редакции Выбор
Соцсети любят взаимность: победительница PR-премии Громче! Диана Фердман – о личном бренде предпринимателя и работе
С таким вопросом мы пришли к Диане Фердман — основательнице сообщества «Да!Мы в бизнесе» и первой героине нашей новой рубрики, в которой будем знакомить вас с самыми яркими участниками премии «Громче!».
Кажется, у Дианы есть маховик времени — потому что она успевает совмещать предпринимательство, семью, соцсети, путешествия и публичные выступления. А может, секрет в том, что она работает, когда другие отдыхают, — первого января, например.
Мы поговорили с предпринимательницей о том, зачем учиться делегировать, как сформировать лояльную аудиторию в соцсетях и что изменилось в ее бизнесе после победы в премии «Громче!».
«Никто не сделает лучше меня?»
— Говорят, есть два типа руководителей: кто-то предпочитает все контролировать, а кто-то — делегировать. К какому типу относитесь вы?
— Как раз-таки самое лучшее решение, которое было в моем бизнесе, — начать все делегировать. У предпринимателя всегда есть четыре страха, связанных с передачей ответственности:
· Никто не сделает так хорошо, как я;
· Сделаю сам, потому что объяснять дольше;
· У меня украдут клиентов, если я буду передавать их сотрудникам;
· Подчиненные ошибутся — их ошибка будет стоить мне бизнеса.
Эти страхи очень сильно тормозят. Многие предприниматели именно в малом бизнесе работают в стиле «он же курьер, он же менеджер, он же бухгалтер, он же маркетолог, он же специалист по работе с клиентами». То есть руководитель пытается охватить все сферы. Лично у меня ушло восемь лет на понимание, что делегировать нужно все.
— Но ведь наверняка что-то должно оставаться под контролем руководителя?
— Возьмем мой проект «Да!Мы в бизнесе» — сейчас он полностью реализуется не мной. У меня есть прекрасный ассистент, моя правая рука, и она этим проектом занимается. Ведет телеграм-канал, запрещенные соцсети, договаривается со спикерами и площадками, занимается сайтом и рассылками. Моя же задача — быть лицом этого бренда. Прийти раз в месяц по согласованной со мной дате и выступить ведущей, представить спикеров.
Но очень долгое время весь объем я брала на себя. Это и бизнес-завтраки, и курирование сообщества на 12,5 тысяч человек, и взаимодействие с рекламодателями (что, кстати, большой пласт работы, ведь женщинам-предпринимательцам можно продать что угодно — от коучинга до шиномонтажа). И только пару месяцев назад я наконец наняла директора по рекламе, который теперь полностью ведет все эти площадки. В общем, делегирование — наше все.
Люди плюс энергия
— Вы как-то упоминали, что из всех ваших соцсетей самая успешная — это личный телеграм-канал, который вы ведете «от души, без контент-плана и по остаточному принципу». А нужна ли вообще предпринимателям SMM-стратегия, чтобы личный блог приносил пользу бизнесу?
— Для успеха в социальных сетях нужны две составляющие. Во-первых, я рекомендую выбрать одну флагманскую соцсеть. Это должна быть та площадка, в которой вам самим интересно находиться — листать ленту, комментировать других участников. Только тогда вас начнут читать.
Ни одна социальная сеть не любит одностороннего отношения. Вы не просто написали пост, сделали сторис, провели прямой эфир и ушли — нет. Нужно подписываться на людей, лайкать, высказывать свое мнение. Вообще комментинг — именно та часть продвижения, в которой лично я выстрелила. Но тут важна и вторая составляющая успеха — вы должны быть интересным, узнаваемым, отличающимся от толпы. Тогда вас заметят, ваша аудитория будет расти. А лояльные люди и та энергия, которую вы им транслируете, — это валюта нового времени. Чем больше в вас самих энергии, чем больше людей в вашем окружении, тем более успешны вы и ваш проект.
— Кажется, именно на этой формуле — «люди плюс энергия» — и строится ваш проект «Да!Мы в бизнесе». Что-то в нем изменилось после победы в «Громче!»?
— Мы заметили интересную статистику: после того, как выиграли в номинации «Нетворкинг», у нас увеличилось количество участниц на бизнес-завтраках. Вообще участие в премиях — это часть стратегии продвижения бренда. Для малого бизнеса это возможность привлечения клиентов, расширения аудитории. А значит, стоимость ваших услуг и товаров на рынке растет. Вы становитесь громче.