60% рабочего времени в HR — рутина. Отдаём её чат-ботам и экономим на психологе
Что такое HR-боты и их преимущества для бизнеса
HR-боты — это специализированные чат-боты, которые автоматизируют процессы найма, адаптации, вовлечения, информирования и обучения сотрудников. Они могут быть как с искусственным интеллектом, так и без него. Например, ИИ-ботов чаще используют, чтобы отвечать на повторяющиеся вопросы, а обычных — для сбора данных от соискателей и сотрудников.
Чат-бот для HR берёт на себя рутинные задачи и освобождает рабочие часы менеджеров. Например, может провести опрос, подскажет, как оформить документы, или расскажет новости компании. Это помогает увеличить скорость найма и производительность, а также снизить выгорание и ошибки человеческого фактора.
У чат-ботов есть и другие преимущества:
Работают 24/7. HR чат-боты обрабатывают запросы мгновенно в любое время суток. Например, если кандидат откликнулся на вакансию вечером или в выходные, ИИ ответит ему и проведёт опрос, чтобы собрать информацию для менеджера.
Также боты удобны для тех, кто работает в другом часовом поясе или в ночную смену. Сотрудники получают ответы на вопросы в удобное для них время, а HR-специалистам не приходится обрабатывать накопившиеся запросы на следующий день.
Удобны для пользователей. Согласно статистике, 73% россиян активно пользуются чат-ботами, половина из них предпочитает делать это в мессенджерах. С HR-ботом можно пообщаться в любое время и мгновенно получить ответы на свои вопросы, поэтому такой формат взаимодействия будет удобным как для действующих сотрудников, так и для кандидатов.
Систематизируют информацию. Например, бот занесёт данные о кандидате в таблицу, составит список тех, кому нужно пройти обучение, или сделает анализ резюме и даст оценку, насколько соискатель подходит под требования вакансии.
Боты многозадачны. Например, они одновременно общаются с сотней соискателей по десяткам вакансий, отвечают сразу в нескольких мессенджерах и заносят данные в разные системы, ничего не упуская.
Таким образом, внедрение HR-ботов позволяет сделать процессы качественнее для обеих сторон. Менеджеры по персоналу получают умного помощника, который освобождает им время для более важных задач. А соискатели и сотрудники быстрее решают свои запросы, что помогает повысить их лояльность к компании. Подробнее рассмотрим, какие задачи можно автоматизировать с помощью чат-ботов для HR-процессов.
Что передать боту на этапе найма
Найм сотрудника состоит из нескольких шагов, количество которых может меняться в зависимости от должности. Обычно HR-менеджеры делают следующее:
- размещают вакансию на сайте компании и job-агрегаторах;
- обрабатывают отклики;
- проводят первичный опрос кандидата;
- заносят данные в таблицу или корпоративную систему;
- назначают интервью;
- дают обратную связь;
- составляют отчёты.
Для технических или digital-специалистов добавляют этапы тестового задания и повторного интервью. Например, копирайтер может пообщаться сначала с HR-менеджером, потом с главным редактором, а затем ещё и с директором по маркетингу. Менеджеры по продажам могут дополнительно проходить оценку навыков презентации и психологическое тестирование.
Часть задач можно автоматизировать с помощью HR-бота для подбора персонала:
Знакомство с вакансиями. Соискатели просматривают вакансии не только на агрегаторах, но и, например, в Telegram-каналах по поиску работы или на сайте компании. На этом шаге можно подключить бота, который будет общаться с кандидатом в мессенджере или в онлайн-консультанте.
Например, сделать меню с открытыми вакансиями и сгруппировать их по категориям — «Маркетинг», «Техподдержка», «Тестирование» и т. д. Пользователь выберет ту, что его интересует, и в ответ HR чат-бот направит инструкцию, как откликнуться. В сценарий такого бота можно включить ответы на часто задаваемые вопросы: место и график работы, условия оформления, чем занимается компания, сколько этапов отбора.
Обработка откликов и первичный опрос. По данным исследования HeadHunter, 60% соискателей негативно относятся к компаниям, которые не реагируют на отклики, а 40% теряют интерес к вакансии, если им не ответили в течение 3 дней. При этом на одну вакансию могут откликнуться сотни кандидатов в разных каналах, и рекрутер не успевает дать обратную связь каждому в короткие сроки. В результате 15% соискателей уже находят работу к тому моменту, когда HR связался с ними.
Чтобы не терять лояльность кандидатов и увеличить скорость ответа, можно подключить HR-бота для подбора персонала к сайту, социальным сетям и мессенджерам. Бот ответит на отклик и проведёт первичный опрос, чтобы выяснить, насколько кандидат подходит под требования компании.
Таким образом, благодаря автоматизации до рекрутеров доходят только релевантные отклики, а все соискатели получат обратную связь.
Назначение интервью. Бот согласует время с кандидатом и отправит ссылку на конференцию, если собеседование проходит онлайн. В день интервью чат-бот напомнит о встрече и сообщит HR-менеджеру, если планы кандидата изменились.
Обратная связь кандидатам. Чат-бот может координировать соискателей на всех этапах отбора. Например, сообщит о результатах выполнения тестового задания, отправит отказ и объяснит, почему кандидата не готовы пригласить в компанию, или, наоборот, сделает оффер и расскажет о дальнейших шагах.
Сбор данных в единую систему. Бот можно интегрировать с Google-таблицей, специализированной HR-платформой или CRM-системой. Он будет сохранять данные о соискателях и двигать их по воронке.
Что может чат-бот для сотрудников
На этапе найма рутинные задачи в работе HR-специалистов не заканчиваются. Они помогают адаптироваться новичкам, отвечают на вопросы сотрудников, оформляют документы, делают корпоративные рассылки, организуют обучение и ревью. Рассмотрим подробнее, какие задачи, можно передать HR-боту.
Онбординг. По статистике HH.RU, 35% новых сотрудников испытывают негативные эмоции, потому что не понимают, какие у них задачи, 30% не знают, куда обратиться с вопросами, а 28% ощущают информационный вакуум. Снизить стресс от смены работы помогает онбординг — это процесс адаптации нового сотрудника.
Во время онбординга новичок разбирается в своих обязанностях, знакомится с коллегами и узнаёт о внутренних правилах компании. Если процесс выстроен хорошо, снижается текучесть кадров, уменьшается количество ошибок и повышается производительность.
Повысить качество онбординга помогут HR-боты для адаптации персонала. Им можно задать любые вопросы, даже те, что кажутся «глупыми», и мгновенно получить вежливый ответ.
ИИ-помощник расскажет, как оформить документы, какие материалы изучить в первую очередь, к кому обратиться, чтобы настроить рабочие программы. На следующих этапах онбординга бот может постепенно знакомить нового сотрудника с корпоративной культурой, ключевыми лицами в компании и собирать обратную связь о том, как проходит адаптация.
Благодаря автоматизации, HR-менеджер подключается к онбордингу только в определённые моменты. Например, когда бот провёл опрос о впечатлениях сотрудника и определил, что тот испытывает негативные эмоции и думает об увольнении.
Координацию внутренних процессов. Это оформление документов, информирование о новостях, опросы, приглашения на встречи, поздравление с днём рождения и другие повторяющиеся действия. Все эти задачи можно автоматизировать.
Например, если обучить бота по вашей базе знаний, он подскажет сотрудникам, как оформить отгул, подать заявление на отпуск, получить справку. ИИ-помощник соберёт необходимые документы — СНИЛС, полис, ИНН, скан паспорта и передаст их в бухгалтерию или отдел персонала.
Также бот может рассказывать о новостях компании, приглашать на внутренние встречи и проводить опросы. Например, отправит сообщение с предложением присоединиться к поздравлению коллеги с днём рождения или узнает мнение сотрудников, где лучше провести новогодний корпоратив.
Обучение. В боте можно запустить тест или курс с различными заданиями. Например, посмотреть видео и ответить на вопросы по нему. Сотрудникам не придётся изучать новую платформу, создавать аккаунт и придумывать пароль — обучение будет проходить в привычном мессенджере, который всегда под рукой.
Чат-бот напомнит об очередном уроке, отправит домашнее задание и проконтролирует его выполнение. Например, попросит написать отчёт или развёрнутый ответ на вопрос до следующего занятия.
Чтобы повысить мотивацию сотрудников, можно добавить соревновательный момент и корпоративные подарки для самых активных учеников. Например, начислять баллы, присваивать ачивки и формировать рейтинги, которые бот будет отправлять всем участникам. После окончания обучения сотрудник сможет обменять накопленные бонусы на призы от компании.
Организацию performance review. Примерно раз в полгода компании проводят оценку профессиональных навыков и результатов работы всех сотрудников — performance review. Этот метод помогает понять сильные и слабые стороны персонала, отследить прогресс в развитии, определить цели на следующий период и принять решение о повышении зарплаты или выплате премии.
Единого стандарта performance review нет, компании адаптируют процедуру под свои задачи и возможности. Например, в Smartbot этот процесс состоит из 6 этапов:
- Самооценка (self review): сотрудник заполняет анкету, где рассказывает о своих задачах и результатах.
- Подготовка матрицы обзора: в ней прописывают, кто и кого оценивает.
- Рассылка заполненных анкет респондентам: тем, кто даёт обратную связь по участникам ревью.
- Свод данных: наставник анализирует self review сотрудника и фидбеки от коллег, даёт свою оценку и формирует отчёт.
- Презентация экспертам: на встрече обсуждают результаты, утверждают или меняют оценку и дают ей обоснование.
- Подведение итогов: топ-менеджеры компании принимают решение о повышении и передают результаты HR.
Performance review отнимает много времени и создаёт дополнительную нагрузку на сотрудников всех уровней — от стажёров до топ-менеджмента. Чтобы ускорить процесс и сделать его проще для всех участников, мы автоматизировали часть этапов с помощью чат-бота.
В нём разделили сценарии для тех, кто проходит ревью, и респондентов. По команде бот отправляет нужные инструкции — как сделать self review или дать обратную связь о работе с коллегой. Также чат-бот напоминает о дедлайнах и информирует, если есть изменения в процессе. Например, когда увеличили срок одного из этапов.
Где и как создать HR-бота
Можно купить готовое решение, которое предлагают вендоры. Так, вам не придётся тратить время и ресурсы на разработку бота. Минус в том, что готовый продукт не всегда можно адаптировать под ваши процессы.
Второй вариант — сделать чат-бота для HR-процессов самостоятельно на конструкторе. Для этого необязательно иметь навыки программирования — есть платформы с интуитивно понятным интерфейсом, готовыми шаблонами и инструкциями. Также можно заказать разработку чат-бота «под ключ». Плюсы этих двух вариантов в том, что компания сможет гибко настраивать бота под свои потребности и быстро вносить изменения в алгоритм, например, добавлять новые сценарии.
Главное
Только 5% компаний используют ИИ в HR-процессах, но 46% планируют внедрить чат-ботов в ближайшем будущем. Таким образом, автоматизация — это конкурентное преимущество для бизнеса. Компании, которые используют HR-ботов для адаптации и управления персоналом, получают больше релевантных резюме, увеличивают скорость найма, удерживают сотрудников и повышают их лояльность.
Конечно, искусственный интеллект не заменит человека — у него нет эмпатии, он не может принять решение. Но чат-боты освобождают ресурсы, которые можно потратить на более важные и сложные задачи, например, развитие HR-бренда.
В конструкторе Smartbot есть готовые шаблоны для HR-процессов: адаптация сотрудника, AI-консультации, тесты с набором баллов. Адаптируйте их под свои задачи и экономьте время HR-специалистов.