редакции Выбор
Как проверить eCom-проект на жизнеспособность?
Предположим, у вас есть желание запустить свой интернет-магазин или маркетплейс. Но где гарантии, что вы не ошиблись с нишей, целевой аудиторией, товарами? Запускать онлайн-продукт в наше время без уверенности в его самоокупаемости и будущей прибыльности, — почти безумие. Никому же в голову не приходит бурить нефтяную скважину, не будучи уверенным, что в этой местности есть нефть. Для проверки eCom-проекта нужен MVP.
MVP — это онлайн-магазин с БАЗОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ для торговли в интернете. Почему акцент на базовых инструментах? Потому что клиенту важно понять: речь идет не о геймофикации, летающих по экрану баннерах или технически сложных решениях. MVP — минимальный набор. Он нужен, чтобы быстро проверить бизнес-гипотезу, получить практический опыт и feedback от покупателей. Его предназначение — апробация проекта, в которую начинающий предприниматель вложит 10-30 % бюджета. И это лучше, чем потерять все 100 %, если бизнес-план окажется провальным.
Какую информацию нужно собрать перед запуском MVP
До разработки MVP клиенту необходимо иметь четко сформулированные требования к проекту: как он должен выглядеть, как работать? При этом идеи заказчика бывают чрезмерно сложны, в то время как профессиональные разработчики знают простое решение или могут обосновать иррациональность предложения. Это все к чему? Перед запуском заказчик и эксперты ИТ-компании должны прийти к единому пониманию целей и задач. В этом помогут:
- Анализ ЦА и конкурентов
- Описанием бизнес-процессов, функциональности
- План развития проекта, например, нагрузка на сайт или способы монетизации проекта
- User-cases (описание сценариев работы при определенных ситуациях, например, что происходит при регистрации пользователя).
Далее определяем сам MVP
Работа над ним строится в 3-х направлениях:
- настройка программы под запрос клиента (информация о компании, определение бизнес-модели, настройка фильтров и каталогов товаров, система ценообразования, стилистика);
- интеграция сервисов: платежные системы, логистика, финансовая и бухгалтерская отчетность;
- доработки (дорожная карта развития проекта). Они зависят от целей клиента. Чего он хочет, после того, как подтвердится успешность проекта? Привлекать больше поставщиков? Расширять географию продаж? А может, сделать свой продукт максимально интерактивным? Инструменты будут разные.
Действуйте постепенно. Запустите MVP, и только когда получите первые комментарии от поставщиков и клиентов, приступайте к внедрению новых функций. Это нужно делать в соответствии с потребностями целевой аудитории. Начинайте продавать, собирайте отзывы, изучайте, что действительно нужно вашим покупателям, принимайте взвешенные решения.
Подведем итоги
Разработка MVP-проекта позволяет:
- сократить стоимость создания интернет-магазина за счет включения только важных функций;
- быстро запустить проект (на это уйдет 2-6 месяцев), получить прибыль и продолжить работу;
- снизить риск напрасно потраченного бюджета;
- привлечь инвесторов для развития проекта;
- быстро находить и исправлять ошибки;
- менять при необходимости бизнес-модель и разработать дорожную карту доработок для полной версии интернет-магазина.