формулировки и фиксации общих, понятных заинтересованным сторонам тезисов, функций и нагрузок программного обеспечения.
Хотя детали спецификации могут меняться вместе с новой задачей, «ядро» требований остается постоянным. Его составляющие:
- введение — цели, термины, представление ЦА, масштаб проекта;
- описание — видение и функциональность программы, детальная классификация пользователей, операционная среда, стандарты, предположения и зависимости;
- требования к внешним интерфейсам — пользовательскому (UX), программному, оборудования и коммуникаций;
- нефункциональные требования — производительность, конфиденциальность данных и безопасность системы, критерии качества продукта;
- прочее — глоссарий, каталог моделей процессов, перечень базовых задач.
В отличие от технического задания спецификация не описывает технику достижения результатов, а лишь указывает критерии реализации проекта, оставляя выбор инструментов и решений на усмотрение разработчика.
Важно: описание всех сущностей, сценариев и требований должно быть максимально точным, исключающим двусмысленность, понятным любому, кого касается данный документ.
Вайрфрейм — визуальная схема страницы, набросок структуры, фиксирующий идею расположения и взаимодействия элементов, без сложной, длительной отрисовки. Обычно схема выполняется в серо-белых тонах и показывает с разной степенью детализации путь пользователя для одной страницы или сайта целиком.
Совокупный результат использования спецификации и вайрфреймов позволяет получить четкую, предельно формализованную структуру будущего приложения и объективно оценить ресурсоемкость разработки.
Срок исполнения и стоимость этапа рассчитываются исходя из результатов продуктовой аналитики и масштабов проекта.
- Оценка и планирование
Задача этапа — оценить объем работы, конвертируя трудозатраты в удобные для измерения единицы. Данные для сметы берутся из спецификации. Базовые пункты итогового документа:
- демонстрация структуры продукта (общий объем работ);
- расписание участия в проекте профильных специалистов;
- стоимость работ;
- сроки реализации;
- оценка вероятности наступления рисковых ситуаций с перечнем мер по предотвращению и ликвидации последствий.
Срок исполнения: три дня.
- Дизайн
Задача этапа — разработка графики: экраны, фоны, кнопки, шрифтовые пары. Параллельно проводится проверка юзабилити: эргономики и комфорта взаимодействия с элементами страниц. Работа над дизайном включает следующие фазы:
- выстраивание дизайн-концепции — уникального художественного стиля продукта, брендирование;
- сборка UI-кита — набора готовых, часто используемых элементов и шаблонов пользовательского интерфейса;
- создание дизайн-макета — визуального образа мобильного приложения, демонстрирующего внешний вид страниц после верстки и с разными вариантами наполнения;
- динамического прототипа — интерактивной анимированной версии продукта, позволяющей оценить качество интерфейса.
Дизайн — первое, что видит пользователь, устанавливая или открывая мобильное приложение. Качественная графика, продуманное расположение кнопок и умело подобранная цветовая гамма создают нужное настроение и подталкивают посетителя к целевому действию.
Срок исполнения: работы над визуальной частью ПО занимают, в среднем, две недели или 80 часов работы.
- Программирование
Задача этапа — написание кода, построение архитектуры, Back-end и Front-end разработка. Для комплексных и сложных проектов используется тактика MVP.
Существует два вида реализации приложения:
- нативный — разработка отдельной версии мобильного приложения для каждой платформы;
- кроссплатформенный — использование кода, универсального для всех платформ.
С точки зрения техники, гибкости настроек и качества интерфейсов нативная разработка более релевантна, но у нее более высокая стоимость за две версии приложения по отношению к кроссплатформенной разработке.
Сроки исполнения: от 160 часов работы (от одного месяца).
- Тестирование
Задача этапа — тестирование мобильного приложения с целью выявления недостатков и ошибок.
С учетом разнообразия устройств, операционных систем, прошивок и конфигураций разрабатываемого ПО, предусмотреть все негативные сценарии сложно.
Цель проверки продукта на стабильность, совместимость и безопасность достигается привлечением специалиста-тестировщика, который проверяет функциональность UI/UX, выясняет качество и порядок запросов разрешений, устанавливает отказоустойчивость баз данных и т. д.
По результатам тестирования создается отчет с детальным перечнем ошибок и рекомендациями по устранению.
Сроки исполнения: от 40 часов работы или от одной недели.
- Запуск приложения
Задача этапа — передача мобильного приложения заказчику и/или публикация в магазинах приложений, после чего продукт может быть переведен в стадию поддержки или же сотрудничество прекращается.
Следует учитывать, что перед появлением в открытом доступе ПО проходит модерацию в магазине приложений. Длительность процедуры зависит от загруженности персонала маркета, категории приложения, авторитета разработчика.
Вывод
Средний срок разработки мобильного приложения обычно занимает от четырех месяцев. Стоимость такой работы в студиях разработки стартует от одного миллиона рублей.
Разработка мобильного приложения требует слаженной командной работы, причем для конечного результата важен уровень экспертизы каждого специалиста.
Оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/etapy-razrabotki-mobilnyh-prilozhenij