Как составить техническое задание на разработку сайта
Зачем составлять ТЗ для сайта
Техническое задание (ТЗ) — детальный список требований, инструкция к сборке сайта. Подробный и понятный документ упрощает разработку, приближает сроки запуска, сокращает бюджет проекта и служит гарантией того, что стороны понимают друг друга и одинаково видят конечный результат.
Составление ТЗ — этап, на котором закладывается фундамент взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком.
Внимание участников к деталям, оперативность, коммуникабельность, гибкость реакции на изменения — все эти критерии проявляются именно здесь и позволяют сделать обоснованный вывод о перспективах дальнейшего сотрудничества.
Важно: согласованное и подписанное сторонами техническое задание на разработку является юридическим аргументом при решении спорных ситуаций.
Зачем ТЗ заказчику
Составление ТЗ для сайта наделяет заказчика целым рядом преимуществ:
- Описание структуры и дизайна страниц будущего сайта, дает возможность получить представление о результатах разработки заранее, оценивая сложность проекта, сроки его реализации и точную стоимость проекта;
- детализация требований на этапе техзадания, позволяет оптимизировать разработку еще до начала активных работ, избегая ненужных расходов в будущем;
- формулируя цели и планируя процессы в рамках составления технического задания на разработку сайта, подрядчик демонстрирует клиенту уровень компетентности и вовлеченности в проект;
- ТЗ — это проверочный список, требования и пункты которого выступают в качестве контрольных точек, по ним легко отслеживать промежуточные и финальные результаты;
- составленное на профессиональном уровне техзадание будет понятно любому специалисту, поэтому замена исполнителя по ходу работ не потребует длительной и дорогой адаптации новых участников проекта.
Зачем ТЗ разработчику?
Упорядоченный список требований к разработке сайта работает на общую цель — лучший результат из возможных. С этой позиции, наличие четкого техзадания для подрядчика кажется не менее полезным:
- ТЗ на разработку сайта помогает организовать вопросы, цели и пожелания клиента в единую, технически обоснованную, понятную всем участникам сборки, систему;
- документ, в котором зафиксированы требования к функциональности и дизайну, ограничивает масштаб несанкционированных правок, доработок и претензий со стороны заказчика;
- профессиональная работа над составлением техзадания — прекрасная возможность для разработчика показать свой скилл и завоевать расположение клиента в самом начале работ.
Как составить ТЗ для сайта?
Идеально, когда исполнитель и заказчик работают над техническим заданием одной командой, обмениваясь идеями и сообща создавая структуру, концепцию и дизайн проекта.
На деле, чаще всего, стороны выбирают промежуточный вариант, где ТЗ составляет разработчик, сверяя собственное видение ключевых моментов с заказчиком.
Структура технического задания на разработку сайта
Что такое хорошее ТЗ? Есть несколько вполне четких критериев, ориентируясь на которые вы получите нужный результат.
Над ТЗ работает профессионал — технический писатель
Нельзя сделать правильное техническое задание на разработку сайта, бегло пролистав выдачу и взяв за основу пару шаблонов из топа. Такую работу следует поручить специалисту с навыками в данной области, и, желательно, знакомому на практике с правилами сайтостроения.
В то же время, если заказчик заинтересован в качестве результата, он не должен оставаться в стороне, а, напротив, активно участвовать в процессе. Среди прочего:
- доносить до разработчиков цели и задачи проекта;
- делиться информацией о целевой аудитории сайта;
- приводить примеры хороших/плохих, по его мнению, ресурсов конкурентов;
- внятно излагать собственные идеи и пожелания относительно функциональности и внешнего вида сайта или приложения.
Можно упростить этап предварительного знакомства и ускорить сбор базовой информации по проекту, если перед тем как писать ТЗ на сайт, клиент соглашается заполнить бриф.
Бриф — анкета с вопросами (опросник), ответы на которые знакомят разработчика с ключевыми тезисами проекта.
Его следует отличать от техзадания, которое прописывается максимально детально и обладает юридической силой, в то время как бриф сообщает лишь общее описание проекта.
Хорошее ТЗ исключает вторые смыслы
Техзадание — это не про красоту слога и художественное описание вещей. Главное отличие профессионального ТЗ — предельная ясность формулировок. В нём не должно быть двойственных понятий, допускающих несколько смыслов.
Прилагательные: красивый, удобный, современный — это субъективная оценка предмета. Чтобы заказчик и разработчик видели процессы и цели одинаково, структуру, дизайн и контент следует описывать настолько детально и четко, насколько это вообще возможно.
Хорошее ТЗ содержит максимум цифр, характеризуя требования к разработке в конкретных единицах — загрузку страниц в секундах, размер изображения в пикселях и т. д.
У ТЗ есть глоссарий
Техническое задание на создание сайта пишется для разработчиков и клиентов. И если для первых чтение текста, составленного на профессиональном языке — привычное занятие, то у вторых могут возникнуть трудности с пониманием специфической терминологии.
Оптимальное решение — расшифровка сложных слов и выражений в прикрепленном к основному документу приложении — глоссарии.
Хорошее ТЗ не оставляет открытых вопросов, а заказчик не обязан владеть привычным лексиконом кодеров и дизайнеров. Чем меньше незнакомых понятий в тексте, тем эффективнее коммуникация.
В техзадании есть требования к средствам разработки
ТЗ на создание сайта обязательно содержит полное описание всех инструментов, используемых в разработке: фреймворков, библиотек, редакторов. Отдельно стоит зафиксировать порядок и условия размещения готового сайта: чья это зона ответственности, будет ли это хостинг клиента, каковы его параметры и т. д.
ТЗ полностью раскрывает структуру сайта
Детально описанная структура сайта — основа техзадания. Мало составить логичную схему, объединяющую нужные категории и подсистемы в слаженный механизм, приносящий прибыль клиенту. Эту взаимосвязь нужно подробно и понятно объяснить всем участникам проекта.
Эффективный прием, упрощающий понимание типа структуры, уровней вложенности и цепочек навигации — акцент на сущностях. Это модели, которые можно классифицировать по идентичным признакам, используя как шаблон. ТЗ для сайта может содержать произвольное количество таких моделей.
ТЗ описывает все страницы
Исполнитель и заказчик проекта должны одинаково ясно представлять принципы и процессы, лежащие в основе структуры и наполнения сайта. Как правило, эта задача решается двумя способами:
- списком, который подробно перечисляет порядок, иерархию и состав всех страниц сайта;
- прототипом, упрощенным макетом сайта, в котором связь элементов показана визуально.
Планируя и описывая в техзадании основные разделы, не стоит упускать из вида такие элементы, как: страницу 404, форму входа и регистрации, оформление полей поиска и т. д.
ТЗ демонстрирует сценарии взаимодействия
Для сайта с необычной либо сложной структурой, попытки продемонстрировать динамику взаимодействия элементов при помощи общего списка или статичного изображения, может оказаться недостаточно. В этом случае используют сценарии взаимодействия — схемы, которые описывают динамику какого-либо действия максимально детально.
Пункты сценария:
- путь пользователя по сайту в рамках целевого действия;
- промежуточные точки, варианты действий пользователя на пути к цели;
- перечень объектов на пути пользователя и способы его взаимодействия с ними;
- характеристики и требования к этим объектам.
Насколько детально прописывать тот или иной сценарий стороны решают отдельно, сообразуясь с политикой проекта. Тем не менее не следует забывать, что развернутый, насыщенный деталями образец ТЗ на сайт значительно упрощает труд разработчиков, а для заказчика служит критерием соответствия результатов на этапе приемки работ.
В ТЗ указан ответственный за контент
Готовую структуру нужно наполнить контентом. Критерии этого процесса определяют заранее, фиксируя выбор в документе.
Варианты решений:
- производство контента ложится на разработчика и входит в общую стоимость проекта;
- материалы создаются исполнителем, но за отдельную плату, которая оговаривается и прописывается в ТЗ заранее;
- наполнением сайта занимается заказчик.
Как и на остальных этапах разработки критерии наполнения сайта контентом детально и максимально конкретно прописываются в документе
Важно: если контент на сайт поставляется клиентом, а размещением занимается исполнитель, в ТЗ необходимо указать график передачи материалов, чтобы исключить споры из-за возможных изменений сроков выполнения работ,
ТЗ раскрывает дизайн
Оценка внешнего вида готового сайта без опоры на четкие критерии — процесс субъективный. Во избежание споров между сторонами в момент приемки работ, характеристики всех визуальных элементов описывают как можно более подробно и тщательно.
Вывод
- Техзадание — свидетельство профессионального подхода к разработке.
- Правильно оформленный документ имеет юридическую силу.
- Детальное ТЗ экономит бюджет и уточняет сроки разработки.
- Наличие у сторон согласованного технического задания снижает вероятность спорных моментов.
- Обстоятельное техзадание — лучший чек-лист для приемки готового сайта.
Ссылка на оригинал статьи: https://sibdev.pro/blog/articles/kak-sostavit-tekhnicheskoe-zadanie-na-razrabotku-sajta