Главное Свежее Вакансии   Проекты
451 0 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Многофункциональная система безопасности (МФСБ) обогатительной фабрики и система управления промышленной безопасностью

МФСБ - это комплексная система контроля и управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов (ОПО), к числу которых, относятся обогатительные фабрики, а также объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом (разрезы, карьеры)

В настоящее время горнодобывающие предприятия России вовлечены в масштабный процесс автоматизации технологических процессов, основной целью которых является «улучшение состояния промышленной безопасности и охраны труда в угольной промышленности до уровня развитых угледобывающих стран» (распоряжение Правительства РФ от 13.06.2020 года N 1582-р «Об утверждении Программы развития угольной промышленности России на период до 2035 года»).

Важнейшими звеньями автоматизированных систем управления технологических процессов (АСУ ТП) горнодобывающих предприятий являются люди — диспетчера и технические руководители. Принимаемые ими управленческие решения базируются на данных, которые собираются, обрабатываются и централизованно передаются на диспетчерский пульт автоматизированными системами, одной из которых является многофункциональная система безопасности (МФСБ).

Однако по изначальному замыслу, МФСБ — это не просто система мониторинга, а специальный класс комплексных систем, связанных с контролем и управлением промышленной безопасностью опасных производственных объектов (ОПО), к числу которых, согласно пункта 5 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относятся «работы по обогащению полезных ископаемых» (обогатительные фабрики), а также объекты, на которых ведутся горные работы открытым способом, в том числе с применением взрывных работ, связанные с увеличением глубин и усложнением горнотехнических условий разработки (угольные разрезы, карьеры).

При этом следует отметить, что термин «многофункциональная система безопасности (МФСБ)» изначально обозначал системы промышленной безопасности при ведении исключительно подземных горных работ (шахт). Для работ, производимых открытым способом (угольные разрезы и карьеры), а также работ по переработке и обогащению (обогатительные фабрики), название до недавнего времени не использовалось.

Согласно приказу Ростехнадзора от 19.11.2013 г. № 550 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности...», многофункциональная система безопасности (МФСБ) «должна обеспечивать: мониторинг и предупреждение условий возникновения опасности аэрологического и техногенного характера; оперативный контроль соответствия технологических процессов заданным параметрам; применение систем противоаварийной защиты людей, технических устройств, зданий и сооружений».

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (с изменениями и дополнениями)" в совокупности с Приказом Ростехнадзора N514 от 10 декабря 2020 года «Об утверждении Типового положения о единой системе управления промышленной безопасностью и охраной труда для организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев)» — эти документы предписывают угледобывающим предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, куда входят шахты и (или) разрезы, а также углеобогатительные фабрики, необходимость создания систем управления промышленной безопасностью (СУПБ) и обеспечивать их функционирование.

Основная цель системы управления промышленной безопасностью: идентификация, анализ и прогнозирование риска аварий на ОПО и связанных с такими авариями угроз, планирование мер по снижению рисков, координация работ и информационное обеспечение. Сама фабрика обязывается разработать систему управления промышленной безопасностью, которая является по сути системной аналитической работой с рисками, организацией процесса и документированием.

С организационно-технической стороны подключается и МФСБ, которая контролирует источники рисков, прописанные в системе управления безопасностью, а также реализует алгоритмы описанных взаимодействий при наступлении аварий, чрезвычайных ситуаций и рисков.

Однако в решении задачи по внедрению комплексной системы управления промышленной безопасностью у технических руководителей горнорудных предприятий, директоров обогатительных фабрик, проектировщиков систем возникает ряд вопросов.

— Как правильно сформулировать параметры и точно определить показатели промышленной безопасности для конкретного ОПО (обогатительной фабрики, угольного разреза или карьера)?

— Какие подсистемы (модули) в совокупности, должны быть заложены в основу разработки многофункциональной системы безопасности объекта, имеющего свою специфику технологических процессов?

— Может ли быть сформирован какой-то единый подход к разработке МФСБ для одного типа предприятий, скажем, для обогатительных фабрик?

В этой связи готовой инфраструктурой для внедрения многофункциональной системы безопасности (МФСБ) на ОПО является упоминаемые выше автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП). Подобные системы с самого начала позволяют осуществлять контроль и мониторинг параметров, являющихся показателями не только эффективности технологических процессов, но и их безопасности и надежности. В мировой практике системы управления производством, горными работами тесно взаимосвязаны с системами обеспечения безопасности производства в единую структуру управления.

Так, для обогатительных фабрик наиболее важными и релевантными модулями (подсистемами) для контроля безопасности будут следующие:

· система аэрогазового контроля (АГК),

· система контроля запыленности воздуха,

· система обнаружения ранних признаков эндогенных и экзогенных пожаров и их локализация,

· система контроля и управления пожарным водоснабжением,

· система связи и аварийного оповещения работников о чрезвычайных ситуациях,

· система определения местоположения работников фабрики,

· система поиска и обнаружения людей, застигнутых аварией,

· система оперативной, громкоговорящей и аварийной связи и аварийного оповещения,

· независимые линии связи между обогатительной фабрикой и подразделением ПАСС(Ф) и пожарных подразделений, обслуживающих фабрику.

Для интеграции с Ростехнадзором в системе необходимо также реализовать:

· системы передачи информации в территориальный орган федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, осуществляющий надзор на фабрике в части:

o срабатывания противоаварийной защиты людей, технических устройств, оборудования и сооружений;

o количества выявленных критических изменений технологических параметров работы фабрики.

Кроме этого, на наш взгляд, после введения в эксплуатацию АИС Ростехнадзора, необходимо будет обеспечить сопрягаемость МФСБ с подсистемой «Цифровой профиль субъекта и объекта надзора» для выполнения требований:

· мониторинг технологического процесса;

· уведомительная система о состоянии предприятия в режиме реального времени.

Правильная интерпретация указанных модулей и функционала, в совокупности, могут составить основу многофункциональной системы безопасности для обогатительных фабрик. Однако полный состав указанных систем и средств, объединенных в МФСБ, должен быть определен в результате аудита на основе установленных опасностей конкретной фабрики.

Основу разработки МФСБ на обогатительной фабрике (ОФ) должен составлять план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. Сроки действия планов мероприятий для объектов I, II и III классов опасности составляет 5 лет, что предусмотрено в федеральном законе 116-ФЗ.

Этот план должен включать в том числе:

· подробную характеристику объекта;

· сценарии наиболее вероятных и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения;

· характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и особенностей травматизма на таких объектах;

· схему организации взаимодействия подразделений, ответственных лиц;

· схему организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте;

· систему взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;

· первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте;

· действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб

В перспективе развития СУПБ предприятия предполагается продолжать системно идентифицировать, анализировать и прогнозировать риски аварий на ОПО и связанные с такими авариями угрозы, планировать меры по снижению рисков, координировать работы и поддерживать информационное обеспечение СУПБ.

С организационно-технической стороны к этому процессу подключается МФСБ, которая технически контролирует источники рисков, определенные в СУПБ, а также организационно-технически реализует алгоритмы взаимодействия, указанные в СУПБ при наступлении этих рисков (в первую очередь — аварий).

Эта работа должна позволить обеспечить реализацию риск-ориентированного подхода к надзору за состоянием промышленной безопасности ОПО.

В результате применения такого комплексного подхода приоритетными задачами МФСБ для обеспечения промышленной безопасности на обогатительной фабрике становятся:

· постоянный прогноз и непрерывный контроль за параметрами технологических процессов и недопущение отклонений параметров больше пороговых значений;

· передача оперативных сообщений, а также информации о критических параметрах работы ОПО в Ростехнадзор;

· поддержка принятия решений при наступлении рисков;

· улучшение бизнес процессов по контролю рисков, планированию и проведению мероприятий по их снижению (сервисный функционал ПО МФСБ);

· поэтапная взаимная интеграция МФСБ и СУПБ, цифровизация процессов контроля и управления для обеспечения промышленной безопасности.

Все более актуальной становится проблема цифровизации промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) к которым, безусловно, относятся объекты горнодобывающей отрасли. Создание комплексных систем управления безопасностью является сегодня не только залогом эффективной и безаварийной работы предприятий индустрии, но и вектором совершенствования для сферы надзора — дистанционный цифровой формат сделает контроль надзорных органов за деятельностью ОПО максимально технологичным и объективным.

Таким образом, цифровая экономика открывает для государства и горнодобывающего бизнеса перспективы успешного взаимодействия и дает жизнь новым перспективным проектам.

О компании

Компания «СМИС Эксперт» — российская компания, специализирующаяся на разработке, внедрении и техническом сопровождении программных продуктов и цифровых комплексов мониторинга состояния промышленных объектов и качества их эксплуатации.

Эксперт в сфере дистанционного контроля и обеспечения промышленной безопасности для предприятий различных отраслей.

Компания участвует в проектах строительства объектов федерального значения от проектных работ до ввода в действие, является надежным партнером федеральных интеграторов, технологическим партнером ведущих производителей средств измерений.

Ответственный за корпоративные коммуникации:

Сергей Ковалев, Исполнительный директор

компании ООО «СМИС Эксперт»

+ 7 (929) 641-51-30, +7 (495) 532-52-62

pr@smis-expert.com

Источник: https://smis-expert.com/mfsb-mnogofunktsionalnaya-sistema-bezopasnosti/

Сайт: https://smis-expert.com/

0
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем