Спецификация на eCom-продукт: кому, зачем?
Чем спецификация отличается от ТЗ и брифа?
Классическое ТЗ в eCommerce предполагает подготовку по стандартам ГОСТ 34, IEEE 29148-2011, Rational Unified Process. Его подготовка — сложный процесс, он требует большого количества времени и трудоресурсов, а также специального оформления. В конечном счёте это лишь увеличивает стоимость продукта.
Бриф — это «анкета». Она помогает исполнителю понять, что хочет клиент. Примеры вопросов брифа на дизайн, к примеру, могут быть такими:
- Есть ли фирменный логотип, брендбук?
- Укажите сайты, которые вам нравится и элементы дизайна, на которые нам следует обратить внимание.
- Что недопустимо на сайте?
- Опишите требования к дизайну
И все же бриф — это не документ, он не фиксирует договоренностей и не имеет юридической силы.
Оптимальным решением является спецификация. В Simtech Development это развернутое описание требований к работе, которое составляется, согласовывается и утверждается обеими сторонами сделки.
Кто и когда составляет документ?
В действительности, оформить спецификацию может как заказчик, так и исполнитель. Однако лучше всего — если это совместная работа. Почему? Потому что клиент не всегда понимает, что хочет получить в результате работ, или какими инструментами может быть реализована идея. Тогда спецификация получается «размытой» и непонятной.
Исполнитель же не владеет знаниями и тонкостями клиентского бизнеса, и без пояснений сделает лишь универсальное описание. Поэтому залог успешной спецификации — это коллаборация всех участников процесса.
Что указывается в спецификации Simtech?
В титульной части — наименование работы, название проекта, дата составления, используемый стек технологий и его характеристики.
В основной части подробно описывается, что будет сделано и какие у проекта ограничения.
Третий раздел посвящен тому, каким образом будет проходить тестирование, для каких систем и браузеров разрабатывается модификация, какие домены и версии платформ участвуют.
Четвертый раздел описывает способы коммуникации с заказчиком. Здесь указываются возможные каналы для общения, а также удобное время.
Следом обсуждается то, каким образом происходит приемка и передача выполненной работы. Как правило, это сначала демонстрация на тестовом магазине с последующим переносом на живой сайт.
В заключении указываются сроки и стоимость работ.
Когда спецификация не нужна
Бывает, что без спецификации можно обойтись. Это те случаи, когда сначала разрабатывают и выпускают небольшой прототип, а затем собирают обратную связь, постоянно дополняя требования на основе собранных данных. Такой способ подходит для крупных проектов с размытыми требованиями, поскольку позволяет совместно выработать продукт, наиболее подходящий целевой аудитории.