редакции Выбор
Не быть исполнителем: как стать полноправным партнером в проекте
К дизайнерам и разработчикам нередко относятся как к рабочим инструментам. К ним приходят, говорят “Делай вот так”, забирают результат и уходят. Если повезет, дизайнер потом случайно где-то увидит свою работу. Причем он может ее даже не узнать, потому что заказчик что-то добавит от себя, не объясняя причин. Дизайнер никогда не узнает о результатах проекта, не сможет отследить его судьбу. Почему это плохо?
Зачем дизайнеру контролировать результат своей работ
Такой подход неизменно заканчивается профессиональным выгоранием. Ты делаешь что-то, не зная, зачем и почему. Не видишь, как твои усилия повлияли на проект. Все старания словно улетают в черную дыру. И рано или поздно дизайнер задумается - а ради чего это все? Зачем я этим занимаюсь? Здравствуй, выгорание.
Я часто видел такое - более того, так было и со мной. Сейчас я нередко общаюсь с дизайнерами, работающими по такой схеме. Приходит заказчик, дает ТЗ, принимает работу и убегает. И сотрудник не понимает, хорошо он сделал или плохо. Ему же никто не показывает статистику – как себя повел новый лендинг, больше он привел заявок или нет. Это не обязательно связано с сайтом – та же ситуация будет складываться в любой работе. И люди страдают, потому что не видят смысла в своей работе.
Порой достаточно дать сотруднику адекватный фидбэк, показать, как его труд влияет на результаты компании, чтобы предотвратить выгорание и вернуть в работу искру.
Я не буду валить всю ответственность за обратную связь на заказчика. По своему опыту я знаю, что отношение заказчика во многом зависит от того, как относится к задаче сам исполнитель. Если исполнитель делает ровно столько, сколько попросили, не задает вопросов и ничего не предлагает, заказчик не будет за ним бегать с результатом.
И наоборот, если исполнитель въедлив, он так задолбает заказчика своими вопросами, что у того не будет другого выбора – он даст доступы к дашбордам, подключит дизайнера к принятию решений и даст ему полную картину происходящего. И дизайнер увидит, как его работа меняет ситуацию в реальном мире, реакцию пользователей, количество кэша, который она принесла или унесла.
Как стать проактивным работником
Чтобы не превратиться в инструмент, которым забивают гвозди, нужно быть более проактивным человеком. Если ты что-то сделал, достань заказчика, чтобы он тебе сказал – хорошо это или не очень. Если тебя интересует какая-то часть твоего решения – допустим, ты поэкспериментировал и ты не уверен в результате – привяжись к заказчику, чтобы он обратил внимание именно на эту часть. И после запуска каждый день приходи и спрашивай, как там все работает. Активный поиск обратной связи необходим в первую очередь самому разработчику.
Я понимаю, почему некоторые не хотят этого делать. Критика пугает. Может оказаться, что твоё решение работает неправильно и ты увидишь много негативного фидбэка. Дизайн – это же как футбол: мало кто в него умеет играть, но все знают, как правильно это делать. Но поиск критики – первый шаг к саморазвитию и ответственности. Нужно всегда понимать, к чему относится фидбэк – не к тебе, а к твоей работе.
Если ты хочешь, чтобы твоя работа выполняла свои задачи, то предложи изменения на ходу. Для этого нужно с начала работы относиться по-партнёрски, уйти от схемы “заказчик-исполнитель”.
Тебе дали задачу – разберись, откуда она взялась, какая проблема возникла. Почему, условно говоря, заказчик просит покрасить кнопку в зелёный цвет? Чтобы нам оставляли больше почты. А зачем? Чтобы подписать пользователей на рассылку. А что за рассылка? У нас, может, уже есть другая часть с рассылкой, где можно это сделать. И тогда не нужно красить кнопку, а нужно нарисовать другой лендинг или в другом месте поставить кнопку. Суть в том, чтобы представить, что заказчик – твой друг и деловой партнер, с которым вы вместе делаете проект. А не кто-то незнакомый, кто заставляет тебя рисовать зелёные кнопки, которые ты терпеть не можешь.
Все это работает не только на заказчика, но и на дизайнера. Когда ты начинаешь воспринимать проблему как свою, ты можешь найти совсем иное решение – изменить не интерфейс, а какой-то процесс. Или пойти дальше и придумать что-то, что уберет саму проблему. Это как раз-таки работа над тем, чтобы не бояться предложить то, о чём тебя не просят. Эти идеи могут не решить конкретную проблему, но подтолкнуть к развитию бизнеса. И незамеченным это не останется.
Тебе будут давать более интересные заказы. Тебя не побоятся оставить тебя с какой-нибудь высокоуровневой задачей, зная, что ты сам разберешься со всем. Это то, чем любят заниматься хорошие дизайнеры – решать проблемы, а не идти по инструкции.
Иногда достучаться до заказчика бывает непросто чисто физически: например, если есть менеджер, который берет на себя все коммуникации с заказчиком и опасается допускать исполнителей к переговорам. Получается игра в испорченный телефон - менеджер может не понять вопрос, который ты адресовал заказчику, и неверно передать его ответ. Как быть в такой ситуации? Для начала стоит попробовать убедить менеджера, что это пойдет на пользу всему проекту. Как вариант – созваниваться втроём. Нужно показать на примере, что коммуникационные сложности могут навредить результату. Если менеджер не хочет к этому прислушиваться - иди выше.
В общем, стоит вылезти из угла и перестать плакать, что кто-то испортил твой проект. Вовлекайся и контролируй – это важно для тебя, для проекта и для компании.