Главное Авторские колонки Вакансии Образование
4 035 15 В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем

Мемасики в соцсетях: использовать или не использовать

По силе действия мем похож на дурацкую песенку, застрявшую в голове. Не понимаете, использовать или нет мемы в продвижении собственного бизнеса в социальных сетях? Мы тоже не понимали, но разобрались, и хотим поделиться своим опытом.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Ходите с загадочным лицом и не можете решить, использовать мемы или нет? Отложите череп и давайте разберемся, что к чему. Романтические страдания — это не модно.

Вы следите за тем, как крупные бренды используют инфоповоды и постят мемы? С удовольствием пишете в комментариях Как же вы деградировали! Это ж сексизм/шовинизм/расизм. На изм много интересных слов. Но вам, как бедному Гамлету, нет покоя.

Не понимаете, использовать или нет мемы в продвижении собственного бизнеса в социальных сетях? Не волнуйтесь, вы не одни такие. Мы тоже не понимали, зачем нужны мемы, но разобрались, и хотим поделиться своим опытом.

Что такое мем и какие задачи он решает?

Если до сих пор думаете, что мем — это прикольная картинка, сочиненная школьником — заблуждаетесь.

Википедия говорит:

Мем — это единица культурной информации, любая идея, символ, манера, осознанно и неосознанно передаваемые от человеку к человеку с помощью жестов, речи, письма. Термин появился в 1976 году благодаря биологу Ричарду Докинзу

Спасибо, Википедия.

Разновидностей мемов много, но нас больше всего интересует интернет-мем. Проще всего суть интернет-мема объяснили авторы Лурка:

Допустим, пользователь постит картинку со смешной подписью. Кто-то замечает её и постит на другом ресурсе, при желании заменив подпись на другую (или сменив фон, но оставив надпись). В процесс включаются другие люди, каждый последующий вариант будет порождать десятки новых. Зачем? Да просто так, потому что понравилось — отвечает голос обосновавшегося в голове жертвы вируса. Подобно клеткам рака, картинки расползаются по телу интернета, и теперь можно с некоторой уверенностью утверждать, что это мем

Спасибо, Лурк (сорри, стилистику пришлось редактировать).

По силе действия мем похож на дурацкую песенку, застрявшую в голове. Не нравится ни музыка, ни слова, ни исполнитель, но, как зомбированный, продолжаешь напевать и двигать плечами в такт.

У интернет-мемов есть своя классификация, выделим две главные разновидности: ситуативные и классические.

Классические мемы

Это один из способов общения с пользователями. Вы доносите информацию на понятном для аудитории языке, обращаясь к основным архетипам Юнга (предрасположенность людей одинаково понимать общечеловеческие психологические вопросы, чувства к родителям, желание любви, потребность к успеху, саморазвитию и т.д.). Как правило, в человеке присутствуют все архетипы, но в разные моменты в жизни какой-нибудь превалирует над остальными. Классический мем обращается к одному из этих вариантов поведения.

Архетипов много, мы составили памятку, чтобы сориентировать. Основные архетипы:

  1. Герой — когда вы несете кольцо в Мордор
  2. Антигерой — когда вы построили Мордор
  3. Персона, или лицо в социуме — сын маминой подруги
  4. Наставница — Елена Малышева (или Саша Грей)
  5. Наставник — Йода
  6. Анима, или женское начало — я, когда у машины сдуло колесо
  7. Тень анимы — Харли Куинн
  8. Анимус, или мужское начало — черный властелин
  9. Тень анимуса — Гарольд, который скрывает боль
  10. Плут — капитан Джек Воробей (смекаете?)

Ну, вы поняли.

Минус такого мема: никто не защищен от того, чтобы быть неправильно понятым.

За этот мем против банка возбудили дело о нарушении закона о рекламе, декабрь 2017.

Депутат Госдумы увидел в нем популяризацию криминального движения и пожаловался в ФАС. Застраховаться от такой реакции невозможно. Шутка может не зайти или зайти совсем не так, как ожидается.

Классический мем не обязан быть свежим, но с ними нужно быть осторожным. Убедитесь, что понимаете его правильно. Найти и сделать такие мемы можно в мемогенераторах, например, Рисовач.

Ситуативные мемы

Реакция на событие или новость. Они привлекают внимание к бренду и увеличивают охват аудитории. Конечно, если мем появился сразу после новости и оказался удачным.

Мем не влияет напрямую на увеличение продаж. Но, подобно вирусу, он застревает в голове пользователя: когда возникнет необходимость в покупке, вероятно, он вспомнит именно о вашем бренде.

Например, в феврале Илон Маск запустил свою Falcon Heavy. Бренды поймали инфоповод и понеслось. Сначала бренды начали делать подписи к фотографии ракеты:

Потом надписи появились на самой фотографии:

Здесь уже добавили нового персонажа:

(апогей креатива)

Минус ситуативного мема — компания должна быстро среагировать на инфоповод. Мем, как и осетрина в романе Булгакова, бывает только первой (она же последняя) свежести. Сомневаетесь насчет актуальности — проверьте частоту упоминаний в Google Trends. Не злите пользователей, не используйте просроченное: не успели поймать — упустили возможность сделать мем.

Свежие мемы и инфоповоды можно найти на Пикабу, 9gag и Joyreactor (если хорошо с английским), или отследить во ВКонтакте и Twitter.

Когда не использовать мемы?

Мем — не волшебная таблетка, а один из инструментов маркетинга. Им нужно уметь пользоваться. Мем не заменит других инструментов и не поможет, если есть проблемы в самом продукте или услуге. Мы составили чек-лист, когда точно не нужно делать мем:

  1. Плохо знаете свою аудиторию.
  2. Не понимаете суть мема или инфоповода.
  3. Делаете, потому что все делают.
  4. Пытаетесь заменить мемом остальные маркетинговые инструменты и замаскировать плохой продукт.
  5. Не умеете шутить.
  6. Используете старый инфоповод или мем с истекшим сроком годности.

Как мы используем?

Мы — b2b сервис, занимаемся автопостингом в соцсети. Наша ЦА — маркетологи, бизнесмены и (почему речь вообще зашла про мемы) SMM-специалисты.

Нам лень следить за трендами, и мы не очень хороши в юморе, поэтому ситуативные мемы не постим. Используем классические мемы, чтобы привлечь внимание пользователей к публикуемой информации.

Так мы сообщили, что работаем на каникулах. Героям и трудоголикам из мира SMM понравилось.

Так рассказали подписчикам о новой статье и акции к Черной пятнице:

Играли на созвучии Black Fry Day, фанаты Футурамы оценили

Мы изучаем своих пользователей, их интересы и архетипы поведения, поэтому не боимся делать мемы.

А вы уже решили, быть или не быть? Обсудим в комментариях!

+4
В избр. Сохранено
Авторизуйтесь
Вход с паролем