Как IT-стартапу привлечь инвестиции?
В портфеле компании 3 продукта, разработкой которых мы занимаемся с 2016 года. За это время нам удалось стать резидентами Сколково, а также успешно привлечь несколько инвесторов на разных условиях. Здесь опишу несколько ключевых правил привлечения инвестиций, которые мы выработали за годы работы.
Итак, для начала мы сформировали пул узкоспециализированных мероприятий, где собираются потенциальные инвесторы со всей страны, а стартапы презентуют проекты. Например, форум INNOWEEK, который проходил в 2023 году в Москве.
Однажды, мы даже победили на этом форуме, об этом писали здесь, и уехали домой с наградой и подписанным инвестиционным договором.
О чем необходимо помнить перед выступлением на подобных форумах:
- Заранее подготовленная презентация. Структуру питч-презентации мы делали по общеизвестным правилам: кто я, проблема, решение, рынок, конкуренты, развитие проекта, риски, команда, условия для инвестора. Начинайте выступление со сторителлинга. Цель питча — заразить аудиторию идеей, для этого отлично подходят личные истории: их легко примерить на себя, им хочется сопереживать. Саму презентацию мы разумеется делали в онлайн-редакторе Slider-AI, в котором можно выбрать красивый дизайнерский шаблон и на него наложить всю информацию. Презентация, — это лицо вашего проекта и никому не захочется смотреть на неструктурированные и безвкусные слайды.
Особенно важно уделить внимание следующим пунктам во время выступления:
- Докажите, что проблема реально существует: отразите на слайдах результаты кастдевов, оцифруйте потери в денежном эквиваленте.
- Покажите, что продуктом занимается сильная команда, опишите кейсы каждого, успехи и достижения.
- Проанализируйте риски и опишите конкретный план по каждому.
- Не врите. Это сразу видно. Да и добавляет лишний стресс. Как бы это странно не звучало, но люди покупают людей, а не красивые доклады и зазубренный текст. 70% отдайте на личное восприятие, и только остальные 30% — на все остальное. Ложь считывается мгновенно, аудитория теряет интерес, доверие и ничего кроме провала получить не получится. Учитывайте, что аудитория инвесторов — это непростые люди, они многое прошли, многого добились, для них раскусить таких как мы — молодых предпринимателей, как два пальца, ну вы поняли.
- Не пытайтесь быть лучше/успешнее/креативнее, чем вы есть на самом деле. Самое главное в вашем выступлении быть максимально естественным, открытым, настоящим и получить удовольствие от процесса. Влюбить в себя и свой проект аудиторию (а именно это и нужно по итогу) возможно только через искренность. Оставьте пафос, мишуру и ненужные понты на другие случаи.
- Цифры, факты и детали. Инвесторы — это люди, которые умеют и любят считать, а также ценят свое время. Информация без подтверждений будет только раздражать аудиторию. Постарайтесь максимально подробно описать все подробности в цифрах. Предоставьте конкретные факты (данные опросов, исследований, своих наблюдений на худой конец).
- Кратко, четко и по делу. Во время выступления не уходите от темы, цените время аудитории, продемонстрируйте деловой, профессиональный подход. Обычно на подобных форумах выделяют не более 5 минут на доклад, и этого времени вполне достаточно на презентацию и даже вопросы.
Всем удачных сделок!