редакции Выбор
Интернет-магазин мерча для сотрудников: зачем он нужен и как его запустить?
Для начала разберемся, что же такое интернет-магазин для сотрудников. ー Это онлайн-платформа, созданная работодателем специально для персонала, где можно приобрести корпоративную продукцию за участие в конференциях или выполнение годовых KPI.
«Покупать», к слову, можно не только мерч. Почему бы не предложить сотрудникам абонементы в спортивный зал или поездку на базу отдыха? Да что угодно, главное, чтобы это вдохновляло их быть активными, а компании приносило профит.
Что особенного в корпоративных интернет-магазинах?
Внутренние веб-шопы не похожи на стандартные интернет-магазины. У них свои особенности:
- Отсутствуют финансовые расчеты
Чаще всего инициаторы проектов придумывают свои «валюты»: баллы, коины, пряники, плюшки.
- Доступ к ресурсу имеют только сотрудники
Сайт не предназначен для широкой общественности, его пользователи ー сотрудники. Хотя, бывают случаи, когда магазин мерча «открывают» и для внешней аудитории. Например, если компания проводит благотворительную акцию и хочет привлечь внимание журналистов, клиентов и другие ЦУ к проекту.
- Забрать «покупку» нужно будет у коллег
В обычном магазине товар получают на кассе. Заказ, сделанный на Wildberries, ー в пункте выдачи. А вот сувенир из корпоративного интернет-магазина отдадут в отделе по работе с персоналом или пришлют по почте.
Кто запускает интернет-магазины мерча
Онлайн-платформы с продвижением мерча популярны в крупных торговых компаниях, на заводах, в IT-компаниях. Kaspersky, например, предлагает своим специалистам множество изделий: от ручек с корпоративной символикой до верхней одежды, созданной в коллаборации с известными брендами.
В 2023 году корпоративный интернет-магазин появился и у Simtech Development. Он получил название Simtech Market. Айрат Нуртдинов, HR-директор компании, рассказывает:
ー Для нас магазин мерча ー инструмент для продвижения корпоративной культуры и формирования доверительных отношений между персоналом и работодателем. Это также отличный способ повысить узнаваемость бренда. Например, разработчики Simtech Development любят брендированные толстовки ー они мягкие, стильные и удобные. Сотрудники носят их не только на работе, но и в обычной жизни: когда идут в магазин, в кино, даже на дни рождения. Люди обращают на них внимание, проявляют любопытство. И вот уже человек, сидящий за столиком в кафе напротив коллеги, гуглит в интернете, что это за компания такая ー Simtech Development.
Функционал корпоративного интернет-магазина
Корпоративные веб-шопы должны предусматривать ряд особых функциональностей:
- интеграцию с внутренними системами компании, такими как управление ресурсами предприятия (ERP) или учет рабочего времени;
- возможность фиксировать активности сотрудников и начислять за них бонусы;
- надежную систему безопасности, гарантирующей конфиденциальность информации и защиту данных сотрудников.
В целом, функционал зависит от целей и бизнес-процессов заказчика. На их обсуждение у команды разработки уходит бОльшая часть времени. Далее требования систематизируются и постепенно внедряются на проект.
Как разрабатывали Simtech Market
Александр Токарчук, руководитель группы программистов, рассказывает:
ー Наш корпоративный интернет-магазин был разработан по просьбе коллег из HR-отдела. Они хотели иметь простой и понятный инструмент мотивации сотрудников.
Мы спроектировали архитектуру сайта и схему базы данных, разбили проект на блоки и приступили к разработке.
Backend-часть написали на PHP 8.2, Laravel 10, MariaDB 10.6. Frontend ー на Vue3, Vue router, Laravel mix.
Пока верстался фронт, мы работали над функционалом администратора, которому предстояло управлять товарами, заявками, начислением бонусов, отправкой уведомлений пользователям.
Затем в работу включился тестировщик. Он указал нам на ошибки, и мы еще пару недель исправляли баги. Ну, а когда все стало работать, как надо, запустили MVP (minimum viable product, первую «минимально жизнеспособную версию продукта»).
Базовые функции MVP корпоративного интернет-магазина
Simtech Market получил следующий функционал:
- Регистрация и авторизация пользователей (проходит через Google-авторизацию).
- Определение и назначение ролей (администратор, пользователь).
- Возможности администратора:
- управление ассортиментом (создание и удаление карточек товаров, редактирование контента),
- формирование заданий для сотрудников (например, подготовить доклад к конференции).
4. Возможности пользователей:
— просмотр и выбор товаров/услуг из каталога,
— оформление заказа,- редактирование корзины (удаление ненужных позиций, добавление новых),
— отправка заявки на выполнение задания,- оплата заказа коинами.
5. Зачисление коинов на баланс сотрудника в его личном кабинете.
Айрат Нуртдинов, HR-директор Simtech Development, дополняет:
ー Расскажу чуть подробнее про так называемые «задания». Допустим, в следующем месяце к нам в компанию планируют прийти школьники с экскурсией. Я или мои коллеги из HR публикуем в интернет-магазине задание: подготовить презентацию о компании и программу мероприятия (что будем показывать, с кем знакомить и т.д.).
Сотрудники получат уведомления по почте, и желающие взять это задание отправят заявку. В личном кабинете пользователя при этом появится соответствующая задача и статус «В работе». После экскурсии он изменится на «Выполнено». Баланс сотрудника пополнится коинами, и их можно будет смело потратить или оставить и копить на что-то более грандиозное.
Итоги
Интернет-магазин мерча ー это отличный инструмент для работы с персоналом, который позволяет:
- сплачивать сотрудников;
- вдохновлять их на активное участие в корпоративной жизни,
- сохранять единство стиля;
- знакомить аудиторию с брендом;
- продавать корпоративные сувениры не только внутри компании, но и за ее пределами.
Например, «Сбербанк», VK и Ozon предлагают в своих внутренних магазинах брендированный мерч не только сотрудникам, но и всем желающим. Хотите, мы сделаем для вашей компании не хуже? Напишите нам!