редакции Выбор
Как китайские автопроизводители диверсифицируют свой бизнес
FAW, Great Wall Motors, Geely, Dongfeng и ряд других китайских автопроизводителей собираются сделать ставку на сервисы для заказа автомобилей с водителем (такси). В ноябре 2019 г. Чжан Вэнхуэй, президент Ole Chuxing (дочерняя компания Great Wall) заявил, что производители оригинального оборудования (ПОО) в среднесрочной перспективе около 50% прибыли будут получать от сервисов повышения мобильности, в том числе такси.
Диверсифицировать свой бизнес производителей побуждает положение на китайском рынке. Продажи автомобилей в 2019 г. по сравнению с 2018 г. сократились на 8,2% в 2019 г. до 25,8 млн. штук. Падение наблюдается уже второй год. В 2018 г. этот показатель также снизился, впервые с 1990 г. Тогда падение составило 2,8%.
Продажи электромобилей в Китае в 2019 г. также сократились на 4% до 1,2 млн. штук. Падение стало результатов снижения субсидий, о чем правительство Китая объявило в июне 2019 г.
Ряд экспертов полагает, что ухудшение ситуации с пробками, замедление экономики, на которую негативно влияют торговая война с США, коронавирус и ряд других проблем приведут к тому, что все больше людей в Китае будут отказываться от собственного автомобиля в пользу приложений для заказа такси.
Сервисы повышения мобильности — вот решение!
Ряд китайских автопроизводителей уже вышли на этот новый для себя рынок. Geely еще в 2015 г. запустила приложение для вызова такси Caocao Chuxing, парк которой сейчас составляет 32 тыс. электромобилей в 25 городах. Примеру последовали другие: в 2017-2019 гг. Dongfeng Motor выпустила Donggfeng Chuxing, FAW Group — Yiqi Chuxing, Chongqing Changan запустила Changan Traven, BAIC Group — Baic Mobility, а SAIC Motors — Xiangdao Chuxing.
Ряд производителей работает в партнерстве с ведущими Интернет-компаниями. В июне 2019г. Guangzhou Automobile Group (GAC) и Tencent запустили приложение OnTime. Компания, которую поддерживает также Didi, оперирует 10 тысячами электромобилей GAC. К концу 2020 г. они появятся в 5 ведущих городах Китая.
В июле 2019 г. в Нанкине запустилось еще одно аналогичное приложение — T3 Chuxing, за которым стоят китайские технологические гиганты Alibaba, Tencent, Suning, а также три китайских автопроизводителя — Changan Automobile, Dongfeng Motor Group, а также FAW Group. В настоящее время T3 уже действует в 6 городах включая Нанкин, Чанчунь и Ханчжоу, в декабре 2019 г. автопарк составлял 12 тыс. автомобилей.
Многие традиционные автопроизводители предпочитают на данном рынке использовать электромобили, так как цена их эксплуатации потенциально ниже, чем традиционных авто. Кроме того, электромобили поддерживает правительство. Ряд городов уже объявили, что все регистрируемые автомобили для такси должны быть полностью электрическими.
Конкуренция с Didi Chuxing
В настоящее время Didi Chuxing контролирует около 80% рынка вызова автомобилей с водителем.
Поэтому в борьбе за новых клиентов автопроизводителям придется вкладывать значительные суммы денег для повышения узнаваемости бренда, а также полагаться на крупные скидки на поездки. Кроме того, им, вероятно, также будет необходимо выделять субсидии водителям, чтобы побуждать тех переходить на новую платформу.
Так, T3 Chuxing после запуска предлагала пользователям купоны суммой в 20 юаней (2,9 долл. США) за первую поездку, а также предоставляла более значительные скидки около для 50% клиентов. Это позволило компании нарастить количество заказов до 100 тыс./день спустя 100 дней после начала деятельности.
Несмотря на перспективность, рынок вызова автомобилей с водителем едва ли достаточно большой для деятельности такого значительного количества игроков. Даже Didi Chuxing еще не вышла на уровень прибыльности. В 2018 г. финансовые убытки компании достигали 10,9 млрд юаней (1,5 млрд. долл.). На субсидии новым водителям Didi потратила 11,3 млрд. юаней (1,6 млрд. долл).
Будут ли проекты FAW, Geely, Great Wall и др. успешными?
FAW, Great Wall Motors, Geely, Dongfeng и другим производителям необходимобудет инвестировать значительные суммы денег, времени и усилий в приобретение автомобилей, привлечение клиентов, маркетинг и иные расходы.
Именно поэтому для сокращения расходов компании обычно запускают новые сервисы в городах, где расположены их штаб-квартиры, где они также могут получать поддержку со стороны местного правительства. Только после этого начинается экспансия на другие города и регионы.
Например, так поступила Ole Chuxing. Поддержанная Great Wall Motor компания в августе 2018 г. начала свою деятельность в г.Баодин (Хэбэй), где находится главный офис автопроизводителя. Лишь семь месяцев спустя такси-сервис начала свою деятельность в г.Шицзячжуан. Xiangdao Chuxing, поддержанная SAIC Motor, после своего дебюта в Шанхае в декабре 2018 г. начала экспансию в другие города только в июле 2019 г.
В целом, несмотря на потенциальные убытки, выход на рынок такси-сервисов — важный шаг для автопроизводителей, который позволит им превратиться в «поставщиков мобильности». Компании могут интегрировать новые сервисы с бизнесами по аренде автомобилей, торговле поддержанными авто, страхованием, создавать продуктовую экосистему. Диверсификация бизнеса позволит им снизить зависимость от динамики рынка продаж автомобилей на китайском рынке, которая в ближайшие годы, скорее всего, стабилизируется либо будет отрицательной.