редакции Выбор
Минфин РФ разработал меры против налогового демпинга малого бизнеса
В Минфине РФ разработали меры против необоснованной перерегистрации бизнеса в регионы с «демпинговыми» налоговыми ставками по «упрощёнке». Об этом пишет РБК со ссылкой на поправки в законодательство.
Согласно документу, для бизнесов с упрощённой системой налогообложения, которые перерегистрировались в регион с более низкой ставкой налога, в течение трёх лет будет сохраняться ранее действовавший уровень нагрузки.
«Такие изменения направлены на предотвращение получения необоснованной налоговой выгоды за счёт перерегистрации бизнеса в другие регионы», — говорится в сообщении.
Стандартная налоговая ставка на «упрощёнке», установленная правительством, составляет 6%, если объект налогообложения — доходы, и 15% при обложении доходов, уменьшенных на величину расходов. В 2024-м ещё действуют повышенные ставки в рамках УСН для более высокодоходных бизнесов — 8 и 20%. Регионы вправе снижать их до 1% по доходам и до 5% — по доходам за вычетом расходов. Такие ставки действуют в Калмыкии, Чечне, Ингушетии, Курганской области, Удмуртии и Мордовии.
Они стимулируют предпринимателей формально регистрироваться в этих регионах, при этом фактическая деятельность там не ведётся.
«Соответственно, введение таких „демпинговых“ пониженных налоговых ставок приводит к необоснованным выпадающим доходам консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Изменения в Налоговый кодекс позволят исключить практику необоснованной перерегистрации бизнеса в субъектах РФ, в которых действуют пониженные налоговые ставки для налогоплательщиков, применяющих УСН», — прокомментировали в министерстве.
Мнение экспертов
Как считает партнёр МЭФ Legal Вадим Зарипов, проект Минфина в какой-то мере решит проблему фиктивной миграции. Его преимущество «в простой и понятной норме, но решение предложено слишком прямолинейное».
«В результате, с одной стороны, под ограничение подпадают те, кто реально перенёс бизнес в другой регион, и они оказываются в неравных налоговых условиях с конкурентами. С другой стороны, норма легко обходится путём регистрации новых юрлиц/ИП и перевода бизнеса на них», — отметил он.
По словам Зарипова, налоговым органам придется выявлять такие практики и доказывать фиктивность перемещения, применяя ст. 54.1 НК РФ («налоговая реконструкция» — прим. ред.), а компании будут получать большие доначисления и разоряться.
Руководитель экспертного центра по налоговой и бюджетной политике «Деловой России» Кирилл Никитин полагает, что можно будет просто открыть новый бизнес в другом регионе и применять там пониженную ставку сразу, не ожидая трёх лет. Привязка к применению УСН в старом регионе регистрации избыточна.
«Если я сейчас на основной системе налогообложения с доходами от 266 до 450 млн, то в следующем году смогу сменить регион регистрации и применять пониженные ставки УСН сразу», — прокомментировал эксперт.
Никитин добавил, что у режима УСН есть ряд недостатков, которые требуют вниманияэ. С одной стороны, ставки по «упрощёнке» — это последний имеющийся инструмент налоговой конкуренции между регионами, однако существует дисбаланс, из-за которого основными представителями льготных ставок для бизнеса являются дотационные субъекты. В результате «все цветы в Москве продаются чеченскими ИП со ставкой 1%».