редакции Выбор
Instagram* и ВКонтакте: сравниваем возможности соцсетей. Часть 2
Продвижение
Реклама у блогеров
Instagram*, Facebook* | ВКонтакте | До сих пор остается актуальным взаимопиар, покупка рекламы у блогеров. | Существуют биржи рекламы, например, Postmarket.pro, SocialTrade, Epicstars и др. Но покупка рекламы у блогеров не так развита, как в Instagram*. Удобнее договариваться с администратором сообщества лично, но все это происходит на устных договоренностях, что не дает безопасности. |
Использование видео для привлечения дополнительного охвата и роста аудитории
Instagram* | ВКонтакте | Публикуем короткие динамичные ролики в Reels, где экспертные ролики приносят хороший охват и вовлеченность. | Используем аналог Reels ВКонтакте — ролики в VK Клипах. Ролики действительно могут принести дополнительный охват сообществу, а вот набрать аудиторию таким способом гораздо сложнее. |
Одним из бесплатных способов продвижения в Instagram* остается создание видеороликов в Reels. Об этом мы можем судить по статистике блогеров, которые продолжают использовать этот инструмент и обеспечивать себе рост аудитории.
Альтернативой Reels в VK являются VK Клипы, которые представляют собой «бесконечную ленту коротких вертикальных роликов на разные темы: от развлечений до образования».
Если в Reels процветает экспертный контент (что и позволяет привлечь подписчиков), то ВКонтакте такого пока нет. В топах просмотров — шуточные ролики, розыгрыши, танцы. А экспертные материалы (на любую тему) просмотры не набирают, либо набирают, но в единичных случаях. Есть сложности и с алгоритмом: часто бывает, что короткие видео, набравшие миллионы на других площадках, не набирают их во ВКонтакте. Поэтому прогнозировать результат крайне сложно.
Таргетированная реклама
Состояние таргетированной рекламы
Instagram*, Facebook* | ВКонтакте | С марта 2022 года нет возможности запускать рекламу, так как соцсети официально запрещены в России. | С марта 2022 соцсеть стала одной из самых популярных площадок для привлечения трафика, из-за чего рекламный аукцион сильно «перегрелся» и стоимость рекламы выросла. |
Подход к настройке рекламы
Для каждой соцсети разная вовлеченность таргетолога в работу, что стоит учесть при работе с подрядчиком.
Instagram*, Facebook* | ВКонтакте | В Facebook* хорошо работал искусственный интеллект. Поэтому, когда таргетолог задавал начальные параметры (гео, пол, возраст, интересы), кампания обучалась и алгоритм показывал рекламу нужной аудитории. | Нужно уделять больше времени сегментации, так как с наплывом новой аудитории в соцсеть, рекламный аукцион работает нестабильно. |
Только за май во ВКонтакте трижды менялись правила рекламы, поэтому креативы требовали постоянных доработок. Из-за ручной модерации были и другие дополнительные проблемы. Например, у одного модератора рекламная кампания проходит, а у другого — нет, и рекламу блокируют. И только сейчас, в июне, ситуация постепенно начинает стабилизироваться.
Парсеры
Речь идет о специальных сервисах для автоматического сбора данных, которые позволяют собирать информацию из любых источников.
Facebook* | ВКонтакте | Парсеров нет. | Есть парсеры для работы с сегментами аудиторий, что позволяет собрать аудиторию более точечно на основе совершенных пользователем действий в соцсети. Самые используемые парсеры: Target.Hunter, Pepper.Ninja, Церебро Таргет, Segmento Target. |
Продвижение товаров и услуг
Instagram* | ВКонтакте | Нельзя продвигать товары из Shopping Tags. | Есть автоматическое продвижение товаров, чтобы человек мог купить здесь и сейчас. |
Продвижение видео
Instagram* | ВКонтакте | В соцсети хорошо работало продвижение роликов в Reels, что давало дополнительные переходы в профиль и на сайт. | Продвижение клипов дает хороший дополнительный охват, но по сравнению с Reels — небольшое количество переходов. Есть гипотеза, что это связано с контентом: на фоне смешных роликов он возможно воспринимается неуместным. |
Продвижение сторис
Instagram* | ВКонтакте | Можно было продвигать сторис, быстро ее опубликовав с телефона. | Для того, чтобы запустить рекламу на сторис, необходимо загружать ее отдельно в рекламный кабинет и уже потом запускать рекламу. |
Подписчики конкурентов
Instagram* | ВКонтакте | Нет настройки рекламы на подписчиков конкурентов. | Можно настроить рекламу на подписчиков конкурентов, которые активны в похожих сообществах. |
Поиск
Facebook* | ВКонтакте | Есть поиск по интересам, что позволяет точечно находить нужную аудиторию. | Поиск по интересам работает не так точно, как в Facebook*. Но здесь есть поиск по ключевым словам, который распространяется на все сервисы ВКонтакте. Данный инструмент помогает определить, какие товары или услуги уже искали пользователи. |
Комьюнити-менеджмент и продажи
Система коммуникации в Instagram* и ВК тоже различается.
Отправка сообщения
Instagram* | ВКонтакте | Если аккаунт открытый, мы можем начать коммуникацию с пользователем, написав ему сообщение. | Не можем отправить сообщение пользователю, пока он сам не начнет переписку с сообществом. |
Точки контакта
Instagram* | ВКонтакте | Общаемся с аудиторией в комментариях, отвечаем на сообщения в директе. Это единственные точки контакта в соцсети. | Используем для общения все разделы сообщества: личные сообщения, комментарии под фото, видео, товарами, обсуждения. Точек контакта гораздо больше. |
Для того, чтобы не пропускать сообщения и оперативно отслеживать комментарии, мы рекомендуем:
- Включить уведомления сообщества.
- Настроить уведомления после заполнения различных форм пользователем (анкеты, заявки), чтобы администратор получал персональное сообщение в личку.
- Проводить мониторинг сообщества 1-2 раза в день на предмет сообщений и комментариев.
- Интегрировать соцсеть с CRM-системой для работы с заявками.
- Отмечать сообщения в сообществе как непрочитанные или выделять их с помощью специальных меток.
Почему это важно? Если раньше человеку было легче позвонить, то сейчас ему проще написать сообщение и обсудить вопрос по переписке. То есть колл-центр должен перестраиваться в новый режим работы, когда операторы общаются не только по телефону, но и внутри соцсети.
Выиграют те компании, которые будут выстраивать комьюнити-менеджмент в соцсетях как бизнес-процесс. А не надеяться на то, что им позвонят сами, тем более, в условиях кризиса, когда во многих нишах спрос значительно упал.
Рассылки
Instagram* | ВКонтакте | Взаимодействие с пользователями можно организовать с помощью рассылки вручную и массово с помощью платных приложений, которые не интегрированы с соцсетью. Но многие из них основаны на серых методах продвижения: масслайкинге и массфолловинге. | Рассылки можно делать вручную и массово с помощью бесплатных и платных сервисов, таких как: Gandy Mail, Senler, SmartBot, ArtSend. Они уже интегрированы со всей экосистемой VK и не воспринимаются как спам, если вы делаете рассылки в рамках контент-стратегии. |
Чат-боты
Чат-бот представляет собой программу, которая имитирует переписку потенциального покупателя с менеджером, но в формате геймификации.
Instagram* | ВКонтакте | Можно внедрить разные виды чат-ботов, но насколько это разумно сейчас, когда половина аудитории либо не пользуется соцсетью, либо заходит туда не так часто? | Можно внедрить чат-бота, который уже интегрирован с вашей еженедельной рассылкой. А так отправлять рассылку можно после того, как пользователь дает на это согласие, письма не вызывают негатив и ощущение спама. |
Как работает чат-бот ВКонтакте:
- Пользователь подписывается на рассылку в группе. Автоматически получает приветственное письмо.
- Под сообщением появляются тематические кнопки.
- Пользователь нажимает подходящую кнопку, и бот автоматически отправляет ответ.
В рамках работы чат-бота вы можете делать дополнительную еженедельную рассылку с полезными письмами. Не будьте слишком навязчивыми, чтобы пользователи не отписывались от вас, и делитесь уникальным контентом, который не публикуете в группе в открытом доступе для всех подписчиков.
И, конечно, не забывайте про оформление. Минимальные требования к тексту: разделение на абзацы, наличие привлекательного баннера, сокращенная ссылка через сервис vk.cc, чтобы она смотрелась аккуратно.
Ссылки
Instagram* | ВКонтакте | Размещаем ссылки на товары и предложения в сторис, так как в постах это возможно только с призывом перейти по ссылке в шапке профиля. Вместо ссылки используем отметки товаров на фото с помощью Shopping Tags. | Размещаем ссылки в постах, товарах; пользователю не нужно переходить по ссылке в шапке профиля, он попадает в нужное место здесь и сейчас, что сокращает путь клиента от принятия решения до покупки и автоматизирует общение. |
Дополнительно к ссылкам ВКонтакте отмечать товары на фото или в посте и вести в Магазин, что снова помогает потенциальному покупателю быстрее познакомиться с товаром и принять решение о покупке.
Магазин
Instagram* | ВКонтакте | Здесь работает Shopping Tags, в котором можно связаться с продавцом в директе, либо перейти на сайт с товаром. Товар можно отправить в сообщении другу или сохранить. | Здесь работает магазин ВКонтакте, где можно сделать перечисленные функции как в Instagram*, а также: позвонить в указанные часы работы, положить товар в корзину и оформить заказ прямо через ВКонтакте, указать сопутствующие товары. |
Еще несколько интересных функций магазина ВКонтакте:
- Пользователь может добавлять товар в желания, тем самым формировать свой виш-лист ко Дню рождения для других пользователей. С точки зрения продвижения это дополнительная точка касания с подписчиком, так как алгоритмы фиксируют, какие товары были сохранены, и предлагают похожие.
- С начала июня управлять заказами в магазине можно прямо с мобильного телефона.
- В мини-приложении «На прилавок» появилась функция, которая позволяет загружать в сообщество фотографии из других соцсетей и превращать их в карточки товаров.
Выводы
- Как вы видите, Instagram* и ВКонтакте — это разные площадки продвижения. Не зная их особенностей, вы не сможете выстроить грамотную стратегию продвижения.
- В запрещенной соцсети остается несколько возможностей продвижения: Reels, реклама у блогеров, коллаборации с брендами. Во ВКонтакте перед нами открывается масса возможностей для полноценного комплексного продвижения без юридических рисков. Прежде всего, там есть главное — таргетированная реклама, без которой продвижение контента невозможно.
- Сообщество ВКонтакте хорошо использовать для построения комьюнити вокруг бренда, так как точек соприкосновения с пользователем там гораздо больше, чем в Instagram*.
- Еще одна важная особенность ВКонтакте — единая экосистема со своими продуктами. Поэтому вы можете выбирать разные плейсменты, отталкиваясь от задач бизнеса: Магазин, VK Клипы, чат-боты и многое другое.
Напутствие
Несмотря на то, что в статье мы разобрали самые основные инструменты ВКонтакте, не забывайте следить за другими обновлениями. Это позволит держать руку на пульсе и оперативно решать бизнес-задачи, как это делаем мы. Смотрите сами.
*Meta, которой принадлежит Instagram и Facebook, признана в России экстремистской организацией.