Главное Авторские колонки Вакансии Образование
171 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Как запустить маркетплейс в 2024 году

В электронной коммерции существует две основных бизнес-модели: интернет-магазины, где владелец бизнеса и продавец — это одно лицо, и маркетплейсы — платформы, где представлено множество вендоров или продавцов. Сегодня мы расскажем о втором варианте, поскольку именно маркетплейсы демонстрирует впечатляющий рост.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Зачем запускать маркетплейс?

Маркетплейс — это торговая платформа с несколькими продавцами, называемыми вендорами, где они продают свои товары или услуги. Покупатели приходят на маркетплейс и получают возможность приобрести товар у разных вендоров.

Перечислим несколько причин, почему запуск маркетплейса — очевидный выбор при переходе действующего бизнеса в онлайн или создания бизнеса с нуля сразу в онлайн-формате:

  1. Увеличение дохода. Маркетплейс поможет вам охватить более широкую аудиторию и увеличить продажи за счет ассортимента разных продавцов.
  2. Рентабельность. Создание маркетплейса является более выгодным, чем открытие физического магазина или продажа через сторонних розничных продавцов.
  3. Масштабируемость. Маркетплейс позволяет легко масштабировать бизнес за счет добавления новых товаров или услуг без необходимости в дополнительном физическом пространстве магазина.
  4. Данные о клиентах. Онлайн-платформы для маркетплейсов позволяют собирать ценные данные о клиентах, которые помогут вам лучше понять свою целевую аудиторию и улучшить вашу маркетинговую стратегию.
  5. Гибкость. Онлайн-площадкой можно управлять из любой точки планеты и в любое удобное время.
  6. Улучшение качества обслуживания клиентов. Маркетплейс позволяет обеспечить бесшовный и удобный процесс совершения покупок для ваших клиентов, что приводит к повышению их лояльности и удовлетворенности.

Виды маркетплейсов

В зависимости от целевой аудитории маркетплейсы подразделяются на:

  1. B2C (бизнес для потребителя). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг напрямую покупателям-физическим лицам. Примеры: Ozon, Wildberries и Lamoda.
  2. B2B (бизнес для бизнеса). Эта модель предполагает продажу товаров или услуг другим юридическим лицам. Примеры: Allbiz и Пульс Цен.
  3. B2B2C (бизнес-бизнес-потребителю). Здесь покупателями могут быть как физические, так и юридические лица. Пример: Комус.
  4. P2P (одноранговая сеть). Здесь сделки выполняются между частными лицами напрямую. Примеры: Яндекс.Такси и Авито.
  5. D2C (Direct-to-Consumer). Онлайн-платформы, которые позволяют производителям продавать свою продукцию напрямую клиентам без посредников. Такие маркетплейсы становятся популярными, поскольку все больше потребителей предпочитают покупать товары непосредственно у производителя.

Еще одна классификация основывается на том, что продается на маркетплейсе:

  1. Маркетплейс товаров. Среди маркетплейсов, продающих исключительно товары, можно выделить Lamoda и Ozon.
  2. Маркетплейс услуг. Платформы, ориентированные только на продажу услуг — Фриланс.ру и Профи.
  3. Все в одном. Эта модель предполагает продажу товаров и услуг на одной платформе. Пример: Авито.

Альтернативно маркетплейсы можно разделить на:

  1. Нишевые. Эта модель предполагает создание маркетплейса для определенной ниши. Вы можете сосредоточиться на какой-то отрасли, которую вы знаете лучше всего: модной одежде, фармацевтике, автомобильных запчастях или любых других товарах/услугах, о которых у вас есть глубокие знания. Примеры: ВсеИнструменты.ру и М.Видео.
  2. Универсальные. Маркетплейсы, предлагающие широкий спектр товаров и услуг без определенной специализации. Примеры: Lamoda, Яндекс.Маркет, Wildberries.

В зависимости от географии присутствия маркетплейса бывают:

  1. Международные. Международный маркетплейс предполагает обмен товарами, услугами и идеями между странами мира независимо от их местонахождения.
  2. Локальные или региональные. Такие маркетплейсы соединяют покупателей и продавцов в пределах географического региона. Это позволяет людям покупать и продавать товары или услуги в пределах своего сообщества, способствуя местной торговле и поддерживая малый бизнес.

В зависимости от модели монетизации, владелец может получать доход за счет:

  1. Комиссии за услуги. На таких маркетплейсах взимается процент от каждой транзакции, совершенной на платформе. Эта модель часто используется платформами, на которых продают физические товары.
  2. Подписки. Платформы, работающие по подписке, взимают регулярную плату за доступ к маркетплейсу. Эту модель обычно используют бизнесы, предоставляющие доступ к цифровым продуктам или услугам.
  3. Гибридные. Такие маркетплейсы сочетают в себе модели комиссии и подписки. Например, платформа электронной коммерции может взимать комиссию с продаж, совершенных продавцами, но также предлагать этим продавцам премиальные услуги подписки для получения дополнительных привилегий и преимуществ.

Какими характеристиками должен обладать маркетплейс

Независимо от типа маркетплейса, есть ряд характеристик, которые определяют качественно спроектированный маркетплейс:

Удобный интерфейс

Расширенные возможности поиска и фильтры

Безопасные платежные шлюзы

Встроенные инструменты продавца, чтобы вендоры могли управлять своими товарами, запасами и заказами.

Настраиваемые витрины для вендоров

Инструменты аналитики и отчетности

Система отзывов и рейтингов

Удобный мобильный дизайн

Интеграция с корпоративными сервисами

Поддержка нескольких языков и валют

Как создать сайт для вашего маркетплейса

Существует два варианта, как вы можете создать онлайн-маркетплейс: написать код с нуля, например, на современном фреймворке Laravel или использовать готовую платформу, например, CS-Cart с индивидуальной доработкой функционала.

Как создать MVP маркетплейса

Для тех, кто только стартует онлайн-продажи, мы всегда рекомендуем начинать с создания MVP маркетплейса. MVP (минимально жизнеспособный продукт) маркетплейса — это базовая версия проекта, которую можно запустить для тестирования рынка и сбора отзывов от пользователей. Обычно MVP включает в себя только основные функции, необходимые для совершения покупки.

В целом, при разработке первой версии маркетплейса основное внимание уделяется созданию простого и интуитивно понятного пользовательского интерфейса и панели вендора при сокращении времени и затрат на разработку полноценного приложений на начальном этапе. Именно поэтому готовые CMS, такие как CS-Cart, идеально подходят для MVP, ведь в них уже есть встроенный функционал для быстрого запуска проектов.

Также уже на этапе MVP важно учитывать масштабируемость используемой платформы, чтобы быть уверенными в возможности дальнейшего развития бизнеса. Идеальным решением будет проектирование архитектуры будущего сайта для выбора подходящего техстека для вашего проекта и понимания того, что доступно по умолчанию в выбранной платформе, а что нужно разрабатывать с нуля или расширять с помощью кастомной доработки.

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем